Мир
13:01, 22 января 2011

Просто повезло Во Франции нашли истинного организатора "ограбления века"

Двадцатый век был богат на преступления против собственности, поэтому на звание "ограбления века" могут претендовать несколько десятков эпизодов, связанных с похищениями драгоценностей, денег и предметов искусства в США, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. Для жителей Франции самым дерзким и ярким за столетие стало преступление, совершенное в Ницце в 1976 году, во время длинных июльских выходных, приуроченных ко Дню взятия Бастилии.

19 июля было ограблено хранилище банка Societe Generale в Ницце. Группа преступников проникла в помещение через заблаговременно вырытый тоннель. Злоумышленники вскрыли около 400 сейфовых ячеек и унесли с собой денег и ценных предметов на 60 миллионов франков. Грабители демонстративно никуда не торопились: они устроили в хранилище пикник и даже не убрали за собой пустые бутылки из-под вина. Перед тем как удалиться с добычей, преступники тщательно заварили дверь хранилища изнутри и оставили на стене надпись "Без оружия, без ненависти, без насилия" (Sans arme ni haine ni violence).

Уже осенью по наводке бывшей подруги одного из преступников были арестованы участники ограбления. Организатором признали 44-летнего Альбера Спажьяри. В тот момент, когда его имя всплыло в ходе расследования, автор хитроумной схемы находился в деловой поездке - он сопровождал мэра Ниццы Жака Медсана в качестве личного фотографа. Спажьяри арестовали в аэропорту сразу после возвращения в Ниццу.

Альбер Спажьяри не был человеком с безупречной репутацией, но обладал романтическим ореолом: о нем рассказывали, например, что первое ограбление он совершил еще в юности, чтобы преподнести невесте бриллиант. К 1976 году он владел небольшой фотостудией в Ницце и отчаянно скучал, желая затеять какую-нибудь авантюру. По версии, которой придерживались следователи, до фотографа дошли слухи, что банковское хранилище находится всего в нескольких метрах от канализации. Чтобы проверить, не установлены ли в помещении какие-нибудь звуковые детекторы, Спажьяри арендовал ячейку и сдал туда будильник, заведенный на полночь. Звонок будильника не вызвал тревоги в банке, и Альбер Спажьяри решил действовать.

Наведя справки среди местных и марсельских гангстеров, фотограф подобрал команду, которую посвятил в свой план. На протяжении двух месяцев грабители аккуратно и планомерно рыли подкоп, соблюдая меры предосторожности. Опасностей было много - грабители могли быть как замеченными, так и, хуже того, заваленными прямо в тоннеле.

Суд над Альбером Спажьяри не состоялся. Вернее, он начался, но по техническим причинам не завершился - обвиняемый сбежал прямо из зала суда. В ходе слушаний Спажьяри передал судье Ришару Буази некий документ, который, по словам подсудимого, имел решающее значение. Текст на бумаге был зашифрован, и, воспользовавшись кратковременным замешательством в зале суда, Спажьяри выпрыгнул в окно. Около здания суда его ждал сообщник на мотоцикле. Альбер Спажьяри в кратчайшие сроки покинул Францию и провел остаток дней в Латинской Америке. Несколько раз он давал интервью журналистам. Ходили слухи, что Спажьяри изменил внешность при помощи пластических операций и приобрел на похищенные деньги небольшое ранчо в Аргентине.

Альберт Спажьяри. Фото из архива (c)AFP
Lenta.ru

В 1989 году Спажьяри умер при довольно загадочных обстоятельствах. Различные источники указывают в качестве причины смерти рак легких или рак гортани. По всей видимости, он скончался в Италии, но тело человека, которого считали организатором "ограбления века", было обнаружено возле дома его матери во Франции. Кто его туда принес, до сих пор неизвестно.

История жизни Альбера Спажьяри стала темой нескольких книг и даже была экранизирована. Но в 2010 году в деле открылись новые обстоятельства. В свет вышла книга "Правда об ограблении в Ницце" (La Verite sur le casse de Nice), автор которой скрывался под псевдонимом Амиго. Он не называл своего имени и уверял читателей в том, что был не только непосредственным участником событий 1976 года, но и истинным организатором ограбления.

Амиго утверждал, что Альбер Спажьяри, которому досталась вся слава, был на самом деле всего лишь информатором, и то довольно посредственным: он не обзавелся даже схемой расположения помещений банковского хранилища. Несмотря на то, что автор книги писал о Спажьяри с симпатией, успех предприятия он приписывал себе и отчасти объяснял везением. Так, мотоциклист, по версии Амиго, находился под окнами зала суда случайно.

Преступление было от и до спланировано самим Амиго, и даже надпись на стене, которую в семидесятые годы приняли буквально за политический манифест, была придумана им самим практически на ходу. Он перечислил клички членов банды - Корсиканец, Толстяк, Осленок, Псих, Зачес и Коротышка. Отпечатки ног последнего в тоннеле даже ввели полицию в заблуждение: следователи решили, что среди преступников была женщина, а Альбер Спажьяри с воодушевлением подхватил эту версию, включив в показания вымышленную проститутку по имени Мирей, которая якобы участвовала в сговоре.

Организатор ограбления написал, что решил раскрыть правду, чтобы отдать дань справедливости тем, за чей счет прославился фотограф. О себе Амиго сообщил, что уже 15 лет ведет жизнь честного бизнесмена и проживает в Марселе. Сообщалось, что он был некогда судим, но не по делу об ограблении Societe Generale. Как удалось выяснить издателям, он входил в список возможных соучастников ограбления, но не попал в число подсудимых из-за нехватки доказательств.

Версию Амиго приняли на веру безо всяких сомнений: то ли из-за того, что Альбера Спажьяри к тому моменту не было в живых более двадцати лет, то ли из-за того, что автор снабдил книгу большим количеством деталей. Например, он рассказал, что весь восьмиметровый тоннель был вырыт голыми руками, безо всяких инструментов, чтобы не привлечь внимания случайным шумом.

Несмотря на анонимность автора, в январе 2011 года французской полиции все же удалось арестовать человека, который, предположительно, скрывался под псевдонимом Амиго. 67-летний Жак Кассандри и несколько его предполагаемых сообщников обвиняются в отмывании денег и финансовых махинациях: не исключено, что жизнь честного предпринимателя Амиго начал на средства, взятые из хранилища банка Societe Generale. Предъявить Кассандри обвинения в собственно ограблении уже нельзя - срок давности по этому преступлению истек.

< Назад в рубрику