Экономика
12:25, 27 ноября 2010

Все на одного Крупные компании начали атаку на своих собственников

Активность юриста Алексея Навального, судящегося едва ли не со всеми крупными госкомпаниями России, привела к неожиданным результатам. Представители большого бизнеса (и не только государственного) один за одним стали заявлять, что в стране надо бы упорядочить (читай: ужесточить) законодательство в отношении миноритариев. Сейчас, по мнению бизнесменов, акционеры имеют доступ к слишком большому количеству информации.

Волна публикаций о том, как миноритарные акционеры мешают бизнесу «творить» во благо топ-менеджеров и акционеров покрупнее, началась 23 ноября, когда газета ”РБК Daily” напечатала тезисы президента "Норильского никеля" Андрея Клишаса, которые тот отправил в Ассоциацию юристов России и в Национальный совет по корпоративному управлению.

Клишас написал, что миноритарии часто используют полученную от менеджеров компании информацию "исключительно... в своих коммерческих целях". Чтобы этого не происходило, достаточно установить порог владения акциями. По мнению Клишаса, миноритарий, обладающий минимумом акций, может получать только минимум информации. Те же, кто вложил в компанию не один миллион долларов, могут рассчитывать на полное осведомление.

Какой именно порог предлагает установить "Норильский никель", неизвестно. "Ведомости", меж тем, обращают внимание на то, что сейчас в законодательстве уже есть подобные пороги - в один и 25 процентов от уставного капитала. Иными словами, все акционеры компании по уровню доступа к информации и так делятся на три категории.

Президент "Норильского никеля" предложил юристам подумать и над другими изменениями в законодательстве. Но, пожалуй, только "наезд" на собственных владельцев (ведь миноритарии - такие же собственники компании, как и те, кто владеет по 20-30 процентов акций) среди этих тезисов можно рассматривать вне контекста борьбы акционеров "Норникеля". Андрей Клишас в никелевом гиганте — представитель "Интерроса" Владимира Потанина, который борется с "Русалом" Олега Дерипаски за руководство предприятием. Неслучайно поэтому в "Русале" уже раскритиковали тезисы Клишаса, отметив, что они только повысят уровень бесконтрольности менеджмента.

Заявление Клишаса о миноритариях уже 24 ноября поддержал ВТБ. В этот день первый заместитель председателя правления госбанка Василий Титов рассказал депутатам Госдумы о том, какие недобросовестные миноритарии есть у ВТБ. Они, во-первых, запрашивают информацию, которая может занимать миллион страниц. Во-вторых, получив эту информацию, они используют ее не во благо банка, а "в собственных целях, для пиара, для публикаций".

Фамилия Алексея Навального не фигурировала ни в тезисах Клишаса, ни в жалобах Титова. Но, думается, что одной из причин появления этих заявлений стала именно деятельность известного юриста и блогера. Можно даже предположить, что "Норникель" и ВТБ решили своими заявлениями поддержать "Роснефть", которую документы (в частности, протоколы собрания советов директоров) Навальному обязал предоставить суд. В "Роснефти", впрочем, обжаловали это решение, отметив, что Навальный будет использовать эту информацию в своих корыстных целях. В жалобе компании особо подчеркивается, что акций у Алексея Навального всего ничего - лишь 0,00000326 процента от общего количества.

Ответ с другой стороны

Сам Навальный (а вместе с ним и десятки тысяч его читателей) комментирует все инициативы менеджеров крупных компаний, направленных на ограничение прав миноритариев, весьма ехидно. Так ехидно, что серьезные люди уже всерьез обсуждают перспективы политической карьеры Навального. "Я, разумеется, не доверяю Навальному. Прежде всего потому, что понимаю, что именно это за политик: мне не нужно знакомиться с его политическими взглядами, чтобы понимать, что это политик левосоциалистического и популистского толка", - написал про него заведующий отделом экономической политики "Коммерсанта" Дмитрий Бутрин, радуясь, тем не менее, что в России вообще, пусть и в таком вот необычном виде, возрождается политика.

Действительно, работает Навальный на грани фола, поэтому совершенно понятно недовольство и "Роснефти", и ВТБ, и всех остальных. "Вы не воруйте и тогда мне пиариться не на чем будет", - написал Навальный про новую инициативу ВТБ. "А я с большим удовольствием переведу чудо-документ, свидетельствующий об отношении Роснефти к акционерам, на английский и, с сопроводительным письмом,  отправлю его всем иностранным акционерам Роснефти,  держателям ADR/GDR, инвестбанкам", - это уже ответ юриста на вышеописанную жалобу "Роснефти". Ну как такое может не раздражать госкомпании? Десятки лет они работали тихо и спокойно - и никто им не мешал, и писанины никакой не было.

