Министерство юстиции РФ отказалось зарегистрировать партию "Другая Россия". Решение чиновников не стало неожиданностью для создателя организации Эдуарда Лимонова. Его политические амбиции никуда не делись - он по-прежнему хочет стать президентом. Другое дело, что вердикт Минюста показателен для других политиков, планирующих зарегистрировать свою партию.
"Другая Россия" затевалась в 2006 году как коалиция чуть ли не всех оппозиционных организаций. Активисты возлагали на это объединение большие надежды. В 2006 году коалиция устроила "Марш несогласных" в Москве, а в 2007 году - шествие в Санкт-Петербурге, ставшее, пожалуй, самой масштабной акцией оппозиции за последнее время. Тем не менее, как показывает практика, под одной крышей не могут ужиться даже либералы (примером тому многолетние попытки СПС и "Яблока") - куда уж там объединить коммунистов, радикалов и демократов. В результате коалиция тихо развалилась. В 2008 году оппозиционеры пробовали создать Национальную ассамблею, как некий аналог Государственной Думы, однако и эта попытка, по сути, закончилась ничем.
В 2010 году Эдуард Лимонов, к тому моменту уже приучивший граждан выходить на площади городов ради соблюдения Конституции, решил перезапустить проект "Другая Россия". Тем более что это именно он придумал такое название - в 2004 году у него вышла одноименная книга. К июлю активисты закончили формальности и провели учредительный съезд партии в Москве. Лимонов, разумеется, был избран председателем. Спустя несколько месяцев, 20 декабря, строители партии сдали в Минюст необходимые для государственной регистрации документы - 15 папок, как отчитался Лимонов.
Чиновники однако, смотрели не на количество, а на качество, которое, как стало известно 26 января, их не удовлетворило. В уставе "Другой России" нашли с десяток положений, противоречащих федеральному закону "О политических партиях". Какие именно нарушения были зафиксированы, пока неизвестно, поскольку официальный ответ от Минюста оппозиционерам еще не дошел, хотя в ведомстве заявляют, что сотрудники уложились в месячный срок, то есть отправили документ 19 января. Контрольный срок доставки корреспонденции "Почтой России" по Москве составляет два дня.
По закону, "Другая Россия" может устранить найденные в уставе противоречия и подать документы заново, однако Эдуард Лимонов уже дал понять, что этого он делать не будет. "Больше от нашей власти ожидать было нечего, - сказал он в эфире "Эха Москвы", комментируя отказ в регистрации. - Хватит играть по их правилам".
Для такого ветерана от политики, как Лимонов, решение Минюста, конечно, не стало откровением. Еще на учредительном съезде он, отвечая на вопрос о перспективах регистрации, ответил, что на это нет "ни малейшего" шанса. Но продолжил он свое выступление словами: "У нас большое будущее". Что это означает, тогда толком не поняли даже присутствующие делегаты. Свою мысль политик развил в манифесте, опубликованном после сдачи документов в Минюст. Лимонов призвал россиян самоорганизовываться под брендом "Другая Россия" вне зависимости от того, будет партия зарегистрирована или нет.
"В наши дни нужен совершенно иной подход, и потому я говорю вам: не заморачивайтесь со "вступлением в партию", создайте вместе с единомышленниками протестную группу, назовите ее "Другая Россия" и неустанно увеличивайте ее личный состав... Через год у нас должна быть всероссийская массовая партия протеста "Другая Россия". И мы сами себя зарегистрируем в российской Истории, а не в Министерстве", - написал Лимонов.
В этом году, как известно, зарегистрировать партию планируют уже либералы. Ожидается, что Партия народной свободы - так называется их очередной совместный проект - сдаст документы уже в апреле. Для основателей партии Бориса Немцова, Михаила Касьянова, Владимира Милова и Владимира Рыжкова решение Минюста по "Другой России", несомненно, является знаком - причем явно не самым благоприятным. Впрочем, судя по заявлениям Милова, оппозиционеры рассчитывают только на положительное решение. И, кажется, зря. Такой вывод можно сделать, проанализировав попытки зарегистрировать партии, предпринимавшиеся ранее.
Так, за последние два года в России пытались зарегистрироваться как организации с приличными названиями - "Партия налогоплательщиков России", "Региональная партия России", так и с экзотическими, вроде партии "Курсом правды и единения" или "Русский Национальный Фонд гражданского содействия в избирательных кампаниях кандидатам в депутаты, выдвигаемым "Самовыдвижением". Партия "Воля", во главе которой стоит целительница Светлана Пеунова, учредительные съезды проводила даже не один раз. В итоге, как известно, партий не прибавилось.
Сейчас в России официально зарегистрированы семь партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России" и "Правое дело". Последняя была создана 2008 году на базе ликвидированного Союза правых сил, "Гражданской силы" и Демократической партии. Однако эта регистрация не может служить примером для нынешних оппозиционеров, поскольку "Правое дело" называют кремлевским проектом даже ее члены.
Чтобы понять, почему в рейтингах демократичности, например составленном The Economist, Россия находится не на лидирующих позициях, достаточно сравнить количество партий. Так, в Грузии с населением в четыре миллиона человек сейчас насчитывается более 200 партий, в девятимиллионной Белоруссии - 15, а в Казахстане - 10. Россия по количеству партий опережает только две страны СНГ - Узбекистан (4) и Туркмению, с ее одной единственной правящей партией. Среди стран БРИК Россия смотрится еще более жалко - и в Бразилии, и в Индии и даже в Китае партий больше.
Очевидно, что семь партий не могут отражать мнение всех 140 миллионов человек, проживающих в России. Это подтверждают и социологи. Так, уже попавшая в опросы "Левада-центра" Партия народной свободы сходу получила поддержку двух процентов граждан. В сентябре ее рейтинг был выше, чем у трех непарламентских партий, только в декабре "Яблоко" догнало ПНС. "Для несуществующей партии - это неплохой рейтинг", - прокомментировал ситуацию глава социологической организации Лев Гудков. С другой стороны понятно, что в обществе есть запрос и на националистические идеи - это видно вообще безо всяких опросов. Однако партии с ярко выраженной риторикой такого типа в России не существует.
Разрешить эту ситуацию может, похоже, только глава государства. Однако Дмитрий Медведев, задав курс на оживление политического климата, от этой истории как-то устранился. Лимонов же, который до сих пор собирается стать в 2012 году президентом, в случае победы первым делом обещал отказаться от регистрации партий.