В 2011 году "пост-наутилусовскому" проекту Вячеслава Бутусова "Ю-Питер" исполняется уже десять лет. В преддверии юбилея группа записала особенную для себя пластинку. "Цветы и тернии" называют одним из самых смелых экспериментов "Ю-Питера", как в музыкальном, так и поэтическом плане.
Соавторами музыки, которую наблюдатели характеризуют такими эпитетами, как "мощь без насилия", "свет без рези в глазах" и "трогательность без сентиментальности", выступили все участники коллектива - помимо Бутусова, это экс-гитарист "Кино" Георгий Каспарян, барабанщик Евгений Кулаков и басист Сергей Вырвич. А автором стихов, к удивлению многих, стал не сам Вячеслав, а поэт Александр Логинов. Перу Бутусова принадлежит лишь один текст с пластинки, еще один написала его жена Анжелика Эстоева, а композиция "Дети минут" была сочинена на стихи Виктора Цоя.
Презентации диска пройдут 8 декабря в Москве в клубе "Arena Moscow" и 10 декабря в Санкт-Петербурге в клубе "Космонавт". "Цветы и тернии" будут изданы на CD, на виниле, а также выложены в интернет, где их можно будет скачать по принципу "плати, сколько хочешь".
Специально для "Ленты.Ру" Вячеслав Бутусов, Евгений Кулаков и Александр Логинов рассказали о каждой из песен диска "Цветы и Тернии".
Вячеслав Бутусов: Эта песня сразу стала для нас общей любимицей и путеводным ориентиром.
Евгений Кулаков: Эта песня с самого начала радовала нас кодой, когда был записан бас с очень ярким эффектом, песня действительно стала любимой.
Александр Логинов: Изначально текст песни был более сумрачным и прямолинейным. Благодаря косметически-хирургическому вмешательству Славы "Глаза" обрели дополнительный свет и пленительную амбивалентность. Что стало триггером к написанию текста "Глаз" теперь уже точно не помню. Помню, что в голове роилось огромное множество образов и ассоциаций, которые мне хотелось уложить в максимально жесткую и простую поэтическую колею. Общее музыкальное воплощение текста меня потрясло. Равно как и частная - уникальная и колоритная - музыкальная находка: медитативная колокольность концовки в стиле Арво Пярта с абразивным налетом урбанистичности.
Вячеслав: "Скалолазы" вызревали долго и по первости не без затаенных сомнений, но когда мы свели эту песню на "Добролёте", она обрела удивительную цельность и своеобразную разухабистость.
Евгений: Я не знаю, что сказать про эту песню. Музыкально она была решена за одну репетицию и неизменной дошла до записи. Может, Слава имеет в виду, что текст вызревал долго.
Александр: Помню, как Слава однажды мне сказал: "Сегодня в студии Георгий (Каспарян) забавно оговорился: назвал "Скалолазов" "Скалоглазами". На что я тут же ответил: "Очень меткая, выразительная оговорка - вполне в духе Ринго Старра или Джона Леннона" (оба "битла" любили каламбурить и отличались редким и едким чувством юмора). Совсем недавно я где-то прочитал, что эта песня - чуть ли не новый марш скалолазов, хотя песенные скалолазы имеют такое же отношение к альпинизму, как бутусовские синоптики к метеорологии. На самом деле песня куда как духовно круче и выше. По сути дела - это гимн "скалоглазов", то есть тех, кто устремляется ввысь по кручам бытия и пронзает взглядом гористые толщи в поисках горней сути вещей.
Вячеслав: Изначально зиждилась на героическом рефрене, но в итоге получилась романтичной и созерцательной.
Евгений: Песня по звучанию носит некий камерный характер. Думаю, она хороша для клубов. Песня очень простая по музыке.
Александр: "Это" - первая песня, с которой я начал прослушивание треков, присланных мне Славой в раф-миксе. Песня, запавшая мне в душу как первая любовь. Она напоминает мне серебристо-лучистую ленточку Мебиуса с вязью магических рун на единственной бесконечной стороне.
