С 7 января в Татарском проливе, отделяющем остров Сахалин от материка, в течение трех дней велись безуспешные поиски рыболовецкой шхуны "Партнер", подавшей на Рождество сигнал о бедствии. После того, как ни само судно, ни его обломки найти не удалось, активная фаза спасательных работ была свернута. Что случилось со шхуной, которую все называют браконьерской, так до сих пор никто и не знает. Одни считают, что она утонула, другие настаивают на том, что она подала ложный сигнал бедствия и ушла в Японию. Куда делся экипаж, тоже можно только предполагать, однако найденные на берегу неопознанные тела двух моряков говорят о том, что шансов на спасение у него было не много.
Первыми, кто зафиксировал сигнал бедствия с борта рыболовецкой шхуны "Партнер", утром 7 января стали радисты порта Ванино. "Внимание, внимание! Кто меня слышит, не знаю. "Партнер". Терплю бедствие в точке с координатами (...). Судно под воду уходит, плот один-единственный открылся, и то не так", - на этом связь оборвалась, после чего в эфир с шхуны больше никто не выходил.
Вскоре диспетчерам удалось установить примерные координаты судна, которое, как выяснилось, находилось недалеко от сахалинского мыса Ламанон. Морской спасательный подцентр "Южно-Сахалинск" направил в этот район сухогруз "Пионер Холмска" и теплоход "Челябинск", которые, строго говоря, спасательными стали по воле случая - других судов вблизи района поиска, видимо, не оказалось. Вскоре к ним присоединились самолет Ан-74 МЧС и вертолет Ми-8 коммерческой компании "Авиашельф", однако в условиях низкой облачности и плохой погоды их усилия были тщетны.
С рассветом 8 января поиски продолжились, причем к имеющейся спасательной группировке подключилась уже тяжелая техника на берегу - грейдеры, вездеходы и гусеничный тягач - на случай, если морякам удалось добраться до земли. Условиям, в которых работали спасатели, не позавидуешь - в море им приходилось бороться с пятибалльным штормом, поднимавшим трехметровую ледяную волну, а на суше - с полным отсутствием автомобильных дорог вдоль береговой полосы.
Надежда на то, что морякам с тонущего судна все-таки удалось сесть в спасательные плоты и добраться до берега, с каждым часом таяла. После того, как ни 8, ни 9 января никаких следов шхуны и ее экипажа так и не было найдено, активная фаза спасательных работ была свернута. "Пионер Холмска" и "Челябинск" вернулись к своей работе, однако всем судам в предполагаемом районе бедствия "Партнера" было предписано внимательно следить за подозрительными предметами на воде.
Незадолго до этого глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что экипаж шхуны, скорее всего, погиб. По его данным, это судно было браконьерским, которое его хозяин даже не подумал снабдить ни спасательными плотами, ни гидрокостюмами, без которых в ледяной воде выжить невозможно. Позже пессимистичные прогнозы своего шефа в интервью "Интерфаксу" подтвердил глава центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, который заявил, что шхуна в таких метеоусловиях, вероятнее всего, затонула.
Как ни странно, но за три дня поисков никакой конкретной информации о том, что это было за судно, сколько на нем было моряков и чем оно занималось, так и не появилось. Известно лишь, что 5 января "Партнер" вышел из порта Вакканай на севере японского острова Хоккайдо. Шхуна водоизмещением 300 тонн вела рыболовецкий промысел под камбоджийским флагом, была приписана к порту Пномпень и зарегистрирована в Белизе компанией SGI Company LTD. По разным данным, на ней находились от 11 до 14 человек - все с Сахалина, однако никто на острове об исчезновении родственников не заявлял.
Как рассказал Савельев, 7 августа 2010 года "Партнер" (тогда судно называлось "Глен Грант") задерживали пограничники береговой охраны ФСБ РФ за нарушение правил рыболовства в исключительной экономической зоне России, однако в октябре судно передали судовладельцу под залог. Тогда капитаном шхуны был Алексей Мальцев из Сахалинской области, а экипаж состоял из 11 россиян.
По мнению экспертов, "Партнер" действовал по отработанной браконьерами схеме - шхуна была зарегистрирована под "удобным" флагом Камбоджи, который позволял часто менять название судна, его капитана и экипаж, чтобы незаконно вести промысел в российских водах. "Схема проста: они заходят в порты Японии, с которой у нас пока нет соглашения о незаконном несообщаемом нерегулируемом промысле, легализуют выловы там и уже как японскую продукцию везут в Корею, с которой у нас есть соглашение о ННН-промысле", - рассказал "Интерфаксу" Савельев. По его словам, выгода для браконьеров гигантская - один килограмм краба опилио в Японии стоит пять долларов, а в Корее за него дают уже 11.
Как отметил в беседе с "Комсомольской правдой" президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, экипаж на таких судах не имеет даже минимальных социальных гарантий и нигде официально не числится, поэтому в случае гибели моряков их семьи не получают никаких компенсаций.
В Росрыболовстве, впрочем, выдвинули еще одну версию исчезновения судна - более оригинальную. Как заявил Андрей Крайний, шхуна могла дать ложный сигнал бедствия, чтобы потом уйти в какой-нибудь порт Азиатско-Тихоокеанского региона - например, Японию. Там судно могут переименовать, перекрасить, купить ему новый пакет документов и подыскать экипаж, который выйдет на нем на промысел как на новой шхуне. По его словам, эта схема вполне могла быть использована "Партнером", однако логичнее было бы сделать это до наступления зимы.
Вероятность бегства шхуны не исключил и главный редактор сетевого издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко. По его словам, на Дальнем Востоке время от времени исчезают суда вместе с экипажем. "А родственники членов экипажа не бьют тревоги, - и через некоторое время начинают получать денежные переводы из-за границы. Все дело в том, что рыба - это золото. Вся рыбная промышленность, не только России, но и всего мира, за редким исключением, очень криминализирована", - заявил он в беседе с GZT.RU.
Тем не менее, большинство экспертов склоняется к тому, что судно скорее всего затонуло. Специализированный информационный сайт "В окияне-море" предположил, что состояние шхуны было настолько плачевным, что оно просто не выдержало сильного шторма и дало течь. Откачивать стремительно прибывающую воду экипажу было нечем, поэтому "Партнер" очень быстро затонул, не оставив морякам никаких шансов. Ситуацию усугубило еще и то, что на шхуне не было системы спутникового позиционирования.
О том, что хоть какой-то шанс на спасение у экипажа судна все-таки был, косвенно свидетельствует обнаружение 11 января двух тел неопознанных моряков на сахалинском побережье. Первый труп находился в притопленном шугой спасательном плоту в районе села Новоселово. Ни на плоту, ни на гидрокостюме никаких опознавательных знаков не было, однако спасатели предположили, что это может быть член экипажа "Партнера". Уверенности их словам придало обнаруженное спустя несколько часов еще одно тело в гидрокостюме - на сей раз на внешнем рейде Холмского торгового порта.
Несмотря на то, что активный поиск шхуны и ее экипажа в настоящее время не ведется, вполне возможно, что в ближайшие дни какие-то следы "Партнера" будут обнаружены. Возможно, это даст ответы на многие вопросы, связанные с загадочной пропажей судна. Однако на вопросы, снова возникшие по поводу незаконного промысла судами с экзотическими флагами в российской экономической зоне, моряки с "Партнера" ответить уже не смогут.