Откуда растут ноги

Многие российские госкомпании в середине 2000-х годов провели первичные размещения акций, став публичными организациями. Для государства это был не только экономический, но и политический жест: после "дела ЮКОСа" надо было показать западным инвесторам, что Россия постепенно движется к открытой экономике, построенной на доступной информации и доступе общественности к большому количеству документов.

Теоретически документы эти должны использоваться миноритариями для принятия решений: инвестировать в акции российских компаний или не инвестировать. Однако вряд ли все их читает хотя бы несколько десятков человек: миноритарии все равно не допущены к управлению госкомпаниями, а цена на акции российских корпораций во многом формируется за счет внешней конъюнктуры.

Госкомпаниям это удобно - миноритариев до поры до времени можно было вообще не замечать. Отношение топ-менеджеров к мелким акционерам можно понять по ежегодным встречам с держателями ценных бумаг. "Кто пришел сюда искать ответ на вопрос, кто виноват, тот пришел сюда зря! Мы с вами инвесторы, которые должны принимать на себя все риски", - категорично заявил руководитель ВТБ Андрей Костин на встрече с акционерами еще в 2008 году. С тех пор мало что поменялось, хотя и в ВТБ, и в Сбербанке даже ввели специальные консультационные советы миноритарных акционеров.

Однако если в середине 2000-х миноритарии еще слабо понимали, что они могут требовать от крупных компаний, то с помощью Навального и других юристов они начали постепенно осознавать, что могут серьезно попортить кровь менеджерам. Кто-то делает это из азарта, кто-то от безделья, кто-то из-за борьбы за свои инвестиции, но факт остается фактом: все больше миноритариев задействуют законодательство для того, чтобы каким-либо образом давить на менеджеров, чтобы проконтролировать все их поступки и сомнительные сделки.

Алексей Навальный. Фото Алексея Юшенкова
Lenta.ru

Эту ситуацию так и хочется сравнить с одним из эпизодов борьбы диссидентов с советской властью. Многие из них, оказавшись в тюрьмах, заваливали исполнительную власть письмами и жалобами. Используя знание законов, они писали в различные инстанции, добивались ответов, пусть даже и формальных, помогали чем могли уголовникам, которые, заражаясь их борьбой, тоже начинали писать жалобы - все это хорошо описано в книге Владимира Буковского "И возвращается ветер".

Но если следовать этой аналогии, то следует помнить, ради чего работали диссиденты: ради того, чтобы "свалить" Советскую власть. У миноритариев же идея принципиально иная: они хотят не разгромить компании, доли в которых им принадлежат, а получить от своих вложений максимальную выгоду.

С этой точки зрения жалобы ВТБ, "Норникеля" и других компаний имеют свой резон: большие неповоротливые компании, так же как и Советский Союз, не привыкли к писанине, к контролю со стороны общества, но умирать под этим контролем не хотят.

Между тем, случаев злоупотребления миноритарными пакетами на российском рынке скопилось уже достаточно. Именно миноритарные пакеты часто используются в рейдерских сделках. Достаточно указать только на одно дело: в 2008 году по иску миноритария "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") был арестован весь пакет акций норвежской Telenor в этой компании. Норвежцы бились в судах с никому неизвестной компанией Farimex несколько месяцев, их многомиллиардные вложения в Россию оказались под угрозой. В конце концов, сторонам удалось договориться, иск был отозван. Тем не менее, понятно, что грамотное управление миноритарным пакетом - страшная сила.

Так что со стороны кажется, что законодательство, касающееся прав миноритариев, нуждается в изменении. Это понимают на самом верху: 5 октября премьер-министр Владимир Путин, правда, заявил, что права миноритариев надо не ущемлять, а наоборот, дать больше прав.

Так что не исключено, что крупным компаниям придется бороться с Навальным и Ко собственными силами. Во всяком случае, ограничения на доступ акционеров к информации вряд ли понравятся западным странам. А ведь Россия, как следует из опубликованной на этой неделе Путиным статьи, хочет интеграции с Европой. Да и международный финансовый центр в России вроде как строят по западным образцам...

< Назад в рубрику