Россия
17:53, 25 января 2011

День "Домодедово" Могли ли спецслужбы предотвратить теракт в аэропорту?

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Днем 24 января в московском аэропорту "Домодедово" произошел теракт. Погибли 35 человек, более ста получили ранения. Взрыв совершили один или два террориста, предположительно, выходцы с Северного Кавказа. По некоторым данным, спецслужбы знали о готовящемся теракте, но предотвратить его не смогли. Сообщникам террористов, возможно, удалось беспрепятственно покинуть аэропорт. В СМИ теракт в "Домодедово" связывают со случайной гибелью чеченской смертницы в Кузьминках в канун Нового года.

Теракт в "Домодедово" произошел в понедельник около 16:30 в зоне прилета международных рейсов. В этом месте традиционно толпится много людей - как встречающих, так и таксистов, атакующих прилетевших пассажиров назойливыми предложениями "до города, недорого".

Для того чтобы пронести сюда бомбу, особых усилий террористам прикладывать не пришлось. В отличие от зоны вылета, где граждан пропускают через металлоискатели и при необходимости досматривают сотрудники службы безопасности, зона прилета в "Домодедово" практически никак не защищена: "рамку" на входе легко обойти, поскольку охрана там появляется довольно редко.

Разрозненная информация от многочисленных источников СМИ позволяет собрать более или менее правдоподобную картину произошедшего. Террорист (по всей видимости, не один, а двое или трое - возможно, пришедшие один за другим) вошел в здание аэропорта со стороны стоянки, благополучно миновал рамку металлоискателя, поднялся на второй этаж, немного побродил по залу в поисках места, где стоит побольше людей, после чего подошел к толпе, собравшейся около "Азия кафе". Спустя несколько секунд произошел взрыв, в результате которого погибли 35 человек. Еще от 120 до 180 получили ранения различной степени тяжести.

В первых сообщениях с места теракта в качестве предполагаемого смертника фигурировал некий мужчина "арабской внешности" в возрасте 30-35 лет. По данным "Коммерсанта", от него осталась лишь голова и рука, однако даже по этим фрагментам опознать человека вполне возможно. Как пояснил "Известиям" источник из криминалистических кругов, когда от смертника остается голова, это скорее всего значит, что бомба была закреплена у него на теле - на поясе или жилете.

Схема места взрыва. Графика телеканала "Россия 1" (Нажмите, чтобы увеличить)
Lenta.ru

Удивление, если можно так выразиться, вызывало то, что смертник оказался мужчиной: подкованные средствами массовой информации москвичи привыкли к тому, что теракты в столице обычно совершают женщины - чаще всего вдовы убитых на Северном Кавказе боевиков. Позже, впрочем, все встало "на свои места" - как заявил РИА Новости источник в силовых структурах, непосредственных террористов было двое, причем взрыв могла совершить именно женщина. По данным источника агентства, бомба находилась в сумке, которую она несла в руках. Дойдя вместе со своим сообщником до зоны прилета, она открыла сумку, после чего и произошел взрыв - не исключено, что самопроизвольно. Как предположил источник РИА Новости, террористы хотели оставить сумку в зале, а затем скрыться при помощи третьего сообщника, который ждал их на стоянке.

Нестыковки различных версий бросаются в глаза. По официальным данным Следственного комитета России, смертник все-таки был один - по всей видимости, речь идет о том самом "арабе", голову которого и нашли следователи. Однако очевидец взрыва сообщил "Интерфаксу", что взрыв произошел в багаже женщины, которая была одета "в черные одеяния, похожие на паранджу". Другие очевидцы утверждали, что террорист (на сей раз мужчина) перед взрывом крикнул: "Я вас всех убью!", что не вяжется с версией о том, что бомба сработала самопроизвольно. Вскоре информацию о двух террористах опровергли еще раз - как заявил ИТАР-ТАСС неназванный участник расследования, взрывное устройство привел в действие мужчина 30-40 лет плотного телосложения и европейской внешности.

Кроме того, сразу после теракта появлялась информация о том, что взрывов было два. Об этом, например, в эфире РСН сообщила находившаяся в аэропорту женщина; такой же вывод делает газета "Известия". По данным издания, у большинства пострадавших были травмы ног от взрывной волны и поражающих элементов, которыми была начинена бомба. Такие травмы характерны для взрыва, происходящего на земле (в данном случае речь может идти о сумке, которая стояла на полу), однако голову при таком взрыве смертнику оторвать было не должно.

Еще газета обращает внимание на фотографии с места теракта, на которых видно, что тела погибших лежат не только у выхода из зала встречающих, но и в коридоре зоны прилета. Как подчеркивают "Известия", если бы взрыв был один - у "Азия кафе", то до коридора осколки взрывного устройства не долетели бы. Официально эта информация не подтверждена, однако на заявления официальных ведомств приходится делать довольно большую скидку - в Национальном антитеррористическом комитете, например, вплоть до утра вторника заявляли, что о смертнике говорить пока рано.

Нет ясности и с количеством сообщников террориста (или террористов), находившихся в аэропорту. Как сообщил "Росбалт", оперативники, изучив записи камер наблюдения, предположили, что смертника сопровождали двое мужчин. Вскоре после теракта также появилась информация о том, что в аэропорт прошли три террориста, которые отследили момент взрыва своего сообщника, после чего спокойно ушли. По неофициальным данным, они объявлены в розыск.

