Бывший СССР
19:43, 20 декабря 2010

Со всеми вытекающими В Белоруссии прошли перевыборы Лукашенко

19 декабря в Белоруссии прошли выборы, по итогам которых Александр Лукашенко сможет возглавить республику в четвертый раз. ЦИК уже подсчитал 100 процентов бюллетеней: за действующего президента, согласно официальным данным, проголосовали почти 80 процентов избирателей. Соперники Лукашенко, заранее отказавшиеся признать его победу, попытались устроить "майдан". К вечеру недовольные начали собираться в центре Минска. После того как группа протестующих стала ломиться в здание правительства, участников акции разогнал ОМОН.

Сама по себе победа Александра Лукашенко на выборах была предсказуемой. Он по-прежнему может рассчитывать на поддержку значительной части населения (это признают даже в оппозиции, хотя и утверждают при этом, что рейтинг действующего президента падает и для победы в первом туре его недостаточно). На его стороне административный ресурс: местные органы власти, силовые структуры, государственные СМИ. Что до конкретного результата, то его, как признавался Лукашенко несколько лет назад, он может корректировать по своему желанию (тогда, правда, он утверждал, что использовал эту возможность не для завышения, а для занижения результата - чтобы цифру лучше восприняли на Западе).

Теперь, правда, предстоит узнать, во что обойдется ему его нынешняя победа. И что он в итоге получит (в качестве главы Белоруссии на ближайшие четыре года). Незадолго до выборов Лукашенко удалось погасить конфликт с Москвой, договорившись об условиях поставок нефти. Но риски, связанные с зависимостью от российской поддержки, для него сохраняются. Отказавшись платить за эту поддержку или заплатив недостаточно, белорусский президент может вновь столкнуться с ситуацией, когда из союзника (или хотя бы "нашего сукина сына") он превратится для Москвы в изгоя, с которым будут общаться посредством "крестных батек" и которому будут грозить судьбой Курманбека Бакиева.

Сам Лукашенко, выступая на избирательном участке, отметил, что "выборами у президентов все только начинается". "В случае победы у меня завтра начнется работа, буду думать о будущем", - сказал он.

В самом ближайшем будущем президенту предстоит думать над тем, как оправдываться перед наблюдателями за нарушения на выборах (о нарушениях уже объявили наблюдатели от ОБСЕ) и как объяснять Западу жестокий разгон протестующих. Ну и, конечно, над тем, как довести до конца традиционные предновогодние переговоры по газу с Россией. Пока что, как заявил Лукашенко за несколько дней до выборов, переговоры идут тяжело.

Перед "майданом"

Голосовать Лукашенко пришел в приподнятом настроении. Президент предсказывал "отличные" отношения с Россией и "как минимум хорошие" - с США, благодарил соперников за "бестолковую агитацию" и прямо-таки сыпал шутками. Зайдя в буфет, он заявил, что булочки там едят "смелые люди": ему, дескать, "чтобы такую булочку съесть, надо потом десять километров пробежать". Затем, покупая шоколад для своего младшего сына Коли, президент обнаружил, что у него нет с собой денег, и попросил у сопровождавших его чиновников взаймы. "Говорят, у меня девять миллиардов долларов нашли (если верить одной из утечек WikiLeaks - примечание Ленты.Ру), - хохмил Лукашенко, - я потом рассчитаюсь".

Сами выборы прошли в более-менее спокойной обстановке. Во всяком случае, массовых задержаний сторонников оппозиции в преддверии "майдана" не было. Тактику такого рода - изоляцию "несогласных" перед митингами и шествиями - белорусские власти в прошлом использовали довольно часто: оппозиционеров задерживали под любыми предлогами (как правило, им приписывали "нецензурную брань в общественном месте") и отправляли под арест. На этот раз превентивных задержаний почти не было.

Тем временем обе стороны - и власть, и оппозиция, - готовились к "майдану". Некоторые из соперников Лукашенко заранее заявили, что результаты голосования не признают и что на вечернем митинге они будут требовать назначения новых выборов, в которых действующий президент (согласно их требованию) уже не должен участвовать.

Александр Лукашенко с сыном на избирательном участке. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Власть, со своей стороны, приняла меры. На Октябрьской площади, которая должна была стать основным местом сбора оппозиции, заранее залили каток. К центру Минска стягивались подразделения силовых структур. Еще за несколько дней до выборов поступило сообщение, что в столицу прибыли бронетранспортеры и водометы. Снимок колонны бронетехники, находившейся в окрестностях столицы, опубликовало агентство Associated Press. Министерство обороны после этого подтвердило, что техника направлялась в столицу, однако заявило, что ничего необычного в этом нет: машины, мол, возвращаются к месту постоянной дислокации после учений.

