Россия
20:08, 17 января 2011

Хулиганы Триумфальной площади Немцов и Лимонов отсидели по 15 суток

В субботу, 15 января, закончился административный арест у политиков Эдуарда Лимонова и Бориса Немцова, которые были задержаны в последний день 2010 года. После отбытия 15-суточного срока "хулиган" Лимонов вышел полным гордости от осознания собственной правоты в споре с правозащитницей Людмилой Алексеевой, а "непокорный" Немцов - приболевшим, но не сломленным.

После спонтанного марша, который состоялся 31 октября вслед за традиционной акцией в защиту конституции на Триумфальной площади, вряд ли стоило рассчитывать на то, что предновогодний митинг 31 декабря будет согласован. Тем не менее, все произошло точно так же, как и в случае с осенним собранием. Власти разрешили правозащитникам провести митинг, снова ограничив число его участников, и отказались согласовать акцию более радикальных оппозиционеров Эдуарда Лимонова, Константина Косякина и Владимира Буковского. Последний в числе организаторов сменил Людмилу Алексееву, с которой Лимонов рассорился как раз во время попытки организовать митинг 31 октября.

Как следствие, на Триумфальной площади опять состоялись два митинга, но на этот раз в отделениях милиции оказались не только участники несанкционированного мероприятия, но также и санкционированного. Так, сотрудники ОМОНа "взяли" членов бюро "Солидарности" Бориса Немцова и Илью Яшина, которые шли к Тверской улице, чтобы разъехаться по домам отмечать Новый год. На видео видно, как милиционеры сначала утаскивают в автобус подобравшего ноги Яшина, а следом за ним туда отправляется и Немцов. "Берите, берите...спокойно, спокойно", - комментировал свое задержание политик, а напоследок успел крикнуть: "С Новым годом! Без Путина!".

В судебном постановлении об аресте Немцова его действия описываются так: "Выкрикивал лозунги, отказался пройти в автобус для прекращения его действий, при задержании сопротивлялся, пытался вырваться, расталкивал сотрудников милиции, выкрикивал в их адрес оскорбительные выражения, пытался создать суматоху". Посмотреть на "сопротивление" политика милиционерам, повторим, можно на видео.

Эту запись судья мирового участка номер 369 Ольга Боровкова посмотреть отказалась. Также она решила не смотреть фотографии момента задержания. Дело в том, что, по утверждению Немцова и свидетелей защиты, задерживали оппозиционера одни милиционеры, а в суд пришли другие. Боровкова приняла к сведению показания сотрудников правоохранительных органов, а словам нескольких сторонников Немцова не вняла, поскольку "они противоречат собранным по делу письменным материалам дела" и "пояснениям сотрудников милиции".

В итоге 2 января Немцов оказался за решеткой уже на основании судебного решения. Ольга Боровкова назначила ему максимальное наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ ("Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции") в виде 15 суток административного ареста. Все заседание, которое, по разным данным, продолжалось от четырех до шести часов, Немцов простоял на ногах, поскольку в зале был только один стул - на него сел пожилой адвокат политика. Стоит учесть, что время с момента задержания и до начала судебного разбирательства политик провел в "бетонном мешке" - небольшой камере, где не было даже нар.

После того как осудили Немцова, у идущего под суд следом за ним Ильи Яшина сомнений в том, что его посадят, уже не было. Поэтому он вообще отказался от защиты. По неизвестным причинам, ему Боровкова дала только пять суток ареста. Помимо Немцова и Яшина, эта же судья выдала по 10 суток Константину Косякину, которого задержали на Триумфальной площади как организатора несанкционированного митинга, а также националисту Владимиру Тору, отправившемуся на Красную площадь "осуществлять общественный контроль за действиями милиции" во время празднования Нового года.

Эдуард Лимонов в камере спецприемника. Фото Любови Волковой, "Общественный контроль"
Lenta.ru

Отдельного упоминания заслуживает задержание и последующий арест Эдуарда Лимонова - человека, который, собственно, и придумал добиваться соблюдения Конституции регулярными митингами. 31 декабря лидеру "Другой России" даже не удалось добраться до Триумфальной. Сотрудники милиции ждали политика уже во дворе его дома на Ленинском проспекте. По словам самого Лимонова, задержали его в 17:02, то есть за час до начала мероприятия. Из квартиры политик вышел с четырьмя соратниками, однако в отделение для профилактической беседы отправился только один из них - Кирилл Манулин. "Им нужен только я, потому они охотно отпустили бы всех моих товарищей, но мне нужен свидетель", - пояснил в блоге Лимонов уже после освобождения.