Параллельно с подсчетом террористов, их сообщников и количества взрывов сейчас идет разбирательство еще по двум направлениям: знали ли спецслужбы о готовящемся теракте и могли ли сотрудники службы безопасности аэропорта предотвратить взрыв.

Момент взрыва. Кадр видеозаписи камеры наблюдения аэропорта
Lenta.ru

Что касается последнего, то, судя по заявлениям "Домодедово", аэропорт здесь вообще ни при чем - в общей зоне (где и произошел взрыв) за безопасность отвечает линейное ОВД на транспорте. Обязанность проверять людей на входе в аэропорт также лежит на милиционерах, а значит, все претензии по "дырявой" системе безопасности нужно предъявлять МВД. Впрочем, эти объяснения мало убедили президента России Дмитрия Медведева, который уже пообещал привлечь руководство "Домодедово" к ответственности.

Вопрос о том, можно ли было предотвратить взрыв еще на стадии его подготовки, тоже пока висит в воздухе. Как сообщило РИА Новости вскоре после теракта, спецслужбы были предупреждены о том, что в одном из аэропортов Москвы готовится теракт. По словам источника агентства, трех подозреваемых даже начали искать, но, как уже понятно, не нашли.

Кроме того, как выяснил "Росбалт", в ночь на 25 января в ГУВД Москвы поступила информация о готовящемся теракте в Зеленограде. Туда выехало "большое количество сотрудников милиции и спецслужб", однако сигнал оказался ложным. Незадолго до того - 22 января - из Зеленограда действительно приходили сообщения о некоем взрыве в доме, однако вскоре выяснилось, что здание рухнуло не из-за взрыва, а под тяжестью снега.

В столичном ГУВД поспешили официально опровергнуть информацию об осведомленности насчет готовящегося теракта, однако, как оказалось, в милиции все-таки немного покривили душой. Дело в том, что через несколько часов после взрыва в СМИ всплыла история, произошедшая в канун Нового года в Кузьминском парке. Выяснилось, что в тот день в одном из гостевых домиков на территории парка на самодельной бомбе случайно подорвалась чеченка - предположительно, готовившая "новогодний" теракт в Москве. Эту женщину довольно быстро связали с "домодедовским смертником" - неофициально, но вполне правдоподобно.

Взрыв в Кузьминках, о котором идет речь, произошел около 18:00 31 декабря 2010 года. В гостевом домике сработала бомба мощностью около семи килограммов в тротиловом эквиваленте (та же мощность была и у бомбы в "Домодедово"), разрушив здание и убив женщину, которая, по всей видимости, должна была стать смертницей. Как сообщает "Росбалт", в спецслужбах предполагали, что бомбу планировалось взорвать в новогоднюю ночь в каком-нибудь людном месте в Москве, однако из-за неосторожного обращения она сработала раньше времени.

Личность несостоявшейся смертницы удалось установить - погибшая женщина оказалась вдовой одного из лидеров "ногайского батальона" (по данным "Росбалта", это боевое ваххабитское структурное подразделение, базирующееся в Ставропольском крае). Стать смертницей ее толкнула смерть мужа и сыновей-боевиков от рук правоохранительных органов. Другая женщина, которая снимала вместе с погибшей помещение в парке, была объявлена в розыск и в начале января задержана в Волгограде.

Как выяснили оперативники, Зейнап Суюнова (именно так зовут задержанную) жила в Нефтекумском районе Ставропольского края и училась в медицинском вузе в Пятигорске. Ее муж также состоял в "ногайском батальоне" - его арестовали в октябре 2010 года. Вскоре после ареста этого мужчины у спецслужб появилась информация о том, что в отместку за спецоперацию против батальона в Москву отправились трое боевиков, которые должны были подготовить смертниц к "акту возмездия". Впрочем, никаких показаний против этих людей Суюнова не дала, что не позволило поймать преступников до теракта.

То, что "ногайские боевики" могут быть причастны к взрыву в аэропорту, косвенно подтверждают не только источники "Росбалта", но и осведомители "Интерфакса". По их данным, объявленные в розыск трое мужчин (те самые, которые присматривали за смертником или смертницей в "Домодедово") являются боевиками и были связаны с двумя женщинами из Кузьминок.

Официальных данных по этому поводу до сих пор нет. Зато есть скудные и чаще всего устаревшие сообщения силовых министерств и следователей, а также строгое указание президента ввести особый режим безопасности на транспорте. Это обычная практика для подобных ситуаций, однако после того, как "особые меры" снимаются, все возвращается на круги своя, давая террористам "зеленый свет" на новые взрывы.

За примерами далеко ходить не надо - достаточно вспомнить прошлогодние теракты в московском метро, после которых точно так же искусственно повышалась бдительность милиции и звучали громкие заявления в духе "найти и уничтожить, предотвратить и не допускать". Не стоит забывать и о регулярных победоносных отчетах о ничтожно малом количестве боевиков на Северном Кавказе. Какова цена этим отчетам, все увидели на кадрах из аэропорта "Домодедово" 24 января 2011 года.

< Назад в рубрику