Facebook в очередной раз рискует спровоцировать массовые недовольства глобального масштаба. Правда, на этот раз соцсеть не выкладывала личные данные в свободный доступ и не запрещала обмениваться ссылками, не совершала ничего противозаконного или неоднозначного. Она всего лишь обновила дизайн страницы профиля.
Случившееся пятого декабря событие было предварено интервью Марка Цукерберга популярнейшей программе "60 минут" (60 minutes) на канале CBS и записью в официальном блоге. Посмотрев-почитав все это, а также самостоятельно изучив все изменения, осознаешь примерно следующее: Facebook хочет приравнять себя к опыту реального общения, хочет позволить оценить и узнать человека за как можно меньшее количество времени. Поэтому и центр всей композиции профиля теперь расположен под именем пользователя. Это квинтэссенция, краткая и самая важная, по мнению создателей сайта, информация: где и на кого человек учился, где вырос и где живет сейчас, на каких языках разговаривает, где работает и когда празднует день рождения – причем вся эта информация подана почти связным текстом.
Информативный опыт тут же дополняется визуальным: прямо под краткой информацией поместили автоматически обновляемую фотоленту, в которой появляются загруженные пользователем снимки или те, на которых этот человек был кем-то отмечен. Разумеется, не нарушая настроек приватности: любую фотографию можно скрыть, дабы не портить "первое впечатление" снятыми на корпоративе фотографиями косплея Чуббаки.
Вообще, основное направление, которого придерживались дизайнеры и инженеры Facebook при проектировании обновленной страницы – это визуализация содержания. Лучше смотреть, чем читать. Поэтому все личные предпочтения – любимые книги, фильмы, музыка – теперь сконцентрированы в изображениях, а не в названиях, то есть собственно в тексте. Ты словно пришел в гости к человеку и смотришь на его полку, но только не корешки разглядываешь, а все обложками вверх. Потому что так удобнее, приятнее и, в конце концов, быстрее. Но работает это, понятное дело, не всегда: часто бывает, что любимая книга детства никак не проиллюстрирована в Facebook, и вместо красивой обложки будет висеть непонятно что. Наберется таких с половину – и вся задумка оборачивается крахом.
В этом же направлении изменили и колонку друзей: она все еще слева, но с фотографиями больших размеров и оформлена в виде списка, отсортированного по группам. Если нажать на название группы, то все друзья расположатся наоборот сеткой, а не списком. Опять же, с большими картинками.
Помимо увеличения доли визуального восприятия, можно подметить еще один вектор развития: реконструкция того вектора, по которому почему-то были добавлены все эти смутно знакомые персоны. Для таких ситуаций на чужой странице профиля появилась кнопка "See Friendship", по нажатию которой будут показаны все точки соприкосновения сетевой и не очень активности двух индивидов: где работали вместе, какие мероприятия посещали, что общего во вкусах и так далее. Иными словами, люди, а точнее их facebook-профили, все теснее переплетаются друг с другом, окутываясь десятками колонок, строк и граф.
Тут же появляется повод сложившуюся ситуацию усугубить и выложить еще больше личной информации в графу "Работа": теперь можно узнать не только кем и где, но и с кем и над чем. Примерно то же самое и с "Учебой": можно рассказать, на какие курсы и с кем ты ходил. От этого больше пользы для европейских и американских пользователей Facebook. А вот нашим явно больше толка от "Спорта". Дополняют досье религиозные, политические взгляды, любимые цитаты и примеры для подражания – что интересно, собранные под общим заголовком "Философия".
Вот, собственно, почти все. Тут можно либо разочароваться, потому что могли бы сделать побольше, пооригинальнее и поновее. А можно остаться довольным, потому что стало примерно ясно, как будет развиваться социальная сеть в ближайшее время.
Реакция пользователей на нововведения не заставила себя ждать. Группы протестующих (пока, к счастью, исключительно в рамках самой социальной сети), гневные комментарии в официальном блоге, показательные отказы от перехода на новый дизайн – все это уже есть и будет продолжаться. Усугубляется недовольство тем, что, единожды выбрав новый профиль, вернуться к старому возможности нет. Сам факт вселяет в некоторую группу пользователей ужас и острую необходимость борьбы с системой. А некоторые просто боятся всего нового. Ну а непосредственно удобство изменений в таких ситуациях обычно оценивается в последнюю очередь. Как бы там ни было, спустя некоторое время – недели через две, а может три – новый профиль включится принудительно у всех пользователей. Кстати, ждем через полгода подобное от "ВКонтакте"?
Эргономика пространства, удобство навигации и чисто эстетическая сторона изменений сможет быть оценена лишь спустя некоторое время. И пусть страница профиля теперь слегка диссонирует с остальными страницами Facebook, все еще заполненными маленькими картинками, еще более мелких текстом и все таким же количеством информационного хаоса. Зато картинок в книге теперь больше.