В конце ноября лучшим авторам научно-популярных книг на русском языке была вручена премия "Просветитель", организованная фондом некоммерческих программ "Династия". Сами лауреаты получили по 720 тысяч рублей, а их издательства - по 130 тысяч рублей на продвижение книг. В интервью "Ленте.Ру" исполнительный директор фонда Анна Пиотровская рассказала, зачем была учреждена премия, как ее организаторы отбирают книги и какие проекты планируются в будущем.
Для чего вы организовали эту премию?
В 2006 году Фонд организовал программу “Библиотеки фонда ‘Династия’”, цель которой – возродить традиции издания научно-популярной литературы в России. В советское время такие книги издавались активно, но после распада СССР их не стало. На Западе этот процесс не прекращался, вышло много прекрасных книг, о которых в России ничего не было известно. О них знали только те, кто ездил за рубеж и умел читать по-английски. В рамках программы “Библиотека фонда ‘Династия’” в сотрудничестве с издательствами мы стали выпускать бестселлеры западного научпопа. Эта программа продолжается до сих пор.
“Библиотека фонда ‘Династия’” – благотворительная программа, или вы получаете от нее какие-то бонусы?
“Библиотека Фонда - это партнерский проект с несколькими издательствами. Ни у кого из них нет эксклюзивных прав. Сейчас ”Династия” работает с “Корпусом”, “Альпиной”, “Эксмо”, “ВЕК 2” – практически со всеми, кто издает научно-популярную литературу. Мы выделяем деньги на квалифицированный перевод и научную редактуру, а издательство берет на себя все заботы по изданию книг.
По этой схеме вышло 20 книг. В какой-то момент мы осознали, что русскоязычных книг в нашем портфеле нет. Для поддержки авторов и научно-популярной литературы на русском языке, информирования читателей об уникальных, увлекательных книгах была создана премия "Просветитель".
У Дмитрия Борисовича Зимина на столе всегда лежат стопки книг. Он всегда просматривает все книги длинного списка и читает все произведения, которые попадают в шорт-лист. После вручения премии в первый раз, мы опасались, что на второй год не будет авторов. Но оказалось, что это не так - количество книг, которые к нам приходят, каждый год только растет. Мы рады, что появляется все больше интересных книг.
Когда я общалась с авторами научпоп-книг, все они говорили, что им не нужен какой-то дополнительный стимул для того, чтобы писать – они пишут книги, потому что у них есть внутренняя потребность писать. Так что выходит, что премия вряд ли может стимулировать авторов. Что вы об этом думаете?
Да, пожалуй, это верно и, скорее, премия не является стимулом для авторов, а служит подтверждением их общественного признания. Потому что автор может писать прекрасные книги, но вполне может случиться, что большинство читателей об этом никогда не узнают.
А для фонда “Династия” важно, чтобы люди читали хорошие книги, в этом и есть цель премии “Просветитель”.
Но вручение премии вряд ли можно назвать таким уж публичным событием – об этом мероприятии знает достаточно узкий круг людей. Фактически, на церемонии присутствуют только журналисты и люди, имеющие какое-либо отношение к написанию и изданию научно-популярной литературы. Каким же образом тогда премия сможет достигнуть своей цели?
Все девять книг, попавшие в шорт-лист, будут распространены по библиотекам в регионах России. Может быть, туда ходит не очень много людей, но, тем не менее, это важный шаг. Это может показаться странным, но самый существенный эффект при продвижении хороших книг – это эффект "сарафанного радио": кто-то узнал про книгу, прочел, ему понравилось, и он рассказал кому-то еще. Важно просто начать говорить.
Можно сказать, что в сотрудничестве с экспертами Премии “Династия” ставит логотип, знак качества, потому что интересные книги рассказывают о том, как устроен мир, знакомят вас с прекрасными авторами. Андрей Анатольевич Зализняк, Сергей Аркадьевич Иванов, Владимир Андреевич Успенский - если вы прочитаете одну книгу, то не сможете остановиться, не прочитав все, что вышло из-под их пера. То же самое относится, например, к книгам Ричарда Докинза.
Как “Династия” выбирает книги, которые стоит перевести на русский язык?
Выбирая книги фонд "Династия" ориентируется на мнение экспертов, в том числе зарубежных – в частности, рецензии на книги, которые уже вышли. Кроме того, мы просим трех российских ученых прочесть книгу на языке оригинала и решить, насколько описанные реалии и вопросы будут востребованы в России и, соответственно, имеет ли смысл переводить эту книгу.
А как происходит отбор русскоязычных книг, в издании которых “Династия” принимает участие? На них-то рецензий нет по определению.
Полагаемся на экспертное мнение ученых, обсуждаем те книги, которые потенциально можно было бы издать, следим за публикациями.
Пока у нас вышло не так много книг, написанных русскоязычными авторами, потому что, все-таки, мы стараемся разделять премию “Просветитель” и проект “Библиотека фонда ‘Династия’”. История тех книг, которые все же были изданы, начиналась с того, что к нам приходили представители издательств и говорили, что у них появилась хорошая рукопись.
Вы планируете увеличивать количество русскоязычных книг, выпускаемых при поддержке фонда “Династия”?
Будут хорошие книги – будем выпускать. Все-таки, написание книги - творческий процесс и его невозможно планировать.
То есть, вы не ищете подходящие книги целенаправленно?
На данный момент - не ищем, отчасти потому, что есть премия “Просветитель”. Конкурс на лучшую русскоязычную рукопись, победитель которого получил бы возможность опубликовать свое творение, мы не объявляли и объявлять не будем. Если мы сочтем нужным опубликовать какую-то книгу, то процесс издания будет проходить в рамках нашей существующей программы “Библиотека фонда ‘Династия’”
И вы не планируете никак расширять список?
Нет.
Почему?
Назовите причины, почему мы должны это делать?
Потому что на российском рынке научно-популярной литературы по-прежнему есть очень заметный перекос в сторону англоязычных авторов.
Когда Фонд начинал "библиотечную программу" с иностранными авторами, приходилось доказывать издательствам, что книги будут покупать. Сейчас издательства понимают, что выпуск научно-популярных книг может приносить им деньги, и уже не боятся издавать такую литературу.
“Династия” - не издательский дом, и никогда им не будет. Основная деятельность фонда – это поддержка ученых, науки и образования, популяризация и просвещение. Хотя с русскоязычными авторами отдельные проекты мы планируем, но они точно будут не в виде открытого конкурса. Подробнее я пока не могу рассказать, но, что такие проекты будут – говорю вам точно.