Россия
16:47, 24 января 2011

Хан Ставропольский Оглашены версии убийства восьми человек в доме криминального авторитета

24 января в Ставрополе хоронят криминального авторитета Владимира Слизаева, а также его родственников и прислугу, убитых в доме Слизаева тремя днями ранее. В СМИ между тем появилось множество версий убийства. Официальные источники стараются не ставить смерть Слизаева в один ряд с массовым убийством в станице Кущевская. Но некоторые независимые аналитики связывают эти преступления фактически напрямую.

Напомним, интерес широкой общественности к криминогенной обстановке на юге России существенно вырос после того, как 5 ноября 2010 года преступники устроили резню в доме фермера Серевера Аметова в станице Кущевская Краснодарского края. Убиты были 12 человек, в том числе 14-летний подросток и трое малолетних детей. По версии следствия, преступление организовала банда, возглавляемая местным жителем Сергеем Цапком. Мотивом убийства следователи называют месть - лидер банды считал, что именно Аметов в 2002 году заказал убийство его брата Николая Цапка. В ходе расследования выяснилось, что банда "цапков" с 1990-х годов действовала в Кущевской фактически безнаказанно. Причем группировка имела тесные связи с местной властью.

Резонанс от событий в Кущевской еще не успел утихнуть, когда в Ставрополе было совершено преступление, очень похожее на убийство в доме Аметова. 21 января в доме 60-летнего Владимира Слизаева, известного в криминальных кругах под кличкой Хан, были обнаружены тела восьми человек. В числе погибших оказались сам Слизаев, его дочь Яна, муж Яны Эдуард Долгов, домработница и сожительница Слизаева Наталья Давыдян с сыном Артуром, водитель Вячеслав Харламов, собаковод Сергей Шендрик и няня Любовь Заикина. В живых остались восьмилетний сын Яны от предыдущего брака и новорожденная дочь Яны и Эдуарда. Впрочем, вряд ли преступники пощадили детей из милосердия. Больше похоже на то, что мальчик успел спрятаться, а на младенца ни у кого из преступников просто не поднялась рука. Об этом свидетельствует то, что перед уходом убийцы сорвали газовые шланги на кухне. Если бы садовник Слизаевых по счастливой случайности не пришел в дом почти сразу после убийства, детям грозило бы удушение или гибель от взрыва.

Соседи Слизаевых не очень охотно общаются с прессой. Обнаруживший трупы садовник также отказался от разговоров, объяснив свое решение фразой: "Вы что, хотите, чтобы я девятым лег?". Тем не менее, за три дня журналистам удалось узнать достаточно много подробностей как о жизни Хана, так и об обстоятельствах его смерти.

В молодости Слизаев неоднократно был судим. По некоторым данным, он отбывал сроки за грабеж и торговлю наркотиками (впрочем, источники в окружении Хана говорят, что он никогда не торговал наркотиками, хотя сам когда-то был наркоманом). В 1986-1987 годах Слизаеву присвоили звание вора в законе. Вскоре после этого он нарушил воровской кодекс, женившись. За это его пожурили на сходке, но лишать звания не стали. Затем московские криминальные авторитеты сделали Хана "смотрящим" на Ставрополье. Одним из главных активов Слизаева стал ставропольский рынок "Южный". В начале 2000-х годов Хан всерьез занялся бизнесом и вскоре стал одним из самых богатых предпринимателей Ставропольского края. При этом рынок "Южный" вышел из-под его контроля.

В 2003 году на Слизаева было совершено покушение. Преступники обстреляли его машину. Сам Хан в результате лишился глаза, а его жена Светлана погибла. Незадолго до этого в Тольятти был убит приемный сын Слизаева, работавший водителем у некоего криминального авторитета. Также жертвами убийц стали близкие друзья Хана, известные как Игнат и Вова Мороз.

В последние 15 лет Слизаев жил в большом домовладении на улице Мичурина. Попасть на территорию можно было через автомобильные ворота, которые вели в гараж. Домовладение включало в себя три здания - в одном жил сам Слизаев, в другом - Яна с мужем и детьми, а третий предназначался для прислуги. Семья криминального авторитета жила замкнуто и не общалась с соседями. По некоторым данным, Хан даже приказал заложить кирпичами окна кафе, из которых просматривался его двор. СМИ сообщают, что Хан то ли некоторое время назад был хранителем воровского "общака", то ли оставался таковым и в момент смерти. Также в прессе появлялась информация, что Слизаев якобы занимался наркоторговлей. Точно сказать можно только одно - бедствовать криминальному авторитету и его домочадцам не приходилось.

