Джулиан Ассанж настолько прочно ассоциируется с WikiLeaks, что его задержание уже приравняли к смерти скандального проекта. WikiLeaks, несмотря ни на что, все еще жив и продолжает как заведенный публиковать новые порции "кэйблгейта", а бывшие соратники Ассанжа уже подготовили свой собственный сервис для распространения конфиденциальных данных - OpenLeaks.
Когда-то давным давно (по современным меркам, 2006 год это уже средневековье) никто не знал никакого австралийца Джулиана Ассанжа, а сайт WikiLeaks фигурировал в СМИ лишь как один из источников любопытной информации. Со временем концепция сервиса для публикации "утечек" из госорганов привлекла внимание газет, а "сливы" WikiLeaks стали поводом для немалого числа публикаций. В 2009 году заслуги проекта отметила Amnesty International, однако настоящую славу и сайту, и Ассанжу принес год текущий.
Принцип работы WikiLeaks прост - проект с радостью принимает секретные или просто не рекомендованные к разглашению документы, а потом поступает с ними по своему усмотрению. Изначальная концепция подразумевала публикацию документов "как есть". Именно таким образом в Сеть попало "афганское досье" - первая действительно громкая партия документов, после которой у WikiLeaks появились как армия поклонников, так и группа недоброжелателей.
Следующим шагом был Ирак. Ничем принципиальным опубликованные в октябре 2010 года сведения от афганских документов не отличались, за исключением редактуры имен тех людей, кому упоминание может крупно навредить. Джулиан Ассанж, ставший к тому времени хорошо узнаваемым и харизматичным лицом WikiLeaks, вновь, как и в случае с документами о войне в Афганистане, решил нарушить изначальный принцип предоставления информации всем и сразу, вместо этого дав газетам покопаться в материалах утечки три с лишним месяца. Таким образом, Der Spiegel, The Guardian, Al-Jazeera и другие популярные издания не в ужасе бросились копаться в тоннах донесений Пентагона в поисках хоть чего-нибудь интересного, а спокойно выкатили заранее подготовленные материалы о малоприятных военных буднях.
Желание Ассанжа дать фору некоторым изданиям вполне понятно. Конечная цель всех этих "сливов" - распространение информации, которую некоторые органы власти (в данном случае Пентагон), открывать не собирались. Ни один здравомыслящий человек не будет тратить время на изучение базы из сотен тысяч документов, и чем быстрее и качественнее злободневные темы вынесут в информационное поле журналисты, тем лучше. Впрочем, далеко не всем соратникам Ассанжа такая идея понравилась.
Раскол в WikiLeaks, судя по всему, начался как раз во время подготовки к публикации иракского досье. В сентябре Ассанжа покинул его близкий помощник Даниэль Домшайт-Берг (Daniel Domscheit-Berg). Именно он и обвинил своего бывшего коллегу в предательстве изначальных идей WikiLeaks и объявил о создании нового, "правильного" проекта. Как стало ясно впоследствии, немецкий борец за свободу информации разошелся с Ассанжем не зря - публикация дипломатического досье США, так называемого "кэйблгейта", началась по совсем иной схеме, согласно которой рупором WikiLeaks стали газеты. Материалы на самом сайте теперь публикуются порционно, а партнеры Ассанжа зачастую получают интересные сведения гораздо раньше, чем их выкладывают в открытый доступ.
Домшайт-Берг вместе с еще одним перебежчиком из WikiLeaks исландцем Гербертом Сноррасоном придумал концепцию OpenLeaks - проекта, лишенного недостатков своего предшественника и не сосредоточенного исключительно на документах американских госслужб. В числе недостатков, кстати, назывался и своего рода "культ личности", который сложился вокруг Ассанжа.
В самом деле, если почитать англоязычные форумы, то сложится впечатление, будто он как минимум новый Че Гевара. Не хватает только какого-нибудь иконоподобного портрета на футболках либерально настроенной молодежи. Любая санкция в отношении WikiLeaks вызывает бурное и справедливое негодование сторонников Ассанжа, а также неоднозначную реакцию. Так, сайты платежных систем Visa, MasterCard и PayPal вскоре после решения прекратить принимать пожертвования для WikiLeaks столкнулись с хакерскими атаками, организованными анонимными пользователями 4chan. Атаки были неплохо спланированы и объединены в общую кампанию под названием "Operation: Payback" ("Операция 'Расплата'"), в рамках которой "Анонимус" устраивает акции возмездия.
OpenLeaks мало чем похож на проект Ассанжа. Во-первых, у проекта нет своей собственной базы данных - он выступает лишь в роли посредника между заинтересованными СМИ и источниками секретной информации. Во-вторых, авторы проекта хотят максимально деперсонифицировать сервис и избежать славы Ассанжа, которого в Швеции мечтают посадить в тюрьму по довольно сомнительным обвинениям.
Если вкратце, то OpenLeaks представляет собой лишь канал связи, а не сайт публикации материалов. Каким образом будет вестись выбор партнеров сайта, пока не понятно: судя по заявлениям создателей, подписаться на рассылку секретных материалов сможет любой. Работа OpenLeaks, таким образом, будет заключаться в проверке достоверности присланной информации.
В случае с таким громким проектом, как WikiLeaks, одним подражателем дело обойтись не могло. В начале декабря один за другим появились BrussellsLeaks и Balkan Leaks. Первый планирует публиковать сведения о работе органов Евросоюза, расквартированных в столице Бельгии, а второй, как видно из названия, выступает за свободные от информационных запретов Балканы и уже приступил к первым публикациям. Оба сайта концептуально ничем не отличаются от WikiLeaks и используют схожий принцип работы. Кроме того, в Twitter-аккаунте WikiLeaks был прорекламирован его индонезийский клон IndoLeaks, который уже успел опубликовать несколько утечек местного значения.
О русском "викиликс" речи пока не идет. Впрочем, "Компромат.ру" в Рунете существует не первый год, да и в самом деле, не про коррупцию и войны в Чечне же там рассказывать, о которых мы и так знаем гораздо больше, чем хотелось бы.
Ситуация с WikiLeaks до боли напоминает расцвет файлообменных сетей в начале 2000-х. Тогда тоже было не очень понятно что со всем этим делать и за что закрывать Napster, а в итоге многолетняя борьба с нелегальным распространением музыки ни к чему толком не привела. Napster устранили из-за ошибки в его архитектуре - у сервиса имелся центр, на котором был завязан весь процесс; такой же центр в виде собственной базы данных и, что самое главное, фигуры мирового масштаба Джулиана Ассанжа имеется и у WikiLeaks. Появление клонов, подражателей и альтернатив делает его идею если не бессмертной, то как минимум крайне живучей. Главное, чтобы им удалось завоевать такой же уровень доверия к своим материалам, а то пара-тройка умелых провокаций имеет все шансы загубить любое начинание на корню.