Наука и техника
20:33, 16 декабря 2010

Мудрость задаром Интервью с руководителем проекта по публикации всех материалов MIT в открытом доступе

В прошлой публикации, посвященной образовательному саммиту WISE, который проходил в столице Катара Дохе с 7 по 9 декабря, мы попытались объяснить читателям, почему фраза про "учиться, учиться и еще раз учиться" - это не просто заезженные слова. Многие из аргументов участников саммита в пользу необходимости образования, может быть, и не потрясают основ, но, складываясь вместе, они создают вполне логичную картину.

Помимо обсуждения важности образования как такового, участники саммита рассказывали о новых тенденциях, которые возникли в сфере просвещения в последнее время. В частности, из-за огромной скорости появления новых технологий и явлений представителям многих профессий необходимо постоянно учиться, иначе они рискуют безнадежно отстать от коллег и "выпасть из обоймы". Для того чтобы помочь людям постоянно быть в курсе текущей ситуации, сотрудники прославленного Массачусетского технологического института (MIT) запустили проект OpenCourseWare, цель которого - выложить в Сеть в бесплатный доступ материалы всех курсов этого учебного заведения. Проект существует уже почти десять лет, и опубликованными материалами пользуются сотни тысяч людей по всему миру.

Корреспондент "Ленты.Ру" поговорил с руководителем этого проекта Сесилией д'Оливейра (Cecilia d’Oliveira). Она рассказала, как возникла идея начать публиковать материалы MIT для всех, как технически организован проект, сколько человек работает над ним, а также кто и как использует опубликованные материалы. Рассказ Сесилии будет полезным не только для пользователей проекта MIT, но и для тех, кто потенциально может организовать подобную инициативу в России.

Почему Вы решили начать этот проект?

В 2000 году специально созданная в MIT комиссия по LLL (life long learning – обучение в течение всей жизни) решила изучить вопрос о том, как при помощи интернета можно продвигать учебные программы института. Одной из идей было создание какого-либо сетевого проекта, который был бы полезен студентам MIT. Комиссия решила, что правильнее всего будет выкладывать в Сеть в открытый доступ материалы института. Официально проект стартовал в 2001 году, и я стала его исполнительным директором.

Какие именно материалы Вы выкладываете?

Цель проекта – публиковать все материалы, которые используются на занятиях на всех факультетах MIT. То есть, мы выкладываем абсолютно все-все-все, но при этом соблюдаем два правила. Первое - в том случае, если правообладателем каких-то материалов является факультет, мы обязаны уведомить его о том, что хотим опубликовать их. И второе – мы обязаны соблюдать все законы, касающиеся интеллектуальной собственности. То есть, если на занятиях преподаватели используют рисунки или диаграммы, принадлежащие кому-то не из MIT, мы пытаемся найти этих людей и получить их разрешение. Иногда это удается, иногда нет. Но все материалы, которые мы выкладываем, абсолютно чисты – то есть, их можно использовать как угодно: копировать, скачивать, публиковать в других местах… Ничьи права при этом не нарушаются.

Как Вы поступаете в том случае, если автор отказывается дать разрешение на использование его материалов?

Да, такое иногда случается. Например, в какой-нибудь лекции преподаватель использует иллюстрации из учебника, и издатель этого учебника отказывает нам. В этом случае мы, в первую очередь, смотрим, а так ли необходима эта иллюстрация для понимания материала. Если да, то мы самостоятельно создаем нужную иллюстрацию – это делают графдизайнеры и художники, которые входят в нашу команду.

А сколько вообще человек задействовано в вашем проекте?

Над проектом работает около 20 человек. В частности, если говорить о воссоздании иллюстраций, то этим преимущественно занимается команда специалистов, которые живут в Индии, в Дели. Так что мы работаем 24 часа в сутки.

Каково соотношение технических специалистов и менеджеров в вашей команде?

Большая часть сотрудников входят в так называемую команду по публикации (publication team), и они работают в факультетах. Среди них много недавних выпускников MIT, так что они хорошо знают, какие материалы нужно отбирать. Команда по публикации разделена на три основные группы, каждая из которых работает с различными факультетами MIT. Также у нас есть несколько менеджеров, которые организуют весь процесс, и человек, отвечающий за взаимодействие с прессой и пиар. Пиарщик не входит в постоянный штат. Несколько человек прицельно занимаются поиском финансирования.

Из каких источников финансируется ваш проект?

В первые семь лет существования проекта большая часть финансирования шла от различных фондов – от фонда Хьюлетта, фонд Меллона и других. В общей сложности они предоставили нам 25 миллионов долларов. Несколько миллионов мы получили от одной из компаний-разработчиков программного обеспечения. Затем примерно половину всех денег нам стал давать MIT и, кроме того, мы начали получать финансирование от тех, кто пользовался нашими материалами – схема сбора средств очень похожа на ту, что использует Википедия. Нам перечислили средства несколько тысяч пользователей – кто-то переводил один доллар, а некий анонимный плательщик, живущий на другом конце планеты, передал нам чек на 10 тысяч долларов. Кроме того, мы проводим обучающие курсы – многие компании хотят узнать о нашем опыте, чтобы использовать его у себя. Наконец, мы сотрудничаем с исследовательскими группами в MIT, и вместе мы претендуем на большие гранты – в размере сотен тысяч или миллионов долларов. Но мы всегда ищем новые источники финансирования! Когда вы ничего не продаете, поиск денег – это целое искусство.

Вы планируете развивать какие-то другие проекты?