Вячеслав: Эта песня стала первой на стадии коллективного сотрудничества, что и было изначально поставлено во главу угла. В тот момент, когда мы с Георгием придумали "интро", определилась основная задача альбома - достижение максимального взаимодействия и полного согласия нашего творческого союза.
Евгений: Георгий принес мелодию проигрыша весьма приятную. И песня довольно быстро собралась, хотя и не без трудностей, и я крайне доволен тем, как в комплексе звучит припев в этой композиции.
Александр: Песня для меня очень личная и даже интимная. Поэтому при ее прослушивании я неизменно испытываю некое чувство смущения. Когда я сказал об этом Славе, он меня подбодрил: "Саша, не переживай. Я пропустил "Прятки" через себя и взял на себя часть ответственности". Тут следует добавить, что Слава внес в текст важную коррективу: вместо слов "я прячусь от Бога, а Бог от меня" предложил вариант: "я прячусь от Бога, а он ищет меня". Одна моя приятельница сказала мне так по этому поводу: "Вячеслав абсолютно прав. Мне кажется, что он сразу почувствовал в твоей строке фальшь и гордыню. Ну кто ты такой, чтобы Бог от тебя прятался?"
Вячеслав: Эта песня весьма упростилась в сравнении с начальным вариантом. От "грандиозной" задумки остались лишь быстро сменяющиеся многочисленные части, которых для столь краткого произведения, как четырехминутная "партита", нашпиговано предостаточно – целых пять гармонических и мелодических составляющих.
Евгений: Песня эта с изрядной долей иронии, кода даже с гротеском.
Александр: Виртуозная и многослойная вещь. В ней весь "Ю-Питер" - единый мощный мотор, залихватски чередующий режимы работы от холостого хода до максимальной нагрузки. А от каспаряновской гитары в финале у меня просто заходится сердце.
Вячеслав: Записывали эту песню поздно вечером в весьма экстатическом состоянии и почему-то много смеялись. Когда я на следующий день спросил у звукорежиссера Андрея Алякринского, дескать, что за странный эффект он подключил на голос, то получил жесткий отпор: "Ты сам так спел".
Евгений: Песня для меня собралась только после того, как был записан такой инструмент, как "добро". Я сразу почувствовал уместность и стильность, которые придал инструмент композиции.
Александр: Изначально текст был сюжетней, конкретней и шире. Но в конечном счете банальная жалоба неудачливого нувориша растворилась в сверхритмичном прибое (bayou rock-country) общенародных стенаний с извечным рефреном. Получилась типа народная песня. По крайней мере, мне очень хочется, чтобы она стала народной. По поводу серьезного "усекновения" текста тактичный и деликатный Слава написал мне следующее: "Саша, не расстраивайся. Текст "Титаника" тоже был вначале в два раза длиннее, но мы убедили Илью его сократить." Результат утряски "Титаника" давно у всех на виду. Лично я не могу представить себе какие-либо добавления к канонически безупречному тексту "Титаника" в его окончательном виде.
Вячеслав: Забавная во всех отношениях песня, забавно было ее играть на студии. По настроению она напомнила студенческие времена и ночные репетиции в институтском клубе.
Евгений: Да, это такой панк ностальгический, что-то из области "клэша", ну и как обычно мы не смогли избежать эклектичности в коде.
Александр: Песня, как мне кажется, прежде всего о сложности нравственного и философского выбора в критической ситуации в стиле чистого, "безвозмездного" панк-рока. То есть налицо возвращение к истокам - спонтанной, беспафосной и взрывной синергетике. Восхитил Славин вокал. Мне кажется, что Слава оседлал лукавую тему, как ловкий ковбой мустанга, и до конца ее укротил, выложившись вокально и энергетически. Низкий поклон ему и всей группе.
Вячеслав: Тоже напомнила молодость.
Евгений: Мне очень нравилась эта песня на предварительном этапе - есть в ней что-то революционное.