Лимонова доставили в ОВД "Ломоносовский", а оттуда к мировому судье участка 214 Сергею Неудахину. "Судья выглядел мягко говоря странно, как персонаж с картины Иеронима Босха, голова лысая, хотя судья еще молод, резко карикатурные черты лица, отчетливая каркающая речь, как какой-нибудь младший инквизитор из фильма про инквизицию судья так выглядел, к тому же в мантии", - описал внешность судьи политик. Еще до полуночи 31 декабря Лимонов получил 15 суток ареста за "мелкое хулиганство" на Ломоносовском проспекте. По словам милиционеров, политик нецензурно выражался, а также отталкивал сотрудников правоохранительных органов. Позднее Манулин за аналогичное преступление получит свои восемь суток ареста.

В результате в изоляторе временного содержания на Симферопольском бульваре оказался весь цвет оппозиции - "левый" Косякин, либералы Немцов и Яшин, националист Тор, ну и Лимонов с Манулиным. Правда, их всех расселили по разным камерам - в одну и ту же попали только двое последних. Кстати, Лимонову с Манулиным к застенкам не привыкать - лидер "Другой России" несколько лет провел в тюрьме по обвинению в хранении оружия еще когда был лидером Национал-большевистской партии (ныне запрещенной), а Манулин в числе прочих активистов той организации год просидел в СИЗО за захват администрации президента в 2004 году.

"Пятнадцать суток это не пятнадцать лет, я быстро опять освоился за решеткой. Рыба поплывет в воде неизбежно. Я накопил добра, у меня было лучшее место в хате, в углу у окна, с двумя радиаторами, я лежал на трех матрасах, у меня были три одеяла и две подушки,перьевые, а не ватные как у всех смертных. И абсолютно новые простыни. Я пил крепкий чай, с аппетитом поглощал завтраки,
обеды и ужины", - в красках рассказал Лимонов о быте административно арестованного. Остальные оппозиционеры в основном называли условия содержания нормальными. На фотографиях изолятор чем-то напоминает хостел с каким-то совершенно минимальным рейтингом. Арестованным, как писал Немцов, передали радиоприемник, а самому политику на рождество даже перепала елка.

В интернете регулярно появлялись послания из-за решетки - то Яшин "маляву" передаст, то Немцов напишет. Больше остальных писал Немцов. В основном, он передавал слова благодарности за поддержку.

Причины говорить "спасибо" были: с момента определения в изолятор оппозиционеров началась целая эпопея с пикетами в поддержку арестованных. У этого заведения ежедневно собирались сторонники оппозиционеров, которые проводили одиночные пикеты. Аналогичные акции протеста проводились и у мэрии Москвы - напротив, рядом с памятником Юрию Долгорукому. Практически ни дня не проходило без сообщений о том, что несколько человек задержали у изолятора. Доходило до того, что в милицейских автобусах оказывались по несколько десятков человек. Как правило, события развивались по одному и тому же сценарию: к пикетирующему подходил один или несколько человек, в результате чего пикет переставал быть одиночным - милиционеры забирали и оппозиционера, и провокаторов. В один день получилось так, что на провокаторов составили протоколы за нарушение правил пикетирования, а оппозиционеров отпустили после "профилактических бесед". Апофеозом кампании стал вывешенный 14 января с дома напротив изолятора баннер с изображением Лимонова и Немцова и надписью "Свободу героям!"

Кроме того, арестованных признала узниками совести организация Amnesty International, а глава Роснано Анатолий Чубайс высказался персонально в защиту Немцова. "Я не верю и в принятое судом основание ареста - сопротивление сотрудникам милиции. И потому, что суд отказался приобщить к делу материалы, которые это опровергают, и потому, что сам Борис категорически отрицает, что было сопротивление, и потому, что сопротивление в такой ситуации - просто глупость", - написал он в своем блоге.