По версии следствия, 21 января убийцы спрятались в засаде у ворот дома Слизаева. Когда в ворота въехала машина, преступники проскочили за ней. В гараже они застрелили Хана, Давыдян с сыном, Долгова, Харламова и Шендрика. Затем они обыскали домовладение, обнаружили Яну с няней и застрелили их тоже. После этого преступники попытались вскрыть два находившихся в доме сейфа. Однако, в отличие от убийства, взлом они осуществили крайне непрофессионально. Им удалось открыть только один из сейфов, содержимое которого и стало их добычей (по данным СМИ, украдены ценности на сумму 10 миллионов рублей). Затем убийцы беспрепятственно скрылись.

Несмотря на неумелое вскрытие сейфов, следователи объявили именно разбой основной версией преступления. Предполагается, что преступники хотели завладеть богатствами Слизаева и именно поэтому решились на убийство. Из этой версии следует, что нападавшие не обязательно имеют прямое отношение к организованной преступности (правда, не совсем понятно, как они вообще могли решиться ограбить криминального авторитета). А если организованная преступность ни при чем - значит, убийство в доме Слизаева лишь внешне напоминает убийство в доме Аметова в Кущевской. От сходства с Кущевской активно открещиваются и региональные власти. Мэр Ставрополя Николай Пальцев подчеркнул, что у него в городе, в отличие от кубанской станицы, сращивание криминала с властью не имеет системного характера. Первый заместитель председателя правительства Ставропольского края Юрий Белый также заявил: "В корне неверно увязывать события в Ставрополе и Кущевке".

Однако существует и иное мнение. Анонимные источники в криминальных кругах рассказали журналистам газеты "Московский комсомолец", что, по одной из версий, убийство в Ставрополе вообще является едва ли не прямым следствием событий в Кущевской. После убийства на Кубани развернулась масштабная антикриминальная кампания, из-за которой коррумпированные сотрудники правоохранительных органов юга России стали опасаться связей с криминалом. Преступникам пришлось резко увеличить размер взяток, из-за чего снизились поступления в "общак". По мнению некоторых источников, Слизаев перестал справляться с хранением "общака" в столь сложной ситуации. Якобы именно из-за этого от него решили избавиться.

По другой версии, за убийством стоит банда криминального авторитета Валерия Попова. Группировка Попова действовала в Ставропольском крае и Карачаево-Черкессии с 1999 года. В 2010 году Попов был приговорен к пожизненному сроку, также были осуждены несколько его сообщников. Удалось доказать причастность группировки к 13 убийствам. Однако некоторые члены банды остались на свободе. По данным СМИ, незадолго до разгрома банды Попов начал конфликтовать со Слизаевым. Возможно, оставшиеся на свободе преступники решили завершить дело, начатое главарем.

Что же касается сращивания власти и криминала, то, по некоторым данным, Слизаев пользовался поддержкой бывшего мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина, ныне находящегося в бегах. Газета "Коммерсант" пишет, что после того, как Кузьмин попал под следствие и скрылся за границей, позиции Слизаева в преступном мире резко пошатнулись. И это тоже могло стать одной из косвенных причин убийства.

Аналитики, придерживающиеся перечисленных версий, полагают, что взлом сейфа был лишь инсценировкой ограбления. Убийцы хотели таким образом пустить следствие по ложному следу. Или, возможно, преступники просто решили не упускать того, что идет в руки - то есть основной целью нападения являлось убийство, а когда эта цель была достигнута, исполнители решили заодно еще и обогатиться.

Нельзя сказать, чтобы ситуацию совсем уж пытались "замять". Сразу после убийства Ставрополь посетил глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Хотя, как сообщают СМИ, он лишь на полчаса зашел в дом Слизаева, после чего уехал, не поговорив с журналистами. Зато внимание прессы привлекли "Мерседесы" без номеров, дежурящие после убийства у дома Хана. Журналисты полагают, что в автомобилях находятся представители преступного мира. Но сотрудники правоохранительных органов почему-то не обращают внимания на эти машины... В общем и целом начинает складываться впечатление, что последствия массового убийства для криминального мира Ставрополья будут все-таки менее существенными, чем для кущевской преступной группировки.

Напоследок стоит отметить, что существует и еще одно сходство между событиями на Кубани и в Ставрополе. Вскоре после ликвидации группировки Сергея Цапка некоторые СМИ объявили, что криминальную власть в Кущевской начали захватывать этнические преступные группировки выходцев с Кавказа. И после убийства Слизаева газета "Известия" написала, что теперь "смотрящим" по Ставрополью может стать член одной из дагестанских банд. Таким образом, ситуация на юге России потихоньку начинает напоминать не борьбу с организованной преступностью, а этнический передел сфер влияния в криминальном мире. Остается только надеяться, что это всего лишь фантазии впечатлительных журналистов.

< Назад в рубрику