В середине января стало известно, что несколько компаний с мировым именем готовятся в судебном порядке защищать свой товарный знак. Пока Sony Ericsson только собирается судиться за свой логотип, две команды из Формулы-1 уже вовсю выясняют отношения о праве каждой из них носить легендарное имя "Lotus".
В последнее время случаи судебных разбирательств вокруг одинаковых названий брендов или похожих дизайнов логотипов если и не стали явлением регулярным, то все-таки заметно участились. Связано это со все более возрастающей ценностью и стоимостью самих брендов, а также желанием новичков нажиться на славе их более популярных конкурентов. Впрочем, иногда споры из-за торговой марки ведутся десятилетиями, а обстоятельства, их сопровождающие, оказываются куда более сложными, чем простое заимствование.
До суда дело доводят в основном те компании, которые на протяжении долгих лет прилагали немало усилий для развития и популяризации бренда среди потребителей и уже приобрели немалую известность. Кроме того, борьба за торговую марку традиционно ведется между участниками одного сегмента рынка. Производителей парфюмерии, например, вряд ли будет волновать, что творится на рынке телекоммуникаций, если речь, конечно, не идет об откровенном плагиате.
Одним из последних заметных инцидентов стала подача иска Sony Ericsson к американскому оператору сотовой связи Clearwire. В январе шведско-японский производитель мобильных телефонов сообщил, что решил судиться с Clearwire из-за сходства их логотипов. Формально зелено-серебряные графические изображения обеих компаний имеют немало различий, однако на первый взгляд логотипы действительно похожи.
В заявлении Sony Ericsson говорится, что логотип Clearwire походит на их фирменный знак до степени смешения, а потому вводит покупателей в заблуждение. Компания подчеркивает, что потратила "миллионы долларов" на рекламу, спонсорство и создание узнаваемого логотипа. Дальнейшее использование графического изображения Clearwire, по мнению Sony Ericsson, будет только запутывать покупателей и вредить производителю мобильных телефонов.
Интересно, что компания Sony Ericsson пыталась решить данную ситуацию мирным путем. Узнав в 2009 году, что Clearwire собирается запустить похожий логотип, концерн в начале 2010 года связался с оператором и потребовал внести необходимые изменения, чтобы избежать путаницы. Clearwire якобы прислушалась, откорректировала изображение, однако финальный логотип, который был представлен в мае прошлого года, все равно напоминал о Sony Ericsson.
Ситуация осложняется тем, что в ближайшее время Clearwire собирается заняться производством смартфонов, что сделает противников прямыми конкурентами на рынке. Когда начнутся слушания по данному делу, пока неясно, известны лишь требования, которые предъявила Sony Ericsson: 150 тысяч долларов штрафа и отказ Clearwire от логотипа.
Примеров с похожими логотипами история знает немало, однако только ими дело не ограничивается. Компании конфликтуют из-за названий, внешнего оформления продукции, а также цветов, характерных для того или иного бренда.
В понедельник, 24 января, Верховный суд Лондона приступил к рассмотрению дела, которое в большей степени заинтересует фанатов Формулы-1. Взаимные претензии и обвинения предъявляют друг другу компании Group Lotus и Tune Group, принадлежащая бизнесмену Тони Фернандесу. Последняя владеет командой Team Lotus, которая выступала в 2010 году под названием Lotus Racing.
Стороны главным образом борются за право использовать в своем названии имя Lotus, а также черно-золотое цветовое оформление болидов. Интересно, что Group Lotus настаивала на упрощенном судопроизводстве, однако судья решил детально разобраться в конфликте и назначил новое заседание на 21 марта. При этом изначально планировалось, что слушания по делу будут проходить осенью, однако с переносом процесса на март дело успеют закрыть к первым гонкам нового сезона.
Group Lotus входит в малайзийский концерн Proton, выпускающий дорожные автомобили под маркой Lotus. Компания не раз заявляла, что не позволит Tune Group использовать бренд Lotus в Формуле-1, и пыталась расторгнуть лицензионное соглашение между Group Lotus и командой Фернандеса. Однако ранее сообщалось, что сам Фернандес отказался от продления лицензии Proton, поскольку в прошлом году выкупил права на историческое наименование Team Lotus у их собственников, семейства Дэвида Ханта, брата чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта.
Ситуация с именем Lotus обострилась, когда стало известно, что Proton решил выкупить долю в команде Формулы-1 Renault F1 и переименовывать саму команду в Lotus Renault GP. При этом еще ранее сообщалось, что с Renault в текущем сезоне будет сотрудничать и Team Lotus Фернандеса, которая заключила с компанией контракт на поставку моторов и потенциально может быть переименована в Team Lotus Renault.
Поскольку Верховный суд сразу отказался пойти навстречу Group Lotus, можно предположить, что в итоге удача окажется на стороне Tune Group Фернандеса. Однако возможно и то, что в итоге британский суд не найдет юридических противоречий и все оставит так как есть. Несмотря на это, команде Lotus Renault GP, скорей всего, придется столкнуться с еще некоторыми трудностями.
Как оказалось, новая черно-золотая расцветка команды Lotus Renault нарушает Табачный закон Канады, поскольку повторяет графическое оформление пачки сигарет JPS. Концерн Imperial Tobacco, выпускающий JPS, был спонсором Lotus c 1972 по 1986 годы и продвигал с помощью Формулы-1 именно эти сигареты. При этом, согласно Табачному закону, с 2003 года на территории Канады запрещена любая спонсорская деятельность табачных компаний, а поскольку JPS до сих пор выпускаются, Lotus Renault невольно может оказаться нарушителем. В этом случае команде придется разбираться еще и с канадскими властями.
Конфликты вокруг цветовых решений и оформления продукции наблюдаются и в России и в близлежащих странах. Недавно, например, итальянский производитель конфет Ferrero потерял правовую защиту своего бренда Raffaello на территории Украины. Это значит, что теперь на территории Украины компания лишилась исключительного права использовать при оформлении своей продукции изображение белой круглой конфеты, посыпанной кокосовой стружкой. Ранее без этих привилегий Ferrero осталась в Австрии, Испании, Великобритании и Швеции.
При этом в других странах, например, во Франции, Германии, Бельгии, Греции и России, товарный знак Raffaello был признан. На российском рынке это решение в первую очередь ударило по компании "Ландрин", выпускающей конфеты в похожей обертке. "Ландрин" не раз судилась с итальянцами именно за право присутствовать на украинском рынке, и последнее решение Высшего Хозяйственного суда Украины можно назвать своеобразной победой отечественного производителя. Впрочем, Ferrero обещает приложить все силы, чтобы обжаловать данное решение и не допустить одного из своих конкурентов на рынок.
Действительно удачным оказался прошлый год для голландской пивоваренной компании Bavaria, выпускающей пиво под торговыми марками Bavaria и Hollandia. Компании, более 13 лет в судебном порядке выяснявшей отношения с баварскими пивоварнями, в Европейском суде разрешили оставить собственный бренд. Против этого выступали немцы, требовавшие от Bavaria отказаться от торговой марки, совпадающей с названием земли Бавария.
Эта история, скорее, является исключением, нежели правилом. Абсолютная победа голландской компании связана, кажется, не в последнюю очередь с отсутствием какого-то конкретного противника. И хотя немцы в 2001 году зарегистрировали торговую марку "баварское пиво", сделано это было уже поздно: голландская Bavaria официально была признана в Германии еще в 1995 году.