Александр: Песню "Враг" - об искушении и лукавстве - я часто слушаю на ночь в качестве музыкального "оберега" и воочию вижу зыбкую и вертлявую фигуру всепроникающего врага. Рефрен мне вначале показался слишком "лобовым", и я его изменил, поубавив воинственность и кровавость. Но, прочитав текст на следующее утро, подумал, что не время миндальничать, и восстановил первоначальный текст. Слава ничего не знал о моих поэтических терзаниях, но, как мне кажется, косвенно их уловил, поскольку по прочтении текста написал мне: "Сурово, но справедливо." Музыкальное воплощение этого текста "Ю-Питером" как всегда безупречно.
Вячеслав: Последняя песня, которую мы сделали для альбома. Георгий предложил музыкальную тему, мы собрали композиционную конструкцию, а после репетиции я просмотрел тексты Саши Логинова и с радостью обнаружил, что текст который мне давно нравился, но никуда не хотел ложиться, вдруг подходит к этой песне. Удачное совпадение.
Евгений: Это один из моих любимых припевов на альбоме!
Александр: Эта песня, с точки зрения текста, давалась нам со Славой нелегко. Причем, мне до сих пор непонятны истоки постоянно возникавших мелких коллизий. Мы рихтовали неровности и заусенцы до последней черты, но в конце концов остались собою довольны. Хотел бы обратить внимание на необычайно красивую гитарную тему, повторяющуюся на протяжении песни, и на столь же эффектный рефрен. Идея песни родилась у меня после перепрочтения гаршиновского "Красного цветка". Но в процессе работы над текстом, как это часто бывает, идея слегка трансформировалась.
Вячеслав: Дорогая моему сердцу песня! Наиважнейшая и основополагающая. Текст написала моя любимая Анжелика, а ключевую тему сочинил Георгий. Остальное мы развили вместе. Настоящий сверхпродукт - апофеоз коллективной деятельности.
Евгений: Песня тоже в музыкальном смысле несколько ироничная - всем очевидны ссылки.
Александр: "Терновник" - замечательная песня по всем параметрам: текст, музыка, аранжировка, исполнение. Ее композиционная строгость вкупе с безудержной страстностью напоминают мне симбиоз английского и французского парка, по дорожкам которого можно прогуливаться бесконечно, обнаруживая все новые дивные уголки и подмечая все новые красоты.
Вячеслав: Мы решили закольцевать пять аккордов в четырехчетвертном размере, поэтому текст интерпретируется как радиосообщение. Еще лучше было бы набить его азбукой Морзе.
Евгений: А вот эта песня была самой любимой… да и осталась.
Александр: Завораживающая, медитативно-сюжетная композиция с открытым финалом. При громком прослушивании и удачном стечении обстоятельств ненавязчиво вводит в состояние позитивного транса. Георгий (Каспарян) и Евгений (Кулаков) при встрече предложили мне свои версии ответа на вопрос о том, что же случилось с героем песни. Хотя обе версии были вполне убедительны и логичны, я предложил им третью.
Вячеслав: Долго ломали голову над этой песней, чувствуя большую ответственность. В результате решено было сделать ее в стиле кухонной акустики - "чему и рад вполне".
Евгений: Тут я не участвовал, но как сыграл Сергей Егоров на кахоне - мне очень понравилось, и вообще мечтаю приобрести такой инструмент себе!
Александр: Стопроцентное вхождение Славы в композиторский образ Виктора Цоя. Акустическая версия песни "Дети минут" получилась акварельно воздушной и хрупкой. Однако камерная легкокрылость отнюдь не лишила песню убедительности, внутренней мощи и энергетики. В итоге электрическую и акустическую версии, как мне кажется, можно вполне рассматривать как два самоценных и самостоятельных произведения. В порядке эксперимента я смастерил бы еще и третий (гибридный) вариант: в акустический трек транспланировал бы электрическое гитарное соло. На антитезе могло бы получиться очень неплохо. По крайней мере, мне так кажется. Хотя есть еще очень проникновенная симфоверсия "Детей минут". Но чисто инструментальная.