За неделю до выборов глава президентской администрации Владимир Макей заявил, что соперники Лукашенко хотят устроить провокации для дискредитации власти. "Готовятся группы боевиков, закупаются теплые вещи, пиротехнические и даже взрывчатые вещества", - уверял чиновник. Оппозиция все обвинения такого рода отвергала, заявляя, что "майдан" будет исключительно мирным.

С другой стороны, было ясно, что сугубо мирный протест окажется бессмысленным (разве что он получил бы активную поддержку населения - не только в Минске, но и в других городах). В оппозиции это, в общем, признавали. "Понятно, что нет смысла просто выйти, потоптать снег и расходиться", - заявлял
"Коммерсанту" один из соперников Лукашенко, Николай Статкевич. Тактику предстоящего "майдана" он при этом раскрывать не стал, сказав только, что надо будет "посоветоваться с народом".

С площади на площадь

К Октябрьской площади, где был намечен вечерний митинг, сторонники оппозиции пришли несколькими колоннами. Большинство добралось до места назначения без особых препятствий. Одну из колонн, возглавляемую соперником Лукашенко Владимиром Некляевым, милиция разогнала. Участники шествия при этом были избиты, сам Некляев попал в больницу с травмой головы.

Милиция позднее обнародовала свою версию произошедшего, заявив, что возле офиса Некляева (где и была разогнана колонна) находились два микроавтобуса с оружием. Как утверждает МВД, милиционеры, получив эту информацию, попытались осмотреть машины, но встретили препятствие со стороны "агрессивных молодых людей, вооруженных палками и камнями". Оппозиционеров, согласно этой версии, оттеснили, а в машинах были найдены металлические прутья, заточенные колья, бензин, газовые баллончики и светозвуковые гранаты.

В интернете тем временем были один за другим заблокированы оппозиционные интернет-ресурсы (некоторым впоследствии удавалось возобновить работу). В их числе оказались сайт Владимира Некляева, интернет-издание "Хартия'97" (поддерживавшее одного из конкурентов Лукашенко - Андрея Санникова), ресурс "Белорусский партизан". Представители оппозиции заявляли также, что власти блокируют входящие звонки на их мобильных телефонах.

Собравшись на Октябрьской площади (по различным оценкам, туда пришли от 10 до 20 тысяч человек), оппозиционеры объявили о создании "правительства народного спасения". В него вошли большинство соперников Лукашенко (кроме Виктора Терещенко, которому прочие кандидаты не доверяли, считая его тайным соратником президента).

Следующим пунктом, где решено было устроить митинг, стала площадь Независимости (там находится комплекс правительственных зданий, в котором помимо прочего размещен Центризбирком). Прибыв на новое место, протестующие заявили о намерении вступить в переговоры с властью по поводу проведения новых выборов (без участия Лукашенко). "Оппозиционеры, разместившие свой штаб прямо у подножия памятника Ленину, - передавал НТВ, - сообщают площади, что намерены войти в парламент и ждать силовых министров на переговоры".

Вскоре начались беспорядки. Группа людей двинулась к Дому правительства, они стали разбивать стекла и выламывать двери. Внутрь попасть они не смогли, поскольку там расположился ОМОН. Агентство БЕЛАПАН, которое вело хронику "майдана", сообщало, что попыток штурма было несколько. Те из оппозиционеров, кто двери не ломал, назвали произошедшее провокацией властей. Впоследствии в Сети появились фотографии, которые могут служить подтверждением этой версии. На одной из них молодой человек, ломавший дверь, держит руку так, как будто говорит что-то в рукав. Источник утверждает, что этот человек "вызывал ОМОН в спрятанный микрофон".

БЕЛАПАН в то же время обратило внимание на следующий эпизод: "22.20. Демонстранты продолжают выламывать двери в Дом правительства. Рядом с ними стоят Санников (кандидат в президенты Андрей Санников), Халезин (руководитель 'Свободного театра' Николай Халезин), Халип (жена Санникова, журналистка Ирина Халип), на лицах которых улыбки. На вопрос БЕЛАПАН о том, что будет происходить дальше, Санников ответил: 'Сейчас вы все увидите'. При этом политик не ответил на вопрос, поддерживает ли он те беспорядки, которые начались. В данный момент удалось выломать несколько дверей. Толпа восприняла это бурно...".

