Сделка года в банковском секторе, которая по замыслу ВТБ должна была пройти тихо и незаметно, обрастает все новыми интригами. ВТБ хотел бы получить Банк Москвы без конкурса, но на актив неожиданно появились другие претенденты. Сначала деловые СМИ утверждали, что этот банк может купить Unicredit, а потом - что Альфа-банк. На этом фоне акции Банка Москвы стали лидерами роста на ММВБ.
В конце 2010 года в ВТБ заявляли, что сделка по приобретению пакета акций правительства столицы в Банке Москвы должна состояться в первом квартале. Сумма сделки на тот момент являлась предметом переговоров, и ВТБ активно пытался ее сбить, публично рассказывая о "странностях" Банка Москвы (в их числе назывались низкий уровень просрочки и зависимость от денег городского бюджета). Уже тогда можно было судить о том, что в переговорном процессе не все гладко: недаром в пресс-службе Банка Москвы не менее публично говорили, что все эти "странности" придуманы для того, чтобы купить столичный актив подешевле.
От первого квартала прошла уже почти треть, но ВТБ ближе к покупке Банка Москвы не стал. Наоборот, если судить по данным источников деловых СМИ, сделка затягивается.
Сразу после длинных каникул газета "Ведомости" написала, что на Банк Москвы появился новый претендент: итальянский Unicredit, который уже владеет в России самым большим банком из тех, что построены сплошь на иностранные деньги - ЮникредитБанком. Присоединение к нему Банка Москвы позволило бы превратить финансовую организацию в настоящего гиганта российского рынка.
На первый взгляд кажется странным, что меньшая по объему активов организация претендует на большую: Банк Москвы занимает в рейтинге российских банков пятое место, а Юникредит - восьмое. Однако в том, что у Юникредита деньги есть, сомневаться не приходится: итальянский Unicredit обладает активами по всей Восточной Европе и является одной из крупнейших финансовых организаций Европы.
Тем не менее, даже в публикации "Ведомостей" итальянцы назывались аутсайдерами борьбы за муниципальный актив. Дело в том, что ВТБ и правительство Москвы вроде бы договорились, что приватизация столичного банка состоится без конкурса - в форме передачи муниципальной собственности. Это позволило бы ВТБ получить актив без лишней волокиты и избежать ненужной конкуренции, а чиновникам - не тратить время на утомительный конкурс и получить деньги от ВТБ немедленно: в первой же половине 2011 года.
А 19 января стало известно, что итальянцы и вовсе отказались от покупки актива. Председатель правления Unicredit Федерико Гиззони в интервью Reuters заявил, что такая покупка не входит в планы финансовой организации. То ли Unicredit испугался конкуренции с госбанком, то ли изначально не думал покупать актив.
Сразу же после того, как из конкурса на московский банк выбыли итальянцы, у ВТБ появился новый конкурент - еще опаснее первого. Во второй половине января публично объявил о своем намерении приобрести актив Альфа-банк, крупнейший в России частный банк. Он, конечно, тоже поменьше Банка Москвы (756 миллиардов рублей активов против 954 миллиардов), но за ним, как и за итальянцами, стоят большие деньги. Во всяком случае, Альфа-групп чем в России только не владеет: и нефтяными компаниями, и сотовыми активами, и страховыми. Ее владельцы регулярно попадают в число самых богатых людей России: по данным последней "золотой сотни" Forbes, один из владельцев "Альфы-групп" Михаил Фридман обладает состоянием в 12,7 миллиарда долларов, а другой - Герман Хан - в 8,2 миллиарда.
Экономист Константин Сонин, реагируя на инициативу "Альфы", назвал эту компанию "хищником" - в том смысле, что она внимательно следит за теми активами, которые плохо лежат, и поглощают их, даже если для этого приходится идти на судебные иски и "выкручивание рук". Сонин увидел в "хищничестве" "Альфы" "руку рынка", которая жесткими методами передает активы от неэффективных собственников эффективным.
Но в том же самом "хищничестве" сложно не заметить и другого: гигантского опыта борьбы за активы, который "Альфа" накапливала с 1990-х годов. И если эта компания действительно взялась конкурировать с ВТБ, то схватка может получиться весьма захватывающей.
Первое действие Альфа-банка, во всяком случае, оказалось весьма успешным: частный банк официально заявил о своем намерении купить Банк Москвы и разослал эту информацию в мэрию, в Федеральную антимонопольную службу и в Центробанк. Теперь столичным чиновникам и ВТБ будет сложнее договориться о проведении сделки без конкурса: если в итоге так и будет сделано, то им придется придумать для обоснования сделки какой-нибудь стоящий аргумент. В противном случае их может не понять не только общественность (с ней бы ладно, договорились бы), но и ФАС с ЦБ. А "Альфа" наверняка не упустит возможности подать на госбанк в суд.
Конкурс наверняка затянет сделку на несколько кварталов: сначала его надо будет объявить, потом придумать специальные условия, потом ждать заявок. Не исключено, что за эти месяцы на актив найдутся и другие претенденты: встрепенуться может все тот же Юникредит.
Правительство Москвы интерес многих банков к активу должен радовать: с их помощью можно будет получить максимальную цену. Если, конечно, именно эту цель преследуют чиновники. Вполне возможно, что для новой московской власти важно другое: во-первых, получить пусть и поменьше денег, но сразу, во-вторых, - как можно быстрее избавиться от лужковского наследия.
Однако тут в противоречие с идеями чиновников могут вступить интересы частных акционеров Банка Москвы. Не секрет, что ВТБ заинтересован в покупке не только городского пакета в финансовой организации, но и доведения своей доли до 100 процентов. Следовательно, покупать акции госбанк намерен у частников, которые совершенно точно воспользуются ситуацией для получения максимальной прибыли.
24 января газета "Коммерсант" опубликовала оценку Банка Москвы, сделанную по заказу акционеров. Они подсчитали, что пятый по величине банк в России стоит 200-250 миллиардов рублей, а учитывая премию за контроль над активом - 240-280 миллиардов (до 9,3 миллиарда долларов). Ранее Банк Москвы не оценивали дороже 7,5 миллиарда долларов. После публикации этой оценки акции банка на ММВБ поднялись более чем на 20 процентов, а объем торгов - увеличился в десятки раз.
Для ВТБ трату миллиардов долларов за московский актив придется дополнительно обосновывать: у финансовой организации уже есть розничная "дочка" "ВТБ24", а большие планы по слияниям и поглощениям на ближайшее время делают привлечение дополнительных средств если не проблематичным, то уж точно не безоблачно легким. "Альфе" такие деньги найти тоже будет непросто, но сделка того стоит: с помощью Банка Москвы "Альфа" станет третьей по объему активов и вкладов финансовой организацией в стране. Это означает, что впервые за всю историю России у государственных гигантов - Сбербанка и ВТБ - может появиться реальный частный конкурент.