Константин Косякин и Борис Немцов в спецприемнике. Фото Любови Волковой, "Общественный контроль"
Lenta.ru

Находясь в заключении, Немцов и Лимонов пытались обжаловать свой арест, однако вышестоящие инстанции в обоих случаях сочли приговоры мировых судов законными. В случае с Немцовым решение вынесла судья Тверского районного суда Елена Сташина - фигурант "списка Магнитского". В свое время она также судила нацболов за захват Минздравсоцразвития, дав им тогда по пять лет тюрьмы. После этого в блогосфере стало гулять мнение, что хорошо бы установить для судей наказание, как на картине "Суд Камбиса".

Однако не только этим оказалось омрачено заключение арестованных оппозиционеров. Больше других досталось Немцову. В интернете распространился ролик, в котором говорилось, что политика якобы изнасиловали в изоляторе. В числе первых топ-блогеров, опубликовавших его, оказалась со скандалом отправленная в отставку с поста исполнительного директора ОГФ Марина Литвинович. В связи с этим лидер "Демократического выбора" Владимир Милов поспешил ее покритиковать за "соучастие в раскрутке грязных нашистских провокаций". С аналогичными заявлениями выступили и соратники Милова Станислав Яковлев и Кирилл Шулика - мол, Литвинович действует по указке прокремлевского ФЭПа. Объяснить поступок Литвинович, впрочем, легко можно тем, что она в первую очередь журналист и руководитель агрегатора блогов, для которого нужен контент.

Так или иначе, проправительственное движение "Сталь" взяло этот ролик на вооружение и даже устроило на улицах Москвы опрос на тему о том, как граждане относятся к этому факту. Немцов, впрочем, ответил им у себя в блоге, обозвав "кремлевскими петушками". Очевидно, этого ему активисты простить не смогли и отомстили уже 15 января, после выхода Немцова на свободу.

Одного из лидеров "Солидарности" не выпустили из изолятора, а сначала отвезли в ОВД "Тверское". При выходе приболевшего в СИЗО Немцова встретили несколько соратников, а также сын Антон и дочь Жанна. После этого он с семьей отправился в кафе, при выходе из которого трое мужчин попытались накинуть на оппозиционера сачок. Немцов увернулся, а затем заявил, что за покушением стоят как раз "кремлевские петушки". После этого случая он решил нанять себе охранника.

Еще один инцидент произошел с участием активистов движения "Россия молодая". По их заявлению, 17 января рядом с Независимым пресс-центром на Пречистенке произошла потасовка между членами движения и оппозиционерами. В результате "румоловец" Валерий Заборовский получил перелом пальца. О такой тактике, кстати, Немцов предупреждал во время передачи "Полный Альбац" на "Эхе Москвы". "Сейчас я понял, что они хотят. Они хотят, - я же все-таки мужик. И когда уже совсем унижают, я могу дать в морду, - они ровно этого и хотят. <...> Они ждали, когда я кого-нибудь ударю, после этого они этот снимок отдадут Боровковой - условной Боровковой, или Сташиной, - и меня уже посадят в тюрьму не за нарушение и неповиновение, а за мелкое хулиганство. А гражданину, которому я разобью морду, напишут, что у него сломана челюсть, находится при смерти и стал инвалидом первой группы", - предположил политик.

Освобождение Лимонова, как и других оппозиционеров, прошло более мирно. Лимонова, правда, тоже сначала отвезли в отделение милиции и выпустили уже оттуда. Политик полон намерений продолжать свою деятельность, а также осознания собственной правоты в споре с Алексеевой по поводу согласования акции в защиту Конституции: "С этой властью, Людмила Михайловна никаких договоров и переговоров вести не должно.<...>Я может и в тюрьме,Людмила Михайловна, но я прав, а вы на своем Арбате сидя не правы нисколько". Тем не менее, Алексеева уже подала заявку на митинг 31 января. Без Лимонова.

Немцов, в свою очередь пообещал привести на Триумфальную сокамерников, которых убедил бороться против власти. Радикалы же анонсировали марш вплоть до самого Кремля. 31 января должно быть интересно.

< Назад в рубрику