Россия
12:24, 29 декабря 2010

Пожизненный сенатор Бывшего сенатора от Башкирии посадили пожизненно

В Мосгорсуде завершился процесс по делу бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева. Его признали предводителем банды, совершившей более десяти убийств, и приговорили к пожизненному заключению. По мнению сторонников Изместьева, его дело было фальсифицировано с подачи окружения экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова.

Помимо назначения срока, Изместьева оштрафовали на 4,5 миллиона рублей. Бывший сенатор в последнем слове отказался признавать свою вину и просил о справедливом приговоре.

Кроме Изместьева к различным срокам заключения были приговорены еще 12 членов возглавляемой им банды. В частности, "бригадиры" группировки Сергей Финагин и Имран Ильясов получили соответственно 23 года и 20 лет колонии строгого режима. Еще девяти подсудимым дали сроки от четырех до 18 лет колонии строгого режима. Кроме того, некий Валентин Бар-Бирюков был освобожден от наказания по некоторым статьям в связи с истечением срока давности, но ему все равно придется сидеть за совершение ряда убийств.

Основные статьи обвинения экс-сенатору и его подельникам - бандитизм, убийства, покушения на убийства, дача взятки и организация теракта. Следствие утверждало, что Изместьев вместе с другими лицами создал банду в 1992 году, а затем фактически стал ее главарем. Преступная группировка появилась на базе одного из московских ЧОПов, основанного уроженцем города Кингисепп в Ленинградской области. Отсюда пошло и ее неофициальное название - "кингисеппская группировка".

Всего обвиняемым инкриминировалось 24 эпизода преступной деятельности, в том числе два теракта, 14 убийств, пять покушений на убийство. По мнению следствия, банда специализировались на заказных убийствах, в том числе и на устранении конкурентов Изместьева по бизнесу, и действовала по 2004 год.

В частности, расследование выявило причастность Изместьева к организации убийств замдиректора Новоуфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, бизнесмена Олега Булатова, главного бухгалтера "Башнефтехимторга" Валерия Сперанского, московского нотариуса Галины Перепелкиной и председателя правления компании "ВСМ-Октан" Василия Хитаришвили. Кроме того, к счастью для жертв неудачей закончились покушения на бизнесменов Юрия Бушева (убитый нотариус была его женой) и Михаила Орлова. Банду Изместьева также обвинили в подготовке покушения на сына президента Башкирии Урала Рахимова.

Обвинение в терроризме появилось в деле в связи с подрывом в ноябре 2003 года заминированного автомобиля. В результате погибли два охранника компании "Башнефтехим". Следователи посчитали, что мишенью убийц был Урал Рахимов и преступление было призвано дестабилизировать обстановку в Башкирии накануне выборов президента республики.

О солидном вооружении банды говорит и то, что в Санкт-Петербурге у нее был склад оружия, на котором помимо пистолетов и автоматов были обнаружены противотанковые и противопехотные мины, а также огнемет.

Все вышеприведенное - это скупые строки сообщений Генпрокуратуры и Следственного комитета. Но не может не возникать вопрос: неужели в республике не ведали, что ее представителем в Совете Федерации был не просто крупный, но и "авторитетный" предприниматель?

К началу 2000 года Изместьев уже был влиятельным бизнесменом, а в 2001 году стал сенатором от парламента Башкирии. Правоохранительные органы обратили на него внимание, расследуя дело о неуплате налогов компанией "Корус", которую Изместьев возглавлял в досенаторские времена. В декабре 2006 года бизнесмена изгнали из сенаторского корпуса за деятельность, несовместимую со статусом законодателя, а в январе 2007 года его задержали в Бишкеке и этапировали в Москву. Вскоре выяснилось, что недавний сенатор промышлял убийствами, о чем следствию поведали участники его банды Иванов и Финагин.

