Суд орегонского Портленда вынес приговор по делу бывшего сотрудника ЦРУ, который уже сидит в тюрьме за шпионаж в пользу России. Гарольда Джеймса Николсона обвиняли в том, что, даже находясь за решеткой, он продолжал снабжать российскую разведку ценной информацией. "Русский шпион" получил еще восемь лет заключения вдобавок к 24 годам, к которым он был приговорен по первому делу.
Неприятности у Николсона начались в 1995 году. К тому времени будущий "враг народа" успел получить диплом, отслужить в звании капитана в разведывательном подразделении ВВС США и завербоваться в ЦРУ. Его восхождение по карьерной лестнице в разведке было таким же стремительным, как и в армии - за десять лет (начиная с 1980 года) Николсон дослужился до второго человека в агентурной сети ЦРУ в Маниле, а затем и до начальника резидентуры в Бухаресте.
Сотрудничество Николсона с российской разведкой началось, по оперативным данным, как раз в Маниле, в 1994 году. Там на американского разведчика вышел агент российской СВР, который предложил ему поработать на Москву.
Николсон, от которого из-за постоянных командировок ушла жена (забрав троих детей), находился в затруднительном финансовом положении и в конечном итоге принял предложение российского разведчика. Вскоре после этого Николсона повысили в должности, подняв ему зарплату до максимального уровня, и перевели на работу в лагерь "Пири" (Camp Peary) в штате Вирджиния.
По официальной версии, "Пири" является тренировочным лагерем в подчинении министерства обороны США. В то же время, согласно широко распространенной версии, "Пири" - это особо секретный объект ЦРУ, где проходят инструктаж недавно завербованные разведчики. В "Пири" Николсон получил престижную должность инструктора и имел прямой доступ к самим новичкам и их досье, а также к другим самым засекреченным документам.
Однако проработать в новой должности Гарольду Николсону довелось совсем недолго. В октябре 1995 года его отправили проходить обязательный тест на полиграфе. Рутинную проверку агент ЦРУ провалил, причем трижды. В числе вопросов, на которых Николсон был пойман "детектором лжи", был, например, такой: "У вас были контакты с иностранной разведкой, которые вы пытаетесь скрыть от ЦРУ"? Позже выяснится, что Николсон якобы был обучен обманывать полиграф. Впрочем, как отмечают в ФБР и ЦРУ, вопреки изображаемому в шпионских детективах, это редко приносит результат.
После этого за Николсона взялось ФБР. За сотрудником ЦРУ установили тотальную слежку: прослушивались его телефоны, проверялись банковские и почтовые операции. Особенно тщательно за Николсоном приглядывали во время его заграничных командировок и отпусков в Таиланде, Малайзии и Сингапуре. Во время слежки было установлено, что Николсон регулярно встречался с российскими разведчиками, после чего на его счетах появлялись крупные суммы денег.
В американской контрразведке заключили, что деньги Николсон получал за предоставленные России сведения. Всего, по данным оперативников, двойной агент заработал на почти двухлетнем сотрудничестве с СВР до 300 тысяч долларов. 16 января 1996 года Николсон был задержан в аэропорту Вашингтона при попытке вылететь в Цюрих, где у него, опять же, была намечена встреча со связным.
В чемодане шпиона оперативники нашли досье на агентов ЦРУ в Москве (включая личные данные резидента), информаторов и других связанных с американской разведкой лиц. При этом контрразведчики с досадой констатировали - это лишь малая доля информации, которую Николсон не успел передать в СВР. Досье на курсантов "Пири" и агентов ЦРУ в России в Москву уже "утекли". Своим следующим заданием Николсон называл передачу СВР материалов с мнением американской разведки об обороноспособности России.
Первый процесс над Николсоном прошел стремительно. Подсудимый признал свою вину в шпионаже в пользу России и уже в 1997 году был приговорен к 24 годам лишения свободы. При этом Николсону грозило более суровое наказание - вплоть до смертной казни. Избежать столь неблагоприятного для себя развития событий двойной агент сумел, согласившись на сделку со следствием.
Однако на этом злоключения "русского шпиона" не закончились. В 2009 году Гарольд Джеймс Николсон, отбывающий наказание в тюрьме города Шеридан, штат Орегон, снова был обвинен в сотрудничестве с иностранной разведкой, а также в отмывании денег. По версии следствия, заключенный продолжал работать на СВР, используя своего сына в качестве канала для передачи данных.
Например, следствие установило, что в 2006-2008 годах молодому орегонскому студенту Натаниэлю Николсону (сейчас ему 26 лет) довелось побывать в Перу, Мексике и на Кипре. Цель его путешествий была все той же - встречи с представителями российской разведки и передача им разведданных, оставшихся у отца.
В обмен Николсон-младший получал денежное вознаграждение, которое, по совету отца, откладывал на счет для оплаты учебы или распределял между другими членами семьи. Как позже объяснил Гарольд Николсон, деньги, которые его сын получал от СВР, были своего рода пенсией за его прежнюю работу "на русских". По оценкам ФБР, речь идет о более чем 40 тысячах долларов.
В 2009 году Натаниэль Николсон был арестован. Опасаясь за судьбу сына, которому грозил немалый срок, Гарольд Николсон вновь пошел на сделку со следствием, взяв всю вину на себя. Благодаря самоотверженности отца Натаниэль отделался пятилетним условным сроком. К слову, Натаниэль также не слишком упирался на допросах и с готовностью рассказывал о шпионской деятельности своего родителя.
Правда, повидаться с отцом у Натаниэля в ближайшее время не получится. По решению суда, Николсону-старшему едва ли не все оставшееся наказание предстоит отбывать в одиночной камере, причем навещать его Натаниэлю строго запрещено.