После того, как информационные сайты и газеты отписали первые материалы по поводу субботних событий на Манежной площади, а колумнисты и аналитики сели за глубокое осмысление произошедшего, в информационном поле воцарилась так называемая вторая волна новостей. Часть из них так или иначе касается столкновений в центре Москвы, другая часть относится к подготовке новых подобных акций. Но не меньше новостей посвящено нападениям на приезжих в столице: хоть эти сообщения и появляются на лентах информационных агентств ежедневно, в свете последних событий они выглядят намного более зловеще, чем обычно.
Любые события, подобные тем, что произошли 11 декабря в центре Москвы, по характеру работы для журналистов сродни войне. Сообщения передаются одно за другим, корреспонденты диктуют новости под градом снарядов (в данном случае - пустых бутылок и елочных игрушек), а информационный поток практически полностью посвящен одной теме. После окончания активной фазы боевых действий (или завершения уличной акции) место репортеров на газетных полосах занимают эксперты и комментаторы, которых на месте событий наверняка не было, но которые всегда готовы сделать далеко идущие выводы.
Важно и время, когда происходят такие происшествия. На выходных поток "обычных" новостей, как правило, уменьшается, что позволяет редакциям сфокусироваться на главном не в ущерб другим событиям. Однако с наступлением первого рабочего дня информационная картина неизбежно меняется - не только потому, что эти новости "остывают", но и потому что появляются новые сообщения, напрямую не связанные с произошедшим, но по умолчанию вытекающие из них.
После того, как последний участник событий на Манежной площади уехал домой, ленты информационных агентств наполнили сообщения о нападениях и даже двух убийствах, которые так или иначе можно связать с "митингом против этнопреступности". "Первой ласточкой" стала новость об убийстве на Судостроительной улице в Москве 37-летнего гражданина Киргизии, которого без видимого повода зарезали полтора десятка молодых людей. При этом за несколько часов до убийства на станции метро "Нагорная" (недалеко от Судостроительной улицы) якобы видели группу вооруженных бейсбольными битами фанатов, которые выкрикивали националистические лозунги.
С утра в понедельник в новостях воцарилось "травматическое оружие", вокруг которого в последние месяцы ведется ожесточенная дискуссия (Егор Свиридов, с которого и начались сегодняшние события, кстати, тоже был убит из "травмата"). Одна из таких новостей касалась стрельбы, открытой в торговой палатке на улице Веселая двумя женщинами. Продавец (его происхождение и форма носа, как ни странно, не сообщаются) лишился тысячи рублей и попал в больницу. Нападавшие скрылись. В отношении другого продавца, обстрелянного из травматического оружия на 3-й Гражданской улице, сомнений не возникает - по сообщению "Интерфакса" им был 28-летний гражданин Азербайджана.
Еще одному азербайджанцу не повезло в метро - его, по сообщениям агентств, ударили ножом в живот на станции метро "Китай-город". Другой приезжий (что характерно, из Саратова) был избит на станции "Авиамоторная". Примечательно, что источники "Интерфакса" и РИА Новости в правоохранительных органах, рассказывая о произошедшем, несколько отличались в деталях: если информатор РИА Новости ничего не упомянул про национальность несчастного, то собеседник "Интерфакса" заявил, что нападение было совершено из-за кавказской внешности саратовца.
Судя по лентам информационных агентств, в московское метро на выходных вообще было страшно зайти. В воскресенье, например, 20-летний москвич случайно открыл стрельбу из травматического пистолета на станции "Лубянка", ранив другого москвича и 21-летнего жителя Твери. С погромом на Манежной площади это вообще никак не связано, но с учетом последних событий смотрится такая новость едва ли не как явный признак дестабилизации ситуации в столице.
И если с этим преступлением все более или менее ясно, то всплывшее на поверхность совершенное еще в пятницу убийство молодого человека едва не подарило нам нового "Егора Свиридова". 19-летний Павел Казаков был найден 10 декабря с колото-резаным ранением груди на станции "Волжская". Спустя час он умер, и вскоре в интернете появились сообщения что он, как и Свиридов, был болельщиком "Спартака". В понедельник с опровержением этой информации был вынужден выступить глава пресс-службы ГУВД Москвы Виктор Бирюков, которому как и любому милицейскому начальнику сегодня меньше всего нужно повторение националистических выступлений в центре столицы.
