Россия
19:23, 3 февраля 2011

Праздник с фейерверком Следователи раскрыли неудавшиеся "новогодние" теракты в Москве

За десять дней, прошедшие после теракта в "Домодедово", СМИ успели опубликовать и опровергнуть огромное количество информации о расследовании преступления. Ситуация усугубляется тем, что официально подробностей сообщается очень мало. В частности, остается неясным, связан ли теракт в аэропорту со взрывом, произошедшим 31 декабря в Кузьминском парке. Очевидно стало только одно - этой зимой террористы действовали в Москве гораздо более активно, чем можно было предположить. В столице были обнаружены сразу несколько экстремистских группировок, о чем до недавних пор не было известно широкой общественности.

Вечером 31 декабря 2010 года в одном из гостевых домиков стрелкового клуба, расположенного на территории Кузьминского парка в Москве, произошел взрыв. За несколько часов до Нового года мало кто из журналистов занимался своей работой. Да и аудитория СМИ не проявляла интереса к новостям. Поэтому "по горячим следам" о происшествии написало только одно издание - Life News.

В 20:36 31 декабря этот таблоид, который славится как большим количеством информированных источников, так и регулярным участием в судебных процессах о клевете, написал, что на воздух взлетел домик во владении номер 47 по улице Головачева в Кузьминском парке. Якобы перед взрывом охранники видели, как от домика убегают мужчина и женщина. В публикации говорилось, что спасатели нашли под завалами тело одного погибшего и продолжают разыскивать еще два тела. Как стало известно журналистам, в розыск немедленно была объявлена некая Зейнат Суюнова (позднее в разных источниках ее называли также Зейнаб или Зейнап).

Остальные СМИ начали писать о взрыве лишь утром 1 января. Причем радиостанция "Эхо Москвы" уже в полдень сообщила, что правдивость информации поставлена под сомнение: если в МЧС сообщение о взрыве и гибели одного человека подтвердили, то в милиции - опровергли. После этого интерес к новости почти окончательно угас. Лишь газета "Московский комсомолец" 4 января опубликовала небольшую заметку, в которой говорилось, что Зейнат Суюнова является женой одного из членов бандитского подполья на Кавказе. В материале высказывалось предположение, что бомба случайно взорвалась в ходе подготовки теракта. Однако эта заметка не привлекла особого внимания читателей - страна была занята новогодними каникулами.

5-го или, по другим данным, 6 января Суюнова была задержана в Волгограде. После этого относительно развернутая информация о взрыве в Кузьминках наконец-то появилась в большинстве СМИ. Заодно было объявлено, что тело, найденное под завалами домика, принадлежало женщине. А затем о происшествии снова забыли - казалось, уже навсегда.

Скорее всего, так и случилось бы, если бы 24 января в московском аэропорту "Домодедово" не произошел теракт, в результате которого на месте погибли 35 человек (еще один человек 2 февраля умер в больнице). После взрыва интерес российской общественности к теме терроризма резко возрос. Журналисты начали активно добывать информацию как из официальных, так и из анонимных источников. В результате достоянием гласности стало большое количество фактов и слухов разной степени достоверности, которые до этого циркулировали разве что в профессиональных кругах силовиков.

Крайне интересную оговорку 26 января допустил в беседе с журналистом агентства "Интерфакс" председатель комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности совета, генерал-полковник Владимир Кулаков. Он заявил: "Я не уверен, что те группы, которые были заброшены в Москву для совершения теракта, а они на самом деле были заброшены, часть из них была изолирована еще до Нового года, не смогли бы совершить задуманное в других местах". Однако эта оговорка так и осталась оговоркой - ни одно ведомство официально не опубликовало подробный отчет о том, какие группы имел в виду Кулаков и как эти группы изолировались. Как нетрудно догадаться, пробел с лихвой "восполнили" версии аналитиков разