Всего за несколько дней до Рождества Сенат США ратифицировал новый российско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, который в американских СМИ обозначают аббревиатурой START). Между подписанием документа главами обоих государств и ратификацией его законодательным собранием одного из них прошло более восьми месяцев. Госдума РФ, вероятно, также ратифицирует соглашение еще до конца 2010 года.
Весной 2010 года о встрече Барака Обамы и Дмитрия Медведева в Праге писали как об историческом событии: 8 апреля были поставлены подписи президентов под новым договором, который должен заменить истекший в декабре 2009 года СНВ-2. Помимо сокращения носителей ядерного оружия и уменьшения числа боезарядов каждой стороной примерно на треть, документ предусматривает возобновление взаимных проверок, то есть инспекций ядерных арсеналов. Раз в год Россия и США должны будут обмениваться отчетами о проведенных за предыдущие 12 месяцев ядерных испытаниях, однако каждая сторона получит право сама решать, какие именно сведения включать в эти отчеты.
Уже в середине мая соглашение передали на ратификацию в Сенат США. Наблюдая за реакцией сенаторов-республиканцев, журналисты уже тогда могли сделать вывод, что до лета договор утвердить не получится. Авторитетные политики не стеснялись демонстрировать крайне скептический настрой. Например, в июле помощник заместителя министра обороны США по политическим вопросам Джеймс Миллер выступил на заседании комитета Сената по вооруженным силам с докладом, в котором, в частности, говорилось о том, что нарушение Россией договора маловероятно и не приведет ни к каким серьезным последствиям для США. Бывший кандидат в президенты США от Республиканской партии Джон Маккейн буквально высмеял докладчика, заявив, что подготовка и согласование договора, который может быть без особых последствий нарушен одной из сторон, является пустой тратой времени и денег.
Сенат раз за разом откладывал слушания по договору, ссылаясь на необходимость изучения документов по теме профильными комитетами. Инициаторами затягивания были, конечно, республиканцы. Но президент Обама однозначно дал понять своему российскому коллеге, что соглашение ратификацию пройдет. Он заручился поддержкой пятерых бывших глав Госдепартамента: экс-госсекретари Генри Киссинджер, Джордж Шульц, Джеймс Бейкер, Лоуренс Иглбергер и Колин Пауэлл опубликовали статью, в которой заявили, что соглашение должно быть одобрено ради безопасности в мире.
В СМИ велась масштабная информационная кампания, призванная не то чтобы рассказать жителям США о необходимости ратификации договора, а скорее не дать республиканцам убедить избирателей в обратном. И, судя по результатам опроса, проведенного CNN в середине декабря, на этом поле Белый дом выиграл. Если в ноябре 2009 года подписать договор призывали 70 процентов взрослых американцев, то к декабрю 2010 года их доля не только не уменьшилась, но и выросла до 73 процентов.
Было понятно, что глава государства использует все ресурсы и призовет на помощь всех сторонников, лишь бы не дать республиканцам внести изменения в основной текст соглашения, поскольку в этом случае новую редакцию пришлось бы заново согласовывать с Москвой.
Таким образом, задача представителей Республиканской партии, что бы они ни говорили, заключалась в том, чтобы выторговать выполнение максимального количества дополнительных условий. И можно считать, что им это удалось.
За восемь месяцев переговоров Барак Обама пообещал выделить 80 миллиардов долларов на модернизацию ядерного арсенала США, а также предоставил республиканцам устные и письменные гарантии того, что соглашение не станет препятствием для размещения элементов американской ПРО в Европе. Этот вопрос волновал Республиканскую партию в наибольшей степени. В последний момент соответствующее замечание было даже внесено в резолюцию, сопровождавшую ратификацию договора. В итоге за утверждение соглашения СНВ-3 проголосовал 71 сенатор, в том числе 13 республиканцев. Против выступили 26 человек, трое из присутствовавших на заседании голосовать по этому вопросу отказались.
Следующий этап - ратификация договора Государственной Думой и Советом Федерации. После этого главы государств смогут обменяться ратификационными грамотами. Договор об СНВ-3 будет действовать на протяжении десяти лет. По прошествии этого срока США и РФ смогут продлить соглашение на срок не более пяти лет.
Уже известно, что Госдума не станет затягивать с ратификацией соглашения. Голосование должно состояться в пятницу, 24 декабря. В тот же день, по всей видимости, документ передадут на утверждение в Совет Федерации. Ожидается, что вопреки обычной практике голосования по международным соглашениям договор будет рассмотрен Госдумой сразу в трех чтениях. Правда, и в России ратификация будет сопровождаться некой резолюцией, содержание которой, как обещает глава МИД РФ Сергей Лавров, будет зависеть от того, что увидит российская сторона в полном тексте сенатской резолюции.
Влияние договора об СНВ на международные отношения обсуждалось в прессе на протяжении нескольких лет: ратификация документа однозначно стала еще одним этапом "постперезагрузочных" мер, и продемонстрировала, что главы государств всерьез настроены выполнять данные друг другу обещания.
А вот в сфере внутренней политики не все так радужно. Текущая сессия стала последней для нынешнего состава Сената США. С января 2011 года в состав собрания будут входить уже не 42, а 47 республиканцев. И тогда Республиканская партия сможет (и она не скрывает такого намерения) взять реванш за уступки, на которые сенаторам пришлось пойти в договоренностях с Обамой. Только за последний месяц президент успел провести через все еще демократический Сенат сохранение выплат по безработице (правда, уступив республиканцам продление налоговых льгот для обеспеченных американцев), а также разрешение геям и лесбиянкам не скрывать свою ориентацию при службе в вооруженных силах. В новый год Вашингтон входит с долгами, и расплата не заставит себя ждать.