Кто бы ни ломал двери Дома правительства, власти сочли это достаточным поводом для того, чтобы разогнать "майдан". ОМОН, ненадолго покинувший площадь после очередной попытки штурма, вернулся с подкреплением. Оппозиционеров стали вытеснять с площади. Многие из участников акции при этом были избиты (пострадали и некоторые журналисты). Протестующие стали разбегаться. К полуночи, по информации БЕЛТА, на площади можно было увидеть лишь милиционеров и немногочисленных прохожих.

Уходя с "майдана", оппозиционеры пообещали, правда, собраться на митинг снова - вечером 20 декабря. Неясно только, кто теперь возьмет организацию протестов на себя: почти все бывшие конкуренты Лукашенко, требовавшие повторных выборов, уже задержаны.

Разбор полетов

Всего за неудавшийся "майдан", по данным МВД, были задержаны несколько сотен человек (примерно такую же цифру называют представители кампании "За свободные выборы"). По неофициальной информации, в их числе оказались почти все бывшие соперники Лукашенко. Машину Андрея Санникова, покидавшего площадь, догнал автомобиль ГАИ с включенной мигалкой. Вместе с бывшим кандидатом в президенты была также задержана его жена.

Николай Статкевич пытался уехать с площади на такси, но был блокирован двумя машинами. Его выволокли из такси, впихнули в салон одной из этих машин и увезли. Таким же образом задержали и бывшего кандидата от "Партии БНФ" Григория Костусева.

Супруга Владимира Некляева, который после вечернего нападения находился в больнице, сообщила, что ночью его увезли неизвестные в штатском. На выходе из больницы был также задержан бывший кандидат от христианских демократов Виталий Римашевский (ранее, при разгоне митинга, он получил травму головы и был доставлен в клинику для перевязки).

Еще один кандидат, Алесь Михалевич, был задержан сотрудниками КГБ в собственной квартире. Среди задержанных оказался даже занявший последнее место на выборах предприниматель Дмитрий Усс.

Предъявлены ли кому-то из них официальные обвинения, не сообщалось. По информации МВД, после вчерашних событий возбуждено уголовное дело по статье "Массовые беспорядки". Глава МВД Анатолий Кулешов заявил, что соперники Лукашенко несут ответственность за действия "бесчинствующей толпы", и пообещал, что "безнаказанным не останется никто".

Но если власти отреагировали предсказуемо, то несколько неожиданной оказалась реакция экс-кандидатов, оставшихся на свободе, и международных наблюдателей. Представитель Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук и предприниматель Виктор Терещенко (оба - бывшие соперники Лукашенко, которые не были задержаны после событий 19 декабря) открыто выступили против организаторов "майдана". Терещенко заявил, что к штурму здания правительства лидеры оппозиции готовились заранее (вдобавок, по его словам, они планировали захватить президентскую резиденцию) и теперь должны быть наказаны. Романчук, со своей стороны, прямо возложил ответственность за произошедшее на организаторов протестных акций: Андрея Санникова и Николая Статкевича. При этом он отметил, что его партия - ОГП - пыталась отговорить их от радикальных планов.

Еще более неприятными для противников Лукашенко стали комментарии наблюдателей от СНГ. Часть оппозиции (та, которая рассчитывала сыграть на разногласиях Лукашенко с Кремлем, предложив России себя в качестве альтернативы) надеялась на то, что Россия - устами в том числе и миссии от СНГ - победу действующего президента Белоруссии не признает. Это упрочило бы претензии оппозиционеров на проведение новых выборов.

Надежды не оправдались. Даром, что ли, Лукашенко мирился с Москвой? Миссия СНГ выборы прямо-таки расхвалила. Ее руководитель Сергей Лебедев заявил, что серьезных нарушений при голосовании зафиксировано не было (по его словам, существенных нарушений не заметили и представители других миссий). Он добавил, что никаких сомнений в легитимности выборов у наблюдателей от СНГ нет. Лебедев даже пошел еще дальше: он упомянул акции протеста, переросшие в беспорядки, и заявил, что "действия правоохранительных органов Беларуси по пресечению противоправных акций и наведению порядка нельзя рассматривать иначе как законные".

Некоторое утешение противникам Лукашенко может принести отчет ОБСЕ. В целом он оказался негативным. Представитель миссии заявил, что процесс подсчета голосов проходил с нарушениями. Он также упомянул о задержании сторонников оппозиции и бывших кандидатов, заявив, что ожидает по этому поводу объяснений от белорусских властей.

Впрочем, предыдущие выборы получили от ОБСЕ схожую оценку. И эта оценка совсем не помешала действующему президенту заступить на третий срок.

Когда Лукашенко официально займет президентский пост в четвертый раз, пока неизвестно. По закону, инаугурация должна состояться до 19 февраля.

< Назад в рубрику