В Москве спецслужбами за подготовку вооруженного мятежа арестован радикальный националист, отставной полковник ГРУ Владимир Квачков. Детали дела не раскрываются из-за его секретности. Со слов самого Квачкова, мятежником посчитали одного из его соратников, отправившего в леса арбалетчиков поднимать народ на восстание.
О попытке ареста Квачков сам сообщил информагентствам вечером 23 декабря. По его словам, в его квартиру на Бережковской набережной пытались вломиться 12 чекистов, которые отключили ему свет и вызвали сотрудников МЧС, чтобы взломать дверь. Адвокат Алексей Паршин, прибывший на помощь своему клиенту, рассказал журналистам газеты "Коммерсант", что спецслужбы пришли за секретным планом захвата власти и списком заговорщиков, который якобы хранит Квачков у себя дома.
В конце концов осажденный полковник открыл дверь и позволил отвезти себя в Лефортовский суд, который арестовал его сроком на два месяца. Никаких подробностей не было оглашено, кроме статей уголовного дела, по которому проходит Квачков: "содействие террористической деятельности" и "пособничество в организации вооруженного мятежа".
Перед началом слушаний полковник успел пообщаться с журналистами и высказать свои версии. По его мнению, арест был инспирирован Анатолием Чубайсом, в покушении на которого обвинялся полковник и был оправдан присяжными, причем дважды. Символично, что за день до задержания Квачкова Верховный суд утвердил оправдательный приговор, поставив окончательную точку в этом деле.
Полковник также поведал, что, по его сведениям, его арест связан с показаниями одного из его соратников по "Всероссийскому народному ополчению имени Минина и Пожарского", задержанного летом 2010 года за экстремизм. Речь идет о Петре Галкине, лидере тольяттинского отделения "Народного фронта освобождения России", который в спецслужбах считают боевым подразделением "ополчения". По словам Квачкова, Галкина и еще нескольких активистов задержали в лесу с арбалетом. На допросах он дал показания, что якобы по заданию Квачкова создавал дружины боевиков, которые проводили тренировки, готовясь к вооруженным выступлениям.
После задержания Галкина были проведены обыски на квартирах активистов "ополчения" в нескольких городах. В том числе и у Квачкова. Он жаловался "Коммерсанту", что у него изъяли некие радиоэлектронные средства, которые он использовал в своей работе консультанта по безопасности, а также десять тысяч долларов и сто тысяч рублей, которые он отложил на оплату адвокатов.
Любопытная находка ждала спецслужбы, по сведениям агентства "Росбалт", на петербургской квартире бывшего милиционера Александра Киселева, который состоит и в "ополчении" и в Российской коммунистической рабочей партии. У чекистов были данные, что он, работая в ЧОПе, был связан с организацией "Русских маршей". При обыске в жилище Киселева обнаружили множество огнестрельного оружия и тротиловые шашки.
В дальнейшем выяснилось, что "ополчение" тесно сотрудничает с "Русским общенациональным союзом", имеющим штаб-квартиру во Владимире. У этого движения есть боевое крыло под названием "Спас", члены которого обвинялись в террористической деятельности и нападениях на людей неславянской внешности. В частности, восемь членов "Спаса" были осуждены за взрыв на Черкизовском рынке, который унес жизни 14 человек.
В итоге напрашиваются две версии ареста Квачкова. Одну из них высказали "Коммерсанту" фигуранты дела о покушении на Чубайса, по которому помимо отставного полковника проходили два бывших десантника Роберт Яшин и Александр Найденов. Они считают, что "ополчение" не может представлять реальной опасности , так как на 90 процентов состоит из пенсионеров. Кроме того, в действующей армии Квачков также популярностью не пользуется. А из всего этого следует, что арест Квачкова является превентивным, по совокупности его публичных высказываний.
Вторая версия связана с беспорядками на Манежной площади и последовавшими за ними попытками провести новые массовые акции. Руководство страны потребовало от правоохранительных органов найти тех, кто организовывал или пытался организовать провокации. Но пока поступила информация о задержании только одного предполагаемого организатора - 19-летнего студента Ильи Кубракова, которого считают членом радикальных групп крайне правого толка.
По некоторым данным, после событий на Манежной в интернете появилось некое обращение от имени Квачкова, в котором народ призывали к восстановлению русского порядка. В то же время "Коммерсант" отмечает, что Квачков в интервью одной из радиостанций отказался комментировать выступления в Москве, сославшись на то, что его слова могут быть истолкованы как повод для репрессий.
Опасения отставного специалиста по диверсиям, а именно такая специализация была у Квачкова в ГРУ, как оказались, были вполне обоснованными. Но чтобы узнать, какую же запретную грань переступил полковник, осталось дождаться предъявления ему обвинений.