Да, мы хотим расширить поле деятельности – например, недавно мы запустили пилотный проект открытых занятий. Мы предлагаем учебным группам пройти десять курсов MIT, и участники этих групп могут задавать вопросы преподавателям и общаться друг с другом. Чтобы попасть группу, необходимо зарегистрироваться, используя, например, свой аккаунт в Facebook. Через несколько недель после запуск проекта в учебные группу только по одному курсу записалось пять тысяч человек.

Еще один наш проект – разработка специальных курсов для тех, кто учится самостоятельно. У таких людей нет доступа в библиотеку MIT, они не могут общаться с преподавателями, поэтому нам приходится существенно перекраивать и дополнять существующие учебные программы. В этом нам помогают профессора, студенты и выпускники MIT, а также профессора других институтов.

Правильно ли я понимаю, что вы публикуете все материалы вручную? Или существует какое-то программное обеспечение, при помощи которого можно делать это автоматически?

Из-за того, что мы должны строго соблюдать авторские права, нам приходится перебирать каждый рисунок, каждую страницу текста вручную, чтобы избежать возможных судебных исков. Ну и, кроме того, мы постоянно обновляем уже опубликованные материалы, чтобы они не устаревали.

Давайте поговорим немного о результатах вашего проекта. У вас есть какая-то статистика - сколько людей просматривают опубликованные вами материалы и кто эти люди?

Мы постоянно (приблизительно раз в месяц) анализируем трафик и смотрим, сколько людей посещают наш сайт, откуда они приходят, как часто и куда они заходят и так далее. Мы выяснили, что около 55 процентов наших посетителей приходят не из Северной Америки. Около 30 процентов проживают в Южной и Восточной Азии.

Также мы специально изучали, кто эти люди. 42 процента посетителей нашего сайта – студенты, причем не только MIT, но и других вузов. 43 процента – это люди, которые самостоятельно изучают какие-то предметы. Среди них есть как те, кто никогда не посещал вуз, так и работающие специалисты, которые хотят освежить свои знания. Некоторые из наших посетителей нигде не работают – они просто проводят время за изучением интересной информации. И, наконец, около девяти процентов посетителей – это те, кто учит других. В эту категорию попадают преподаватели вузов, профессора.

Как именно люди используют ваши материалы?

Большая часть учителей, по их собственным словам, используют наши материалы для того, чтобы улучшить свои знания. Кроме того, с помощью наших документов преподаватели пытаются повысить свою квалификацию, освоить новые методы преподавания. Ну и некоторые просто включают часть наших материалов в свои собственные курсы.

Студенты, в основном, используют наши видео и тексты в качестве дополнительных материалов. Для людей, обучающихся самостоятельно, наши материалы являются основой для занятий. Кроме того, многие используют их как базу ссылок – там они могут найти информацию, где найти материалы по той или иной теме.

Какие материалы посетители просматривают чаще всего – видео лекций, лекции в текстовом формате, иллюстрации?

Видео популярнее остального контента, потому что лучше других материалов создает у людей ощущение непосредственной работы в классе. Особенно любят видео те, кто обучается самостоятельно. Каждый месяц мы составляем рейтинг самых популярных курсов, и в двадцатке всегда оказываются курсы, в которых есть видеозаписи лекций. В рейтинг попадают чаще всего научные курсы и курсы по инженерным дисциплинам. Наверху списка обычно оказываются биология, физика, компьютерные науки, программирование, высшая математика.

Вы добавляете к видео субтитры, чтобы оно легче воспринималась неанглоговорящими посетителями или людьми, у которых есть проблемы со слухом?

Мы пытаемся снабжать видео субтитрами на английском, но пока они есть только у половины всех наших записей. Что касается переводов на другие языки, то мы не занимаемся этим сами. Переводы выполняют различные организации, с которыми мы сотрудничаем – это могут быть университеты, научные учреждения, компании, которые заинтересованы в наших материалах. Они заключают с нами соглашение на использование материалов – у нас есть подобные соглашения с организациями из Тайваня, Таиланда, Испании. Некоторые из них добавляют к видео субтитры.

Нет ли у вас планов наладить сотрудничество с коммерческими компаниями по такой схеме: вы бесплатно или за деньги подбираете для компаний материалы, которые могут быть полезны для обучения их сотрудников?

Да, мы действительно в последнее время думаем о подобных проектах. Изначально во время переговоров мы предлагали им размещать на нашем сайте рекламные баннеры или объявления о найме сотрудников, однако оказалось, что многие организации заинтересованы в сотрудничестве иного рода. Многие бизнесмены хотят поддерживать своих сотрудников “на уровне” и хотят, чтобы мы составляли для них соответствующие учебные курсы. Они предлагают, чтобы мы создавали на нашем сайте подобие виртуальных рабочих кабинетов, куда сотрудники компании могли бы иметь доступ. Пока мы не реализовали эти проекты, но как раз сейчас ведутся переговоры с двумя компаниями, которые занимаются высокотехнологичным производством. Разумеется, мы не собираемся делать это забесплатно – немалая часть времени уходит на обсуждение того, сколько компании должны нам заплатить.

Наверняка компании пользуются вашими материалами уже сейчас. Вы как-то мониторили, какие именно организации посещают ваш сайт чаще всего?

Да, мы анализировали этот вопрос. На первом месте находятся всевозможные военные организации. Далее идут мегакорпорации вроде IBM, “Боинг” и других – те корпорации, в штате которых много инженеров. И раз уж они и так используют наши материалы, то почему бы им не заплатить нам за них?

< Назад в рубрику