Экономика
13:44, 26 ноября 2010

Хотели Кука? Россию завоевывают лидеры туристического рынка Европы

Британская Thomas Cook Group, один из лидеров европейского туристического рынка, приходит в Россию. Британцы организовали совместное предприятие с "Интуристом", куда российская компания передала активы, а Thomas Cook Group - 45 миллионов долларов. Теперь в России представлены практически все крупные иностранные тургагентства.

Новость о совместном предприятии Thomas Cook Group и "Интуриста" пришла в очень удачное для этих компаний время. Выход надежного европейского туроператора произошел в тот момент, когда именно такая компания и была нужна российскому рынку, который до сих пор обсуждает дело "Капитал Тур". Эта компания (основанная на российские деньги и управляемая российскими менеджерами) задолжала банкам столько, что они вынуждены были начать процедуру блокирования счетов. Для возвращения из разных уголков планеты уже отбывших туда туристов счета решено было все-таки разблокировать, но другие россияне, успевшие оплатить свой отпуск, но не успевшие покинуть родную страну, теперь, видимо, останутся дома.

17 ноября "Капитал Тур" заявил, что временно прекращает деятельность. На дворе уже 26-е, но дело с мертвой точки не сдвинулось, хотя у туроператора и появился надежный партнер. 18 ноября проблемный актив согласился купить банк "Международный финансовый клуб", организованный Михаилом Прохоровым. Один из самых богатых людей России, впрочем, согласился финансировать "Капитал Тур", только если тот урегулирует все вопросы, связанные с задолженностью перед другими банками.

Понятно, что в сложившихся обстоятельствах репутация "Капитал Тура" оказалось сильно подмоченной. И не только его - проблемы этого туроператора по касательной заденут и все российские частные компании, не принадлежащие корпоративным гигантам, надежность которых не оспаривается.

Кому это надо?

В смысле репутации "Интурист" выглядел на фоне других российских компаний едва ли не идеально. Во-первых, эта компания существует с 1920-х годов и ассоциируется с Советским Союзом. Как показывает практика использования советских брендов (от "Аэрофлота" до "Советского шампанского"), в современной России они не отпугивают клиентов, а наоборот, вместо логичных, казалось бы, ассоциаций с застоем, очередями, сивухой и отсутствием какого бы то ни было сервиса, вызывают ностальгические воспоминания о стабильности и надежности.

Во-вторых, "Интурист" с 1994 года принадлежит АФК "Система", огромному холдингу Владимира Евтушенкова, который так же далек от банкротства, как советский сервис - от европейского.

Тем не менее, даже "Интуристу", который согласно данным "Туринфо", в 2009 году занимал первое место по выручке среди всех российских туристических компаний и третье (после "Капитал Тура" и S7) - по количеству клиентов, для активного развития потребовался иностранный инвестор. Им и стала Thomas Cook Group, второй по величине туроператор в Европе.

Кто кому больше понадобился, вопрос, впрочем, спорный. Thomas Cook Group "ухаживал" за "Интуристом" уже по крайней мере год, а за российским рынком в целом - и того больше. ”Ведомости" в номере от 25 ноября цитировали такую фразу гендиректора компании Манни Фонтенла-Новоа: "Я хочу быть агрессивным на этом рынке".

Эта агрессия вполне понятна, ведь европейский туристический рынок уже в достаточной степени насыщен. В России же работы до сих пор непочатый край: благосостояние многих россиян растет, многие из них хотят ездить на отдых не только в банальный Египет или не менее банальную Турцию, но и во многие страны Европы, в Юго-Восточную Азию.

Кроме того, "Интурист" может помочь британцам завоевать долю въездного туризма. Здесь возможностей для роста также видимо-невидимо. В 2009 году Москву посетило 3,7 миллиона зарубежных туристов. Для сравнения, Париж за полгода посещают около 16 миллионов туристов.

Суть сделки

По условиям соглашения между "Интуристом" и Thomas Cook Group, стороны создадут совместное предприятие, в котором 51 процент будет принадлежать британцам. Они же выступят и главным инвестором СП. То есть, фактически можно говорить о том, что Thomas Cook Group купила 51 процент "Интуриста" за 45 миллионов долларов. Правда, не всего целиком. В рамках "Системы" "Интурист" разделен на четыре отделения: туроперирование, гостиничный бизнес, розничные продажи и транспортные услуги. Британцам достанется только туроператор и отделение розничных продаж.

В договоре между компаниями есть один любопытный пункт: если EBITDA (прибыль до уплаты налогов) СП в 2012 году составит менее 15 миллионов долларов, то британцы имею право потребовать от "Интуриста" вернуть те же самые 15 миллионов. Впрочем, указанный рубеж не выглядит недостижимым: выручка всего "Интуриста" в кризисном 2009 году составила более 715 миллионов долларов, в 2010 году она должна еще подрасти. "Ведомости" отмечают, что почти вся выручка компании приходится именно на те два дивизиона, которые передаются в СП.

Кто именно будет управлять совместным предприятием, пока неизвестно. Как и то, сможет ли "Интурист" со скидкой пользоваться имуществом Thomas Cook Group, например, принадлежащими этой компании самолетами и отелями.

Скорее всего, впрочем, именно британцы будут играть в СП главную роль: ведь именно они выкупили контрольный пакет акций и хотят быть "агрессивными". Да и при всем уважении к "Интуристу", у Thomas Cook Group больше опыта в построении современного туристического бизнеса.

Рынок меняет лицо

Thomas Cook Group - не первая туркомпания, которая открывает для себя российский рынок. В 2008 году TUI Travel, европейский лидер на этом рынке, объявил о создании совместного предприятия с S-Group Capital Алексея Мордашова, который, кстати, является и миноритарием самой TUI Travel. S-Group Capital принадлежит, в частности, контрольный пакет VKO Group. Вместе все компании TUI в России в 2009 году отправили за границу более полумиллиона туристов, а по выручке заняли пятое место.

Еще раньше швейцарская Kuoni приобрела контроль над "Мегаполюс турс" (19 место в России по объему выручки), а через несколько месяцев их конкуренты из Hotelplan выкупили 51 процент "Асент трэвела" (15 место в России).

К этому стоит добавить, что второй по объему выручки туроператор в России - группа компаний OTI (бренды Coral Travel, Sunmar Tour и другие) - также является международной.

Так что получается, что российские собственники из сферы туризма постепенно вытесняются, в лучшем случае становясь партнерами иностранцев. И если в ряде отраслей бизнеса, например в энергетике, засилье иностранцев может как-то навредить стране, то в сфере туризма иностранцы добавляют именно то, чего не хватает россиянам: авторитета и ощущения безопасности у клиентов.

< Назад в рубрику