Немаловажно, что несмотря на все подобные заявления руководство МВД (как, впрочем, и руководство страны) информационную войну за сограждан явно проигрывает. Началось все с фантасмагоричных переговоров генерал-лейтенанта милиции Владимира Колокольцева с человеком в маске под скандирование толпы "пиз***ол". Затем в очередной раз опростоволосился глава МВД Рашид Нургалиев, решивший похвалить своих подчиненных за грамотную работу на несанкционированной акции, но зачем-то приписавший ее организацию леворадикалам. "Вишенкой на торте" стало запоздавшее и совершенно невнятное обещание президента в "Твиттере" (!) разобраться "со всеми" (!!).
У Владимира Колокольцева днем в понедельник был шанс спасти лицо, однако он им не воспользовался - заседание комиссии Мосгордумы по безопасности, на котором должен был присутствовать начальник московской милиции, в итоге посетил его заместитель Александр Мельников. По сообщению агентств, Колокольцев оказался слишком занят исполнением других поручений вышестоящего руководства МВД.
Дмитрий Медведев, напротив, еще раз высказался по поводу погрома в центре Москвы - на сей раз не у себя в микроблоге, а на церемонии, устроенной в честь офицеров в Кремле. Как заявил президент, возбуждение ненависти и вражды по признакам национальности или религии особо опасно, поскольку угрожает устойчивости государства. "Бардака на улицах и в общественных местах быть не должно", - заявил президент, строго наказав товарищам офицерам разобраться.
Новый мэр Москвы Сергей Собянин, что интересно, произошедшее никак не прокомментировал. Не стал вспоминать о Манежной площади и премьер-министр Владимир Путин.
Впрочем, если верить интернету, у них еще представится такой шанс. Сейчас, например, в Сети активно муссируются слухи о запланированном на 15 декабря "ответе диаспор" на субботние события. Речь идет о митинге якобы около торгового центра "Европейский", который должен стать не менее массовым, чем на Манежной площади. Как заявил "Интерфаксу" заместитель председателя Союза студенческих землячеств Азамат Минцаев, к "Европейскому" готовы выйти порядка 8-10 тысяч человек, "тех, кого СМИ называют 'кавказцами'". "Но мы говорим им - не поддавайтесь на провокации. Это же никакой ОМОН, никакая милиция не справится, если такое количество людей выйдет на улицу", - добавил он.
Лидеры националистов, со своей стороны, через СМИ также передали призыв своим сторонникам не приходить к "Европейскому". Как подчеркнул руководитель "Славянской силы" Дмитрий Демушкин, "конечно, ехать туда не надо, иначе в Москве могут произойти невероятные волнения".
Правоохранительные органы на фоне этого ведут себя по обыкновению спокойно, уверяя, что знают об этих сообщениях. Однако не лишним будет напомнить, что о готовящемся массовом и совсем не мирном митинге на Манежной тоже было известно за несколько дней. Тем не менее, милиция несанкционированную акцию не контролировала и обеспечить безопасность людей на площади не могла.
Таким образом, после субботних событий в информационном поле наметились два тренда. Один связан с волной новостей по одной теме, которая неизбежно возникает после каких-либо громких событий: будь то теракты в метро (в течение недели после них в подземке находят "подозрительные предметы") или ДТП с участием "мигалок" (автомобили с "крякалками" не покидают ленты информагентств еще в течение нескольких дней.) Вторая тенденция по обыкновению касается полной неспособности людей в погонах вести информационные сражения - неважно, идет ли речь про войну в Южной Осетии или же про рост националистических настроений в России и связанных с ними акциями протеста.
И если первый тренд, как показывает практика, довольно быстро сойдет на нет (преступления против приезжих в изобилии совершаются в Москве каждый день, однако внимание на них уже мало кто обращает), то со вторым властям будет справиться намного труднее. В первую очередь, из-за растерянности, явным символом которой стал генерал Владимир Колокольцев, беспомощно выдавливающий из себя казенные слова перед многотысячной толпой в безликих масках.