Культура
12:49, 13 января 2011

По мотивам Джеймс Кэмерон выступил против экранизации игры "Морской бой"

В мае 2009 года компания Universal объявила, что планирует снять фильм по мотивам известной настольной игры "Морской бой". Тогда же было названо имя режиссера - им стал Питер Берг, известный по фильму "Хэнкок". Бюджет "Морского боя" оценивается в 200 миллионов долларов. Картина должна выйти в прокат в мае 2012 года.

Честно говоря, не очень понятно, можно ли при описании этого проекта использовать словосочетание "фильм по мотивам". Ведь мотивов-то как раз никаких и нет. "Морской бой" - та самая игра, в которой на листе бумаги рисуется поле размером десять на десять клеток, на нем расставляются абстрактные корабли-прямоугольники, а затем участники "стреляют" друг по другу. "Б2?" - "Мимо. Ж7?" - "Убил". И так - до победного конца. Берг, правда, экранизирует американскую версию игры, выпущенную компанией Hasbro. В ней некоторые процессы автоматизированы, но суть от этого не меняется.

Создатели киноверсии "Морского боя" обогатили условный сюжет оригинальной игры некоторыми деталями. Известно, например, что в фильме вооруженные силы землян будут сражаться на море с инопланетными захватчиками. Тем не менее, идея снять многомиллионный блокбастер, основанный на таком хилом первоисточнике, кажется сомнительной. Аналогичную мысль недавно озвучил и режиссер Джеймс Кэмерон. По мнению создателя "Терминатора", "Титаника" и "Аватара", Голливуд вырождается, и "Морской бой" Берга - очередное тому подтверждение.

По мнению Кэмерона, кинематографисты сейчас берутся за экранизацию чего-либо вовсе не из-за богатых сюжетов первоисточников. Поводом для съемок фильма "по мотивам" становится популярность исходника. То есть кино теперь вроде как является сопутствующим продуктом. Раньше героев популярных фильмов превращали в игрушки, а теперь все происходит наоборот. И "Морской бой" при таком раскладе - идеальный вариант. Действительно, трудно найти человека, не знакомого с этой игрой.

Скриншот Super Mario Bros.
Lenta.ru

Тут можно вспомнить, что экранизировать странные первоисточники придумали далеко не вчера. В 1993 году в прокат вышла лента "Супербратья Марио", основанная на известнейшей серии игр компании Nintendo. Все бы ничего, но сюжет большинства игр из этой серии сводится к тому, что главный герой, сантехник Марио, скачет по платформам и головам врагов. Для полноценного фильма этого было маловато, и сюжет решили развить. В результате события были перенесены из невинного Грибного королевства (игровой локации) в тоталитарное государство, расположенное в альтернативном измерении. В фильме присутствуют злобная старуха, вооруженная шокером, пресмыкающиеся-мутанты и Деннис Хоппер в роли короля рептилий Купы. Картина собрала крайне негативные отзывы критиков и провалилась в прокате. А Хоппер и Боб Хоскинс (исполнитель роли Марио) позже признавались, что им стыдно за участие в работе над этой картиной.

Или возьмем компанию Диснея, которая время от времени выпускает фильмы по мотивам аттракционов из собственных парков развлечений. Первая серия "Пиратов Карибского моря" вышла в прокат в 2003 году. Тогда же на экраны выпустили комедийный хоррор "Особняк с привидениями" с Эдди Мерфи в главной роли. Сейчас же завершается работа уже над четвертыми "Пиратами", а в 2012 году Дисней планирует выпустить на экраны и новую версию "Особняка".

В общем, Кэмерон прав. В последнее время первоисточники, вроде бы не предназначенные для экрана, все чаще становятся поводами для экранизаций. Например, в 2009 году был выпущен фильм Спайка Джонза "Там, где живут чудовища", основанный на одноименной детской книге Мориса Сендака. Проблема в том, что в книге содержится абсолютный минимум текста. Сюжетных поворотов там вполне достаточно для короткометражного мультика (который, кстати, был снят четверть века назад), но вот для полнометражной ленты история как-то жидковата. В результате у Джонза получился не фильм, а скорее очень длинный видеоклип.

Фрагмент обложки книги "What to Expect When You’re Expecting"
Lenta.ru

В скором времени зрителям также предстоит встретиться с экранизацией пособия для беременных "What to Expect When You’re Expecting" авторства Хейди Муркофф (в России книга выходила под названиями "В ожидании малыша" и "Библия будущей мамы"). Если вы думаете, что фильм станет чем-то вроде образовательной программы, пригодной для трансляции на телеканале "Домашний", то ошибаетесь. Компания Lionsgate, инициатор проекта, намеревается превратить сборник советов для будущих мам в настоящую драму. Героями картины станут пять супружеских пар. Наверно, на их примере создатели ленты намереваются наглядно показать, что можно и чего нельзя делать беременным.

По всей видимости, аналогичный подход намереваются использовать и авторы фильма, основанного на книге Нила Стросса "Чрезвычайная ситуация: эта книга спасет вам жизнь" (Emergency: This Book Will Save Your Life). Это издание, как следует из названия, является учебником по выживанию в современном неблагополучном мире. Как и "Библия будущей мамы", книга Стросса была написана в жанре нон-фикшн и стала бестселлером. Но зрители хотят видеть на больших экранах не учебные пособия, а экшн. Так что экранизация "Чрезвычайной ситуации" в итоге, скорее всего, превратится в приключенческий фильм.

Впрочем, хватит о книгах, давайте поговорим о музыке. Как, с вашей точки зрения, должна выглядеть экранизация песни продолжительностью три с половиной минуты? Как видеоклип с примерно таким же хронометражем? Ничего подобного. Осенью 2010 года канал Lifetime TV анонсировал телевизионный фильм "Безответные молитвы", основанный на композиции кантри-исполнителя Гарта Брукса "Unanswered Prayers”. Текст песни содержит целых 18 строк (с учетом припева), речь в нем идет о женатом мужчине, встретившем свою школьную любовь. Такого количества лирики вполне хватило для того, чтобы 20 лет назад произведение Брукса стало хитом. Теперь выясняется, что материала в песне было достаточно и для полноценного фильма.

Это, разумеется, далеко не все примеры. Кинематографисты все чаще ссылаются на то, что все оригинальные сюжеты кончились, и снимают фильмы по мотивам книг, песен, видеоигр и других фильмов. Зрителям, возможно, все равно, но вот Кэмерону, работавшему над историей для "Аватара" чуть ли не полтора десятка лет, наверняка обидно. Особенно с учетом того факта, что в конечном итоге у него все равно получилась история об инопланетной Покахонтас.

< Назад в рубрику