В начале 2011 года Белоруссия вновь осталась без российской нефти. Поставщики сырья из России не могут договориться с потребителями в Белоруссии о его стоимости. Спор компаний уже вышел на уровень глав правительств двух стран, но ситуация пока не разрешилась. И если она не разрешится в ближайшее время, то Москву и Минск ждет новый масштабный конфликт.
В декабре 2010 года Минск и Москва успешно разрешили конфликт, порядком испортивший отношения двух стран. Стороны договорились, что Москва отменит пошлины на экспорт нефти в Белоруссию, если Минск будет перечислять ей все налоги от экспорта нефтепродуктов, полученных из российской нефти.
Данный спор начался после того, как в январе 2010 года Москва решила поставлять нефть беспошлинно лишь для внутренних потребностей Белоруссии, не желая более "спонсировать" белорусские НПЗ, перерабатывающие российское сырье в нефтепродукты, экспортируемые затем в Европу. Минск, несогласный с данным решением, в свою очередь настаивал, что Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое создают Россия и Белоруссия, подразумевает отмену всяких таможенных сборов на внутренних границах.
После года переговоров Белоруссия все же ратифицировала пакет соглашений по ЕЭП, после чего Москва отменила для соседа экспортную пошлину на российскую нефть с января 2011 года. Положительный эффект от этой меры для экономики Белоруссии, как утверждали российские чиновники, составит около 4 миллиардов долларов в год, однако часть этих средств Россия себе вернет. Дело в том, что экспортная пошлина все же будет взиматься, но не с сырья, а с выработанных из российской нефти нефтепродуктов при их экспорте Белоруссией за пределы Таможенного союза.
Подобное "спонсорство" белорусской экономики, как ожидалось, будет еще сильнее компенсировано для российского бюджета за счет поставок за рубеж нефти, которую Минск не пожелает приобрести у Москвы. Пока Россия и Белоруссия выясняли, как именно будут осуществляться поставки российской нефти в страну, Минск искал и нашел альтернативного поставщика - Венесуэлу. В результате Россия поставила в прошлом году Белоруссии лишь 12,9 миллиона тонн сырья, хотя еще годом ранее белорусская сторона закупила в России 21,4 миллиона тонн. Поставки венесуэльской нефти продолжатся и в 2011 году, в результате чего российские компании, как предполагается, перенаправят нефть на другие направления, которые не имеют преференций в виде отмены экспортной пошлины.
Проще говоря, при текущей схеме поставок России, как стороне, собирающей пошлину, выгодно сокращение поставок нефти в Белоруссию со стороны российских компаний. Согласно проекту топливного баланса Союзного государства, Белоруссия в 2011 году рассчитывает импортировать из России 21,7 миллиона тонн нефти, но этот баланс еще не утвержден сторонами .
В любом случае, предполагалось, что первая беспошлинная нефть должна была поступить в Белоруссию 1 января, но и этого не случилось. Российские компании прекратили поставки нефти в республику в связи с отсутствием договоров на 2011 год. Всего в январе Белоруссия должна была получить по графику 1,5 миллиона тонн российской нефти, а крупнейшие поставки в Белоруссию в первом квартале 2011 года были запланированы у "Лукойла", "Сургутнефтегаза" и "Роснефти".
По данным газеты "Ведомости", российские поставщики предложили повысить цены на нефть для Белоруссии на 45 долларов за тонну, учитывая рост мировых цен на сырье и повышение с февраля Минском тарифов на транзит на 12,5 процента.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин в интервью BBC заявил, что повышение тарифов на прокачку нефти по территории Белоруссии было согласовано с Минэкономики, Минэнерго и "Транснефтью", но нефтяные компании в своей ценовой политике не следуют политическим указаниям, и "если им кажется, что цена недостаточна для покрытия дополнительных издержек, они спокойно могут ее поднять". По его мнению, не исключено, что белорусам все-таки придется платить больше, поскольку российские нефтяные компании испытывают большую налоговую нагрузку и "должны считать каждую копейку".
В любом случае переговоры России и Белоруссии на уровне компаний провалились и теперь, как ожидается, продолжатся на уровне глав правительств. 20 января премьер России Владимир Путин встретится со свеженазначенным белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем, чтобы обсудить, среди прочего, сотрудничество в энергетической сфере. По данным Reuters, Россия возобновит поставки нефти в Белоруссию не ранее, чем завершится встреча двух чиновников.
Сейчас белорусские НПЗ работают на полную мощность. По данным "Интерфакса", ни сами НПЗ, ни концерн "Белнефтехим", в подчинении которого они находятся, еще не прорабатывали мер по снижению загрузки мощностей. Впрочем, схемы работы заводов на минимальном уровне загрузки существуют и уже были отработаны в январе 2010 года, когда поставки российской нефти на белорусские НПЗ были значительно сокращены. На сегодняшний день запасы сырья на двух белорусских НПЗ позволяют заводам работать при полной загрузке "до середины следующей недели".
Пока Минск приостановил экспорт дизельного топлива со своих НПЗ в Европу, но транзит российской нефти в Польшу и Германию по нефтепроводу "Дружба" продолжается. В 2010 году Россия экспортировала в Европу через белорусскую территорию 63,5 миллиона тонн нефти, но что будет с транзитом, если поставки на НПЗ Белоруссии прекратятся, сейчас не может прогнозировать никто.
Проблемы Минска, скорее всего, действительно лежат в плоскости споров хозяйствующих субъектов, поэтому политическую подоплеку в действиях российских нефтяных компаний искать как минимум странно. Но не исключено, что свои услуги по восстановлению поставок Москва может использовать в продолжающихся переговорах с Минском по газу. Дело в том, что Белоруссия, уже согласившись на повышение цен на российский газ в 2011 году до 220 долларов за тысячу кубометров, почему-то продолжает с кем-то в Москве переговоры по этому вопросу (по крайней мере, по словам белорусских чиновников). В "Газпроме" же факт переговоров не подтверждают.
Белоруссия, скорее всего, будет вынуждена пойти на уступки, хотя бы и временные. Сейчас у Минска, вызвавшего гнев ЕС своими методами усмирения политической оппозиции, не так уж много пространства для маневра. Сдержанное поздравление Москвы с победой на выборах Александра Лукашенко – еще одно тому свидетельство. В любом случае Мясникович 20 января вряд ли захочет начинать свой первый визит в Россию со скандала. Если только Лукашенко не решит вдруг разъяснить России, что он все же не загнан в угол.