31 января президент Дмитрий Медведев сообщил о назначении Виктора Кирьянова заместителем министра внутренних дел, отвечающим за безопасность на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Это решение стало очередной мерой, принятой после теракта в "Домодедово". Ранее Госдума одобрила законопроект, который введет в России трехуровневую систему определения террористической опасности.
Решение ввести должность чиновника, отвечающего за безопасность на транспорте, очевидно, объясняется тем, что после теракта в аэропорту "Домодедово" было непонятно, кого винить в произошедшем. Президент Дмитрий Медведев сразу же пообещал отставки, но кого именно лишать должностей? В результате увольнения выглядели странно — уйти пришлось начальнику управления на транспорте МВД по ЦФО Андрею Алексееву, которого сам же Медведев назначил на эту должность в августе прошлого года. Постов, кроме того, лишились начальник линейного отдела внутренних дел "Домодедово" и два его заместителя, но уровень этих чиновников явно не соответствовал масштабу произошедшего.
Медведев также обрушился с критикой на руководство аэропорта, хотя взрыв произошел в зоне прилетов, где, как подчеркивалось в заявлении "Домодедово", его служба безопасности никого обыскивать и задерживать не может. Вдобавок ко всему, министр транспорта Игорь Левитин предложил уволить главу Ространснадзора, хотя в задачу этого ведомства борьба с терроризмом уж точно не входит.
Напутствуя Виктора Кирьянова, Медведев подчеркнул, что ему придется заниматься вопросами безопасности "в масштабах всего транспортного комплекса нашего государства", так что теперь в случае чего будет с кого спросить.
Новое назначение, впрочем, вызывает вопросы. Кирьянов до последнего времени был начальником ГИБДД , ведомства, которое россияне считают, пожалуй, самым коррумпированным в стране. При этом борьба с коррупцией в правоохранительных органах, несомненно, как раз и может помочь предотвратить теракты. Как выяснилось, сотрудники милиции в "Домодедово" вместо того, чтобы выявлять подозрительных лиц, вымогали деньги у приезжих из Средней Азии, причем процесс этот, как установили следователи, был поставлен "на поток". Удастся ли новому руководителю заставить подчиненных выполнять свои непосредственные обязанности?
Ничего конкретного о задачах нового замминистра Медведев не сказал. Очевидно, впрочем, что Кирьянову предстоит реализовать ряд мероприятий, распоряжения по которым ранее дал президент. В перечне поручений правительству, утвержденном 27 января, говорится, в частности, о необходимости ввести "сплошной досмотр граждан и багажа в наиболее уязвимых для безопасности пассажиров местах транспортной инфраструктуры". Это весьма масштабная затея, предполагающая, очевидно, резкое увеличение числа милиционеров на входах в аэропорты и на вокзалы.
Сосредоточиться планируется на обеспечении безопасности особо важных и уязвимых объектов. Это понятно. Впрочем, подобные усилия уже ознаменовались конфузом. 27 ноября Дмитрий Медведев спустился в метро, на станцию Охотный ряд, где ему продемонстрировали новую технику, в том числе систему радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ, а также рентгеновский комплекс для проверки багажа и пассажиров. Однако, как выяснили журналисты, после ухода президента ушли и сотрудники, способные с этим оборудованием обращаться, а саму технику оставили в углу.
Из других конкретных мер, которые будут приняты, можно отметить развитие кинологической службы и проверку того, куда пошли деньги, выделенные на закупку оборудования для обеспечения безопасности транспортных объектов и других мест массового скопления людей.
Иными словами, задача Кирьянова, по всей видимости, будет сводиться к борьбе с расхлябанностью и безответственностью сотрудников милиции, охраняющих транспортные объекты и обеспечению этих объектов специальной техникой для проверки грузов и пассажиров. Кроме того, ему, вероятно, предстоит подготовить предложения по ужесточению личной ответственности конкретных милицейских начальников за те или иные транспортные объекты. Это входит в число поручений, которые дал президент. Предстоит также четче определить сферы компетенции сотрудников службы безопасности конкретных транспортных объектов, таких как аэропорты, и милиционеров. Глава МВД Рашид Нургалиев, как сообщает "Интерфакс", уже подчеркивал, что в настоящее время "размыты задачи и ответственность субъектов за обеспечение безопасности".
Президент также предложил подумать о создании федерального органа исполнительной власти, который будет отвечать за обеспечение безопасности на транспорте. Что тут имеется в виду, неясно. Безопасность — слишком сложное понятие, в ее обеспечении участвуют и ФСБ, и МВД, и Министерство транспорта. Объединить их функции в одном ведомстве невозможно. Видимо, все сведется к какой-нибудь межведомственной комиссии.
Что касается принятого Госдумой в первом чтении законопроекта о введении "цветных" уровней угрозы, здесь ясности пока тоже немного. Порядок введения уровней опасности, а также то, какие именно меры необходимо будет принимать в каждом случае, закон не оговаривает, оставляя это в компетенции президента. Замдиректора ФСБ Юрий Горбунов, который представлял законопроект депутатам, ранее сообщил, что работа над соответствующим указом уже ведется. Из пояснительной записки к документу следует, что повышенный уровень террористической угрозы будет обозначаться синим цветом, высокий — желтым, критический — красным.
В законопроекте подчеркивается, что введение различных уровней опасности предполагает принятие лишь таких дополнительных мер, которые не ограничивают права и свободы человека и гражданина. Иными словам, ничего по-настоящему чрезвычайного даже в случае объявления "красного" уровня угрозы делать не планируется.
Необходимость подобной меры еще в ноябре 2010 года, когда законопроект был внесен правительством в Госдуму, объяснил советник председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Пржездомский. В настоящее время органы, занимающиеся борьбой с терроризмом, работают только в двух режимах - "полная стабильность" и "реальная угроза теракта". Трехуровневая система должна сделать переход из одного состояния в другое более плавным. Подобные системы действуют во многих других странах и ее введение в России объясняется желанием использовать мировой опыт.
Таким образом, власть пытается извлечь уроки из теракта в "Домодедово", применяя для этого привычные административные меры. Очевидно, впрочем, что перестановки среди чиновников сами по себе вряд ли принесут результаты, если не будет изменен подход к делу. Пока что неработающие рамки металлодетекторов и сотрудники транспортной милиции, занятые вымогательством денег у приезжих, остаются главной помехой в борьбе с терроризмом на транспорте.