Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации объявил об увольнении руководителя "Объединенной авиастроительной корпорации" Алексея Федорова. Формально он был уволен за невыполнение инновационных программ. Эта мотивировка показалась журналистам весьма неконкретной, и они начали искать другие объяснения. И нашли массу интересного.
Источники деловых СМИ заявляют, что слухи о возможной отставке Алексея Федорова начали ходить в конце января. Но даже с учетом этих слухов отставка выглядела неожиданной: в ближайший месяц ОАК предстоит отправить заказчикам первые самолеты Sukhoi Superjet, свое главное гражданское детище. В таких условиях любой информационный шум, отвлекающий от SSJ-100, был бы крайне нежелателен.
Тем более что новость об отставке Федорова оказалась какой-то уж чересчур странной. Начать хотя бы с того, что решение президента Дмитрия Медведева объявил его помощник Аркадий Дворкович - сам президент пока отставку не прокомментировал. Дворкович же сообщил журналистам новость, выйдя с заседания правительственной комиссии по модернизации, то есть собрания, мало располагающего к столь судьбоносным для авиационной отрасли России решениям.
Повод для увольнения тоже показался журналистам сверхподозрительным. Медведев, а вместе с ним и Дворкович, упрекнули Федорова в срыве "инновационных программ" госкорпорации. Таким образом, увольнение главы ОАК стало исполнением угрозы Медведева: 31 января утром президент обещал кадровые перестановки в компаниях, не выделяющих средства на финансирование программ инноваций и НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
При всем уважении к модернизации и инновациям у авиастроительной компании насущные задачи сейчас совсем другие: доставка заказчикам Superjet, "догонка" истребителя пятого поколения, а также вывод многих авиационных предприятий России из предбанкротного состояния. Со всем этим Федоров худо-бедно справлялся.
Из-за этих странностей журналисты начали искать "подводные камни" в отставке Федорова. Лучше всех с этим делом справилась газета "Коммерсант". Она обнаружила, что конфликт между Федоровым и Медведевым возник еще в конце 2010 года.
Началось все, если верить "Коммерсанту", с того, что администрации президента был передан самолет Ту-214ПУ. В ходе первого же полета в некоторых системах лайнера обнаружились неполадки. Медведев оказался этим недоволен, но ответственность за Ту-214 решили возложить не на Федорова, а на генерального конструктора "Туполева" Игоря Шевчука. 29 декабря он был освобожден от занимаемой должности, а 6 января умер от острой сердечной недостаточности в возрасте 57 лет.
Если в истории с Ту-214 Федорову удалось избежать наказания, то в январе он все же вызвал гнев Медведева, причем вовсе не за собственные огрехи. По данным "Коммерсанта", в ходе визита президента в Иорданию Медведева упрекнули в том, что Россия не выполнила контракт на поставку двух самолетов Ил-76МФ. Контракт был заключен еще в 2009 году во время авиасалона МАКС, но лайнеры до Иордании так и не долетели.
Поставлять самолеты в Иорданию должно было Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, находящееся в Узбекистане. В 2009 году ожидалось, что это предприятие войдет в ОАК, но в итоге сделка сорвалась. Таким образом, ответственность за срыв контракта лежит именно на узбекском заводе, но никак не на ОАК. Тем не менее, единственным представителем авиационного бизнеса, который сопровождал Медведева в его ближневосточном турне, оказался Федоров. Он, как говорится, и попал под раздачу.
Даже если взять на веру историю, изложенную "Коммерсантом", то все-таки стоит помнить, что отставки и назначения в таких крупных корпорациях, как ОАК - это, как правило, отголоски многомесячной (если не многолетней) борьбы за сферы влияния внутри самой корпорации. В случае с ОАК это действительно так: и подтверждает данный тезис не столько отставка Федорова, сколько назначение на его должность Михаила Погосяна.
Федоров и Погосян - две главные фигуры российского авиационного бизнеса. Федоров успел побывать на руководящих должностях в "Сухом, в "МиГе", в "Иркуте", менеджер пользовался (или пользуется) благосклонностью руководителя "Ростехнологий" Сергея Чемезова, которого, в свою очередь, считают фигурой, близкой к Владимиру Путину. С Погосяном же связаны главные надежды российского авиапрома: он стоит во главе корпорации "Сухой", которая разрабатывает и истребитель пятого поколения, и все тот же Superjet.
Неудивительно, что при формировании ОАК Погоcян и Федоров заняли руководящие должности в госкорпорации. Федоров ее возглавил, а Погосян стал вице-президентом ОАК, к тому же получив возможность руководить не только "Сухим", но и "МиГом".
Как складывались отношения двух "звезд" авиарынка внутри ОАК, неизвестно. По разным косвенным признакам, дела у них шли не очень: например, на авиасалоне МАКС-2009 Погосян и Федоров называли разные даты начала поставок на рынок Superjet: как объяснить это, кроме как отсутствием координации?
Уже в 2011 году "Газета.Ру" со ссылкой на анонимные источники писала, что различные группировки в руководстве ОАК "не смогли сработаться даже на уровне своевременного обмена информацией". Отчасти подтвердила тезис о противоборстве Погосяна и Федорова газета "Ведомости": она написала, что Федоров и Погосян по-разному смотрели на будущее гражданской авиации - один продвигал проекты Ан-148 и МС-21, второй раз за разом выбивал из государства деньги на Superjet.
В истории с отставкой Федорова пока очень много непонятного. Процедура отставки займет еще некоторое время, в ходе которого могут выясниться новые подробности. Например, отставку прокомментирует сам Федоров: пока он с журналистами не общается.
Неизвестно, и что будет делать Федоров после увольнения. С одной стороны, специалист такого уровня вряд ли останется без дела. С другой, всю свою жизнь Федоров работал исключительно в авиации. Это значит, что искать работу в иной отрасли ему будет сложно, а в авиации сейчас практически все завязано на ОАК. Работать же в самой госкорпорации Федоров вряд ли останется - особенно если учесть его возможный конфликт с Погосяном.
Еще большее количество вопросов вызывает будущее ОАК. На авиационных форумах уже появились версии, что отставка приведет к реформе и самой госкорпорации. Варианты называются разные: от деления ОАК на две части (военную и гражданскую) по образцу американской Boeing до перепрофилирования всей госкорпорации под определенные виды самолетов, которые близки "Сухому". Кроме того, совершенно очевидно, что назначение Погосяна в контексте выхода Superjet на рынки будет смотреться весьма выгодно: повышение менеджера в глазах лидеров авиакомпаний может свидетельствовать об успешности нового лайнера.
Понятно, что пока все эти высказывания необходимо относить к разряду домыслов или, в лучшем случае, слухов. Однако вряд ли ОАК при Погосяне останется неизменной. К 2025 году Россия, согласно планам правительства, должна занять 10-12 процентов рынка гражданских самолетов. Срок этот не так далек, как кажется, и Погосяну придется приложить немало усилий, чтобы достичь этих показателей.