24 января в Норвегии арестовали Мадину Саламову, известную в скандинавской стране писательницу, опубликовавшую под псевдонимом Мари Амели книгу о жизни нелегала в северном королевстве. Вечером того же дня ее депортировали в родную, но совершенно не знакомую ей Россию. Правозащитники и поклонники творчества девушки собирают подписи в ее поддержку, а норвежские миграционные ведомства беспристрастно заявляют о правильности принятого решения о высылке Амели. Сама Мадина, признанная "Норвежкой года", пока молчит.
Мадина Саламова родилась во Владикавказе в весьма уважаемой в Северной Осетии семье: ее дядя - известный хирург Каурбек Саламов, а ее сестра (по одним данным, Семфира, по другим - Земфира) замужем за последним министром обороны СССР, маршалом авиации Евгением Шапошниковым.
Однако оставаться во Владикавказе, при всех своих связях и знакомствах, семья Мадины отчего-то не захотела. Как пояснил глава московской осетинской общины Валерий Каболов в беседе с изданием Aftenposten, отец Мадины, Хетаг Саламов, не мог больше жить рядом с представителями мира криминала, которые составляли тогда едва ли не большую часть населения республики.
В общем, в начале 2000-х родители вместе с дочкой отправились сначала в Москву, а потом дальше - в северную Европу. В 2004 году Саламовы осели в Норвегии, где собирались получить вид на жительство и закрепиться там окончательно. Тем не менее, местные миграционные власти отказали северокавказской семье в выдаче документов, предоставляющих статус беженцев и дающих право на легальное проживание в стране.
Однако даже несмотря на это, семья Саламовых приняла решение остаться в Норвегии и попробовать наладить новую жизнь, оставаясь на нелегальном положении. Мадина быстро освоилась в незнакомой стране - выучила язык, сменила свое настоящее имя на вымышленное (она стала зваться Марией Бидзикоевой), закончила Университет Тронхейма по специальности инженер-технолог, а затем влюбилась в норвежца Эйвинда Трэдала и поселилась с ним в небольшой квартире в Осло...
Допустим, влюбиться в гражданина Норвегии, проживая в этой стране, - дело нехитрое, но вот закончить университет, не имея никаких документов, - задача посложнее. И все же Мадине это удалось. "Да, это уникальная ситуация. Настолько уникальная, что всех интересует. Все хотят понять, как это произошло. Миллион вопросов. Должна быть система контроля, но каким-то образом ее не контролировали", - рассказал в беседе с "Известиями" нынешний адвокат Мадины-Мари, Брюнъюльф Риснес.
Вопрос о том, как Саламовой удалось окончить университет, остается открытым, однако в сложившейся ситуации он не является таким уж важным. Главное, что в Норвегии у девушки все складывалось вполне успешно. Но нелегально. Именно об этом Мадина, взявшая себе псевдоним, составляющей которого стало имя героини фильма "Амели" с Одри Тоту в главной роли, рассказала в своей книге.
Осенью 2010 года Мари Амели выпустила книгу "Нелегальная норвежка", в которой, как нетрудно догадаться, рассказала о жизни человека, не имеющего никаких норвежских документов (в процессе работы над книгой девушка опиралась не только на свой опыт, но и на рассказы таких же, как и она, нелегалов).
Вскоре после выхода "Нелегальная норвежка" стала в Норвегии бестселлером, отрывки из книги россиянки Мари Амели зачитывали на радио, а автора произведения вскоре признали "Норвежкой года" (этот титул Саламовой присвоил журнал Ny Tid). Словом, Мари стала популярной персоной в отказавшей ей в легальном приюте Норвегии.
12 января 2011 года Мари Амели выступала с лекцией в Академии Нансена. Когда она закончила свое выступление, ее задержали - полицейские оттеснили от девушки ее друзей и знакомых, которые сопровождали писательницу, и увезли ее в участок. На следующий день поклонники Мари Амели и правозащитники раскритиковали решение властей и даже напомнили миграционным ведомствам о том, что сам Фритьоф Нансен много работал на Кавказе и уделял внимание судьбе беженцев.
Впрочем, никакие акции протеста против задержания Амели не помогли: власти стояли на своем и не желали идти на уступки популярной писательнице. "Если сделать исключение, сигнал будет истолкован в окружающем мире таким образом, что важно лишь достаточно длительное время продержаться в Норвегии и власти пойдут на уступки. Нас захлестнет поток нелегалов", - цитируют премьер-министра Норвегии Енса Столтенберга все те же "Известия".
На всякий случай Мари Амели поместили в лагерь для нелегалов, где она провела несколько дней. В итоге, правда, миграционные власти Норвегии решили, что держать писательницу в изоляции не имеет смысла, и 18 января ее отпустили, обязав ежедневно отмечаться в полиции.
Уже к тому сроку, как Саламову выпустили, норвежское министерство иностранных дел постановило, что нелегальная писательница будет депортирована из страны. Отправить девушку на родину, в Россию, надлежало до 27 января. Ждать долго не пришлось - 24 января Амели арестовали, когда она пришла в полицейский участок отмечаться (по другим данным, она дважды проигнорировала посещение отделения полиции, за что и была задержана).
В норвежской прессе появились сведения о том, что Мари Амели отправится в Москву 25 января. На самом деле вернулась она раньше - вечером 24 января ЖЖ-юзер drugoi разместил в своем блоге фотографию Амели в аэропорту "Шереметьево". В Москву Мари прилетела вместе со своим бойфрендом, как и планировала. Что теперь пара будет делать, пока неизвестно - ни она, ни он не стали общаться с журналистами.
Глава правозащитного комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина заявила, что 25-летнюю писательницу в России ждут большие трудности. "Мари нужно будет где-то остановиться, подать документы в миграционную службу. Может быть, сначала выдадут временное удостоверение личности. Потом будут проверять как раз наличие у нее гражданства, могут не найти в каких-нибудь архивах, как у нас часто бывает", - отметила Ганнушкина. При этом, отметила правозащитник, у Мари в Москве нет ни родственников, ни жилья.
Глава московской осетинской общины Валерий Каболов, между тем, заявил, что Мари Амели ждут в Северной Осетии. Он заверил, что девушке бояться нечего, в республике безопасно и ей там, быть может, даже понравится. Но, скорее всего, Мари захочет вернуться в Норвегию, где прошла вся ее сознательная жизнь, где пока еще живут ее родители и где ее многие поддерживают.
Выходом из сложившегося положения может стать замужество - если Мадина Саламова выйдет замуж за своего молодого человека, гражданина Норвегии, ей могут позволить вернуться в страну. Однако, как заявил, адвокат писательницы, она не желает идти таким, как ей кажется, "обходным путем".
Брюнъюльф Риснес отметил, что у его клиентки есть и другие возможности вернуться в Норвегию - она должна будет обратиться в посольство страны в Москве, если ей поступит предложение о работе в королевстве. А судя по словам юриста, за этим дело не станет: Риснес утверждает, что Мари Амели поступило уже не одно предложение о работе. Кроме того, как ожидается, писательница, рассказавшая о жизни нелегала в Норвегии, выпустит продолжение своей так возмутившей власти королевства книги.
P.S. Брюнъюльф Риснес также сообщил, что миграционные ведомства Норвегии должны будут рассмотреть и дело родителей Мадины Саламовой. Когда это случится, пока не сообщается. Но, скорее всего, руководство Норвегии не пойдет навстречу родственникам скандальной писательницы-нелегала, и они отправятся на родину вслед за дочерью.