Восстановление экономики, о котором говорили на протяжении всего 2010 года, коснулось и авиационной отрасли. Главные конкуренты мирового рынка - Airbus и Boeing - поставили авиакомпаниям больше чем по полтысячи самолетов каждый. Первенствовала в очередной раз европейская корпорация. Boeing же по-прежнему страдает от срывов сроков программы B-787 Dreamliner ("Лайнера мечты").
По итогам 2010 года европейская Airbus поставила на рынок 510 самолетов, превзойдя как свои же показатели 2009 года, так и показатели Boeing. Казалось бы, рост по сравнению с 2009 годом был небольшой - всего 12 самолетов, но обеспечен он был за счет последней разработки Airbus - A380.
Если в 2009 году на рынок было поставлено только 10 самолетов-гигантов, то в 2010 году - уже 18, а общее число А380 в эксплуатации достигло 41. Это в десятки раз меньше, чем менее крупных самолетов, но результат все равно впечатляет. Особенно учитывая, что общее число заказов на А380 превышает 230.
Довольны своим детищем и в самой Airbus. В начале 2011 года в компании заявили, что повысят цены на всю свою продукцию на 4,4 процента, а на А380 - сразу на 8,3 процента. Первая цифра была высчитана по специальной формуле, по которой уже много лет работает Airbus (в частности, в эту формулу входит стоимость евро: чем дороже европейская валюта, тем больше будет повышение), а вот вторая связана с показателями А380. По данным самого европейского авиастроителя, самолет-гигант показывает впечатляющие результаты, так что теперь новым заказчикам придется еще немного раскошелиться, чтобы заполучить такие лайнеры.
Повышение цен произошло, даже несмотря на инцидент, произошедший с А380 авиакомпании Qantas в конце года. Тогда у А380 загорелся один из двигателей, а самолет вынужден был совершить аварийную посадку. Полеты всех А380 ненадолго были запрещены. Виновника, впрочем, нашли довольно скоро: двигатель, как сообщали в Airbus, сгорел из-за ошибки тех, кто его делал, то есть сотрудников компании Rolls-Royce (на A380 устанавливаются двигатели Trent 900).
А вот в Boeing все обстоит не так гладко. Американцы поставили на рынок на 48 самолетов меньше европейцев из Airbus. Ожидалось, что все наладится уже в 2011 году - именно в текущем году Boeing должен передать свое новое детище, "Лайнер мечты", первым заказчикам. По первоначальным прогнозам, правда, поставки должны были начаться еще в 2008 году, но раз за разом откладывались. О последней задержке было объявлено уже в нынешнем январе: теперь передать заказчикам "Лайнер мечты" планируется не в первом, а в третьем квартале.
Когда-то "Лайнер мечты" был самым быстропродаваемым самолетом: к 2007 году на него поступило более 670 заказов. Но с той поры из-за постоянных задержек с поставками B-787 темп упал, и теперь "Лайнер мечты" не только не набирает новых клиентов, но и теряет старых. Например, в 2010 году авиакомпании отказались от четырех таких самолетов. Сейчас общее число заказов на "Лайнеры мечты" составляет 847 штук.
Именно из-за B-787 Boeing вновь проиграл Airbus и по общему числу заказов: 530 против 574. Перенос первых поставок на третий квартал означает, помимо прочего, что первенство европейцев может продлиться еще по крайней мере год. Ведь основные заказы на лайнеры в 2011 году будут готовиться под авиасалон Ле Бурже под Парижем, который обычно проходит в июне. Что-то перепадет и МАКСу в Жуковском, намеченному на август 2011 года. Поставка первых самолетов перед авиасалонами подтолкнула бы многие авиакомпании к новым покупкам именно у американцев.
Airbus готовится ответить на "Лайнер мечты" своей новейшей разработкой - А350. Кроме того, в 2010 году было объявлено об апгрейде А320, самого популярного лайнера европейцев. Самолет, получивший название A320 NEO, правда, станет доступным для потребителей только с 2016 года.
О результатах 2010 года уже отчиталась и бразильская Embraer, которую, наряду с канадской Bombardier, называют главным преследователем Airbus и Boeing. Компания, специализирующаяся на небольших самолетах (вместимостью до 100-120 пассажиров) и деловой авиации, поставила заказчикам 246 самолетов.
Успешнее всего шли продажи Embraer 190, который вмещает до 114 человек и способен перевозить их на расстояние 4260 километров. Бразильцы доставили 58 таких лайнеров потребителям, а общее число заказов на них составляет 478 (321 самолет, правда, уже в эксплуатации). Еще большим спросом - 100 машин - пользовался Phenom 100, который в стандартной комплектации рассчитан на перевозку четырех человек.
Bombardier свой отчет за 2010 год пока не представила - равно как и "Гражданские самолеты Сухого". Последний производитель, впрочем, порадовать поставками пока не может: Superjet все еще проходит сертификацию, хотя его коммерческое использование планировалось начать и в 2008-м, и в 2009-м, и в 2010 году. Теперь ожидается, что первый лайнер будет доставлен армянской "Армавиа" в феврале 2011 года: самолет уже раскрасили и даже дали ему имя - "Юрий Гагарин".
Впрочем, несмотря на все задержки продажи Superjet идут. В начале 2011 года российскому производителю удалось заключить контракт с мексиканской Interjet - та купила 15 самолетов и подписала опцион еще на пять машин. Теперь портфель заказов на лайнеры составляет 170 штук.
2011 год обещает быть одним из самых любопытных на авиационном рынке за все последнее время. Мало того, что заказчикам будут доставлены давно ожидавшиеся Superjet и "Лайнер мечты", так еще и пройдут два крупных авиасалона: уже упоминавшиеся Ле Бурже и МАКС. Superjet, кстати, летал на МАКСе еще в 2009 году, но теперь он предстанет на авиасалоне в новом качестве: в качестве самолета, уже поднявшего в воздух первых пассажиров.