7 декабря МВД Грузии объявило, что раскрыло дело о серии взрывов, произошедших в Тбилиси за последние месяцы. По данным следствия, за этим стояла группировка диверсантов. Организатором взрывов в МВД считают российского военнослужащего (бывшего миротворца), некоего Евгения Борисова. Вместе с тем, обвинения в его адрес едва ли получат развитие: среди задержанных по этому делу российского офицера не оказалось. По сведениям грузинской стороны, Борисов находится на территории Абхазии – вне досягаемости грузинских властей. Впрочем, МВД такое положение дел, как можно предположить, в данном случае устраивает.
О разоблачении диверсантов стало известно примерно через месяц после того, как грузинские силовики отчитались по другому громкому делу – раскрытию агентурной сети российской разведки (с грузинской стороны, как заявили в МВД, для этого был использован двойной агент, работавший под псевдонимом "Энвер").
За прошедший месяц ажиотаж вокруг "Энвера" и связанных с ним разоблачений поутих. В ближайшее время это дело, как ожидается, начнет рассматривать суд, но процесс будет проходить в закрытом режиме.
Тактика грузинских силовиков в деле "Энвера" пока что оправдывает себя. Заявляя о разоблачении "российских шпионов", Тбилиси рисковал нарваться на серьезный конфликт с Москвой (вне зависимости от того, были ли эти люди в действительности агентами ГРУ или нет: повод для конфликта имелся и в том, и в другом случае). Однако в ведомстве Вано Мерабишвили учли опыт 2006 года – когда Россия ответила на "шпионский скандал" экономическими санкциями и антигрузинской кампанией – и позаботились о том, чтобы на этот раз риск был меньше.
Прежде всего, по делу "Энвера" были задержаны лишь предполагаемые агенты (не сотрудники) ГРУ – главным образом жители Грузии, бороться за свободу которых России, в общем-то, было незачем (фигур уровня российских офицеров, проходивших по делу 2006 года, среди задержанных не было). Жителями Грузии являются и трое из четверых фигурантов, имеющих российские паспорта. Лишь один из россиян – предполагаемый связной ГРУ Юрий Скрыльников – действительно проживает в РФ. Не исключено, что его грузинские власти могут в итоге вообще передать России, устранив тем самым оставшийся повод для конфликта. Правда, сначала они, вероятно, все же дождутся решения суда.
В деле о диверсантах расклад оказался еще проще: все шестеро задержанных, по информации агентства "Тренд", имеют грузинское гражданство. Что касается майора российской армии Евгения Борисова, которого следствие считает организатором взрывов, то он, по информации МВД Грузии, находится в Абхазии и фигурировать в этом деле может лишь заочно. Собственно, придав делу огласку, грузинские силовики фактически расписались в том, что поймать Борисова они не надеются.
В МВД, правда, заявили, что Россия, мол, могла бы помочь следствию. "Мы надеемся, что соответствующие структуры РФ в случае конструктивного подхода дадут возможность допросить свидетелей и участников этого дела", - сказала замминистра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе. Едва ли, конечно, в Тбилиси действительно в это верят.
Да и сам по себе майор Борисов грузинским властям не больно-то и нужен. Предполагаемый подрывник, некий Гогита Аркания (известно, что он является жителем приграничного Гальского района Абхазии, где проживает грузинская община), уже дал против него показания - рассказал, как тот показывал ему на карте Тбилиси, где нужно устроить взрывы. К тому же, следствие, как оказалось, располагает записями телефонных разговоров (которые Борисов, как утверждает грузинское МВД, вел со своими предполагаемыми сообщниками). Если бы он вдруг каким-то образом оказался в Грузии (и был бы задержан), это бы только принесло властям лишние хлопоты: учитывая, что у России в этом случае появились бы основания для активного вмешательства в ситуацию.
Первая реакция Москвы на разоблачение диверсантов оказалась вялой. В департаменте информации и печати российского МИДа, куда 7 декабря обратилось за комментариями грузинское агентство IPN, заявили, что "заявление на эту тему в министерстве пока не планируется". Журналистам также предложили "задать вопрос по электронной почте в письменном виде".
Сложно представить, чтобы у МИДа вдруг вызвало какие-то сложности составление текста в духе "очередная провокация режима Саакашвили" (когда в Грузии заявили о задержании "российских шпионов", такое заявление появилось довольно быстро). Тот факт, что привычной отповеди на этот раз не последовало, можно считать свидетельством того, что нынешнюю историю Москва не считает для себя особо важной и не видит тут для себя особых перспектив.
Несколько более оживленной оказалась реакция Министерства обороны РФ (хотя официальных заявлений от него пока также не последовало). Источник в МО заявил "Коммерсанту", что история о диверсантах - "плохо спланированная провокация", а сообщения о деятельности российских спецслужб в Грузии вообще являются "выдумками".
Тактика грузинского МВД, похоже, оправдалась и на этот раз. С одной стороны, силовики отчитались о раскрытии громкого дела, связав при этом диверсантов с Россией. С другой, серьезного повода для конфликта Тбилиси Москве не дал.
Теперь грузинские власти пытаются получить от этой истории внешнеполитические дивиденды. МИД республики уже известил о поимке диверсантов иностранных послов. В ближайшее время зарубежных дипломатов, как ожидается, специально соберут для того, чтобы рассказать им о деятельности российской разведки в Грузии.
Со своей стороны, президент Грузии Михаил Саакашвили уже использовал ситуацию как повод для того, чтобы лишний раз заявить об "угрозе, которую представляют для страны оккупированные территории" (имеется в виду, что теракты, по версии следствия, организовывались из Абхазии). Официальный Тбилиси, напомним, давно уже пытается заручиться международной поддержкой для возвращения под свой контроль Абхазии и Южной Осетии (которые он считает "оккупированными Россией грузинскими территориями").
Существенных результатов в этой области грузинские власти не добились. Собственно, уже после августовской войны 2008 года они могли убедиться, что ни воевать за них, ни возвращать им Абхазию с Южной Осетией международное сообщество не собирается. Едва ли история о диверсантах может тут что-то изменить.