Процесс по делу Изместьева был закрытым из-за наличия в деле неких секретных документов. В августе 2009 года экс-сенатора начали судить присяжные, однако в мае 2010 года коллегия была распущена, а дело передано на рассмотрение трех профессиональных судей. Причиной этого решения стало наличие в деле статьи о терроризме, которую присяжным рассматривать нельзя.

Есть на дело Изместьева и другая точка зрения. Как писала "Независимая газета", коллегию присяжных распустили, так как они собирались оправдать бывшего сенатора, потому что представленные доказательства показались им неубедительными. Во-первых, присяжных смутило обвинение в подготовке покушения на Урала Рахимова, так как нефтяной бизнес сенатора целиком зависел от сына башкирского президента и ему было бы невыгодно убивать своего благодетеля. К тому же странным показался и метод покушения: "Жигули" с самодельной бомбой, причем неисправной, несколько недель простояли перед офисом Рахимова, прежде чем милиция обратила внимание на то, что машина припаркована под "кирпичом".

Во-вторых, присяжным показалось странным то, что никто из членов банды, за исключением Финагина и Иванова, никогда не слышал до суда фамилию своего главаря. При этом все они указывали как на своего босса на бывшего владельца столичного клуба "Манхэттен-экспресс" и председателя совета директоров банка "Российский капитал" Георгия Сафиева, которого застрелили в США в 2001 году.

Не смог дать показания о причастности или непричастности Изместьева к преступлениям и член группировки Александр Пуманэ. По показаниями Иванова и Финагина, именно он минировал машину около офиса Рахимова и взорвал автомобиль с охранниками. Однако Пуманэ при странных обстоятельствах погиб в одном из отделений московской милиции в сентябре 2004 года.

Третий момент: никто из бизнесменов, ставших, по мнению следствия, жертвой Изместьева, не имел с ним никаких дел и, более того, не был с ним знаком. Зато, как писали СМИ, все пострадавшие от "кингисеппских" находились в конфликте с Муртазой или Уралом Рахимовыми.

В комитете "За гражданские права" преследование Изместьева связывают с тем, что на сенатора решили свалить серию убийств, произошедших во время приватизации топливно-энергетического комплекса Башкирии, ключевые должности в котором с 1990-х годов занимает Урал Рахимов. При этом руководитель башкирского отделения движения "За права человека" Ильдар Исангулов рассказал, что отец следователя Юлии Сафиной, которая вела дело Изместьева, а затем представляла в суде обвинение, много лет тесно сотрудничал с семьей Рахимовых.

Примерно такие же аргументы о заказном характере преследования Изместьева приводятся на сайте его сторонников. Между тем сам подсудимый и его защита избегают упоминания Рахимовых и разговоров о политико-финансовой подоплеке дела.

Примечательно, что незадолго до того, как у Изместьева начались неприятности, появилась информация о конфликте между сенатором и тогдашним президентом России Владимиром Путиным. СМИ писали, что коттедж Изместьева был расположен рядом с резиденцией главы государства, чьей семье якобы мешали шумные праздники, которые устраивал член Совета Федерации.

Сенатор не согласился с претензиями. Он сказал, что никаких бесчинств на принадлежащей ему территории не происходит и к тому же он там почти не живет. Тем не менее, управление делами президента предложило Изместьеву выкупить у него дом, и сенатор согласился на продажу, но за 47 миллионов евро. Цена предложения не устроила чиновников, и в итоге сенатор лишился дома по решению суда, который признал незаконным сделку по приобретению участка.

Между тем сторонники Изместьева организовали сбор подписей в интернете в его защиту. Мать осужденного Тамара Изместьева попросила через Twitter президента Дмитрия Медведева обратить внимание на нарушение закона во время следствия и судебного разбирательства. По словам адвоката бывшего сенатора Сергея Антонова, представленные в суде доказательства не подтверждают вины его подзащитного. Юрист отметил, что Финагин, на словах которого построено обвинение, несколько раз менял свои показания, а затем и вовсе отказался от них. Антонов собирается обжаловать приговор в Верховном суде и жалеет о том, что не удалось довести процесс до конца при участии присяжных.

< Назад в рубрику