26 января в Давосе открывается Всемирный экономический форум. Изначально планировалось, что впервые за всю его историю российскую делегацию возглавит глава государства Дмитрий Медведев, но президент отложил визит из-за теракта в "Домодедово". До этого самым высокопоставленным представителем России на саммите был премьер-министр Владимир Путин, выступивший два года назад с запомнившейся речью.
Обычно представительство России на швейцарском горнолыжном курорте ограничивалось людьми, непосредственно связанными с экономическим блоком правительства, а также крупными бизнесменами и банкирами. Так, в 2007 году страну представлял Дмитрий Медведев, тогда еще в ранге первого вице-премьера. До этого делегацию неоднократно возглавлял бывший министр экономического развития Герман Греф, а в 2008-м "за старшего" был министр финансов Алексей Кудрин. Какую-либо значимую роль на форуме российские делегаты не играли.
В 2009 году в первый раз РФ прислала "тяжелую артиллерию" - премьер-министра Владимира Путина, который совсем незадолго до этого сам занимал президентский пост и в мировом общественном сознании отождествлялся с главой государства. В тот момент мир переживал самый пик финансового кризиса и всеобщее внимание было устремлено на Давос.
Путин запомнился своей речью, в которой обрушился на "экономический эгоизм" и протекционизм и признал огромный урон от рецессии для сырьевой российской экономики. Наряду с китайским коллегой Вэнь Цзябао и канцлером Германии Ангелой Меркель российский премьер в том году считался одним из самых влиятельных участников форума.
В минувшем году статус российской делегации вновь упал - не в последнюю очередь благодаря тому, что острота экономических проблем снизилась, а вместе с ней - и мировой интерес к форуму. И вот в текущем году Россия решилась прислать в Давос не кого-нибудь, а чиновника Номер Один.
Хотя из-за домодедовского теракта Медведев отложил свой визит в Давос, полностью поездка отменена не будет. Комментарии пресс-службы Кремля пока скудны, но, судя по всему, отменяется только встреча президента с его швейцарским коллегой, которая должна была пройти вечером 25 января. В основной же программе Медведев участвовать будет. Согласно расписанию форума, глава российского государства 26 января выступит с коротким докладом, а затем ответит на вопросы других участников.
На следующий день, 27 января, пройдет спецсессия, которая будет целиком посвящена вопросам инвестиций в Россию. В основном говорить будут о масштабных проектах нынешней власти - о Сколково и Международном финансовом центре. В сессии примут участие представители таких компаний, как PepsiCo, Cisco и Boeing. Стоит отметить, что традиция проведения отдельной российской панели в этом году вновь возрождена после первого за последние 15 лет отсутствия на прошлом форуме.
В целом состав делегации России в текущем году выглядит довольно представительным. Помимо Медведева, на саммит должны приехать мэр Москвы Сергей Собянин, министры иностранных дел и экономического развития Сергей Лавров и Эльвира Набиуллина, а также вице-премьер Игорь Шувалов и многочисленные представители отечественного бизнеса. Не факт, конечно, что такое солидное представительство приведет к конкретному результату в виде заключенных инвестиционных контрактов - бизнес-репутация России на Западе сейчас вызывает вопросы в связи с высоким уровнем коррупции и делом Ходорковского.
Общая же программа Всемирного экономического форума не имеет четкой тематической привязки, в отличие от предыдущих лет, когда на участников безусловно давил глобальный кризис. Несколько большее внимание будет уделено вопросу безработицы. Это неудивительно, так как проблема действительно всеобщая - крупнейшая в мире американская экономика за последние три года потеряла более 6 миллионов рабочих мест (это при том, что в силу демографических причин численность населения США растет). В Европе ситуация ненамного лучше, особенно с учетом крайне медленного восстановления континентального хозяйства и долгового кризиса. В развивающихся странах - по-разному: если Китай благодаря сверхбыстрому экономическому росту все же ухитряется трудоустраивать свое миллиардное население, то в государствах с экономикой меньшего объема успехи скромнее. Типичный тому пример - Тунис, где молодежная безработица стала одной из ключевых причин недавних бунтов, вылившихся в итоге в революцию.
Тем не менее, можно констатировать, что статус "третьего мира" на Давосском форуме меняется. Раньше развивающиеся государства были в Швейцарии на положении наблюдателей, в то время как их собственные беды обсуждали представители ведущих стран Запада. Сейчас по крайней мере крупнейшие из этих стран воспринимаются как серьезные игроки в мировой политике и экономике. Разумеется, это касается далеко не всех, но о Китае или Бразилии можно совершенно четко сказать, что они приняты в "высшую лигу". По представительству на форуме это ясно видно - половина из глав государств представляют именно развивающийся мир.
Из европейцев на форуме будут задавать тон те, кто определяет реальную политику, то есть Франция и Германия. Здесь саммит также подстраивается под фактическое положение вещей, ведь долговой кризис показал, что в ЕС отнюдь не царит равенство - есть лидеры-доноры и все остальные, от них зависящие. В ходе пленарного заседания ожидаются выступления Ангелы Меркель и французского президента Николя Саркози. Последний будет представлять Францию не саму по себе, а как председателя группы G20, сменившую старую G8 в качестве основного глобального политического клуба.
И еще один вопрос, касающийся равноправия, активно муссировался перед началом форума. Речь идет о женском представительстве, которое многие ревнители эмансипации считают недостаточным. До недавнего времени доля слабого пола среди участников не превышала 17 процентов. В этом году ее волевым решением увеличили до 20 процентов, что влиятельным феминисткам кажется слишком маленькой подвижкой. Дамы на руководящих постах жалуются, что на круглом столе из пяти-шести участников от их мнения отмахиваются в стиле "ну это ж баба болтает, что с нее взять".
Создатель и бессменный руководитель форума Клаус Шваб в текущем году допустил женщин до двух сопредседательских постов, которые займут глава индийского банка ICICI Чанда Кочхар и гендиректор американской компании DuPont Эллен Куллманн. Но на большее он пойти не готов. Как отмечает Эрминия Ибарра, профессор бизнес-школы во французском Фонтенбло, Давос - это бренд, под которым объединяются лучшие умы в бизнесе, политике и науке, большинство которых составляют сейчас мужчины. "Женщин-лидеров мало, а публика хочет именно лидеров", - рассказала Ибарра в интервью Bloomberg. Так что маловероятно, что такой драгоценный бренд будут подвергать риску из одной лишь политкорректности.