Компания X5 Retail Group, владеющая "Перекрестком" и "Пятерочкой", после нескольких лет переговоров все же договорилась о покупке торговой сети "Копейка". Эта сделка, которая вошла в число крупнейших на российском рынке за год, поставила крест на экспансии американской Wal-Mart в Россию: именно приобретение "Копейки" крупнейшая сеть гипермаркетов в мире рассматривала как способ завоевания российского рынка.
Продажа "Копейки" - это один из сериалов российского бизнеса; сообщения о том, что сделка вот-вот состоится, появлялись в последнее время приблизительно раз в квартал, а то и чаще. Второй сезон сериала, видимо, будет последним — после официального сообщения о сделке вряд ли ей может помешать что-нибудь, кроме Федеральной антимонопольной службы, которая, впрочем, уже отнеслась к слиянию с одобрением.
Началом сериала можно считать официальное сообщение "Копейки" от 30 января 2009 года. "Проявляемый одним участником рынка интерес к другому участнику рынка совсем не означает подготовки реальной сделки по слиянию или продаже доли в компании", - говорилось в этом сообщении. Оно было ответом на публикацию газеты ”Коммерсант", в которой утверждалось, что X5 наняла ВТБ для консультаций по возможной сделке с "Копейкой".
Интерес к "Копейке", кроме X5, проявлял и другой крупный российский ритейлер: сеть "Магнит". Как сообщали "Коммерсанту" анонимные источники, менеджеры двух компаний провели несколько встреч, но на этом подготовка к сделке закончилась.
В торговой сети, принадлежащей владельцу "Уралсиба" Николаю Цветкову, впрочем, не скрывали, что не исключают возможной продажи компании — но только не в "активный период кризиса".
Этот "активный период кризиса", судя по всему, стал заканчиваться к середине 2009 года, когда СМИ снова стали говорить о продаже "Копейки". На этот раз покупателем назывались не российские лидеры рынка, а игрок помощнее: в интересе к "Копейке" призналась американская Wal-Mart - компания, капитализация которой оценивается под 200 миллиардов долларов (для сравнения у "Газпрома", крупнейшей компании России, - только около 150 миллиардов).
По данным СМИ, американцы готовы были выкупить как сто процентов акций "Копейки", так и оставить Цветкову миноритарный пакет акций. Впрочем, сам Цветков со сделкой не спешил, пытаясь, видимо, добиться максимальной цены за актив. Американцы, судя по всему, тоже не были слишком активны, из-за чего на рынке возобновились слухи о других претендентах на актив.
В середине 2010 года агентство Reuters сообщало, что "Копейка" готовит первичное размещение акций на биржах, исходя из оценки всей компании в 1,6-1,8 миллиарда долларов. После этого стало понятно, почему среди всех потенциальных инвесторов в сеть реальных покупателей так и не нашлось: в середине 2009 года аналитики оценивали сеть в 280-630 миллионов долларов за вычетом долга в девять миллиардов рублей.
Следующим этапом сериала стали откровения Федеральной антимонопольной службы: в сентябре чиновники признались, что одобрили продажу "Копейки" структурам X5 с незначительными дополнительными условиями: структурам Михаила Фридмана необходимо было продать малую часть "Копеек" в тех муниципалитетах, в которых она бы заняла доминирующее положение.
После этого стало фактически очевидно, что "Копейка" не будет ни проводить IPO, ни объединяться с Wal-Mart. Полную же ясность внесли публикация "Коммерсанта" от 6 декабря, анонсирующая сделку, и пресс-релиз компаний от того же числа.
X5 заплатит Николаю Цветкову за сто процентов "Копейки" 35 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов), не считая долга в 16,5 миллиарда рублей. Если учитывать и долг, то сделка будет оцениваться в 51,5 миллиарда рублей, что близко к той сумме, которую хотел получить Цветков (1,6-1,8 миллиарда долларов).
Справедливость той или иной оценки розничных (и не только) компаний принято считать в годовых показателях EBITDA (чистой прибыли до выплаты налогов, амортизационных отчислений и расходов по процентам). Для "Копейки" сумма сделки, как посчитали в "ВТБ Капитале", составила 12,1 EBITDA. Это меньше, чем у самой X5, которую рынок оценивает в 14,9 EBITDA, но больше чем у "Дикси" (10,8 EBITDA).
Для российского рынка сумма в 1,1 миллиарда долларов является весьма внушительной - тем более, когда компанию покупает отечественный игрок, а не иностранный. И все же до рекорда - в 15,8 EBITDA, за которые на прошлой неделе Pepsi купила "Вимм-Билль-Данн" еще далеко. Там, если мерить не в EBITDA, а в деньгах, сумма сделки составила 3,8 миллиарда долларов за 66 процентов акций ВБД, все же сто процентов были оценены более чем в пять миллиардов.
И все же один рекорд сделкой между X5 и "Копейкой" установлен — это самая дорогая сделка на рынке продуктового ритейла за всю историю российского бизнеса.
После приобретения "Копейки" X5 станет лидером российского ритейла практически по всем показателям, оторвавшись, наконец, от "Магнита". Раньше X5 опережала своего основного конкурента по чистой прибыли, но уступала ему по площади магазинов (1177 тысяч квадратных метров против 1241 тысяч). "Копейка" добавит X5 293 тысячи "квадратов".
За лидерство в отрасли X5 придется заплатить не только те самые 35 миллиардов рублей, но и проценты: компания Фридмана для финансирования сделки привлечет деньги Сбербанка. Кроме того, X5 необходимо будет раскошелиться и на ребрендинг "Копейки": по словам представителей компании, все приобретенные магазины станут "Пятерочками", но не сразу, а по истечении двух лет. Что будет с супермаркетами, которые находятся совсем рядом с "Пятерочками", не сообщается: возможно, они будут объединены в один магазин, возможно, одну из торговых точек придется закрыть.
Завершение сделки X5 и "Копейки" означает, что на некоторое время разговоры об экспансии иностранцев на рынок российского продуктового ритейла поутихнут. В пятерке крупнейших продуктовых сетей (X5, "Магнит", "Ашан", "Метро Кэш энд Керри", "Дикси") четыре компании имеют твердых владельцев, которые вряд ли захотят продавать свои активы, "Дикси" же может показаться Wal-Mart и ее европейскому конкуренту Carrefour слишком маленьким. Да и потом, сколь ни была маленькой "Копейка", американцы денег на нее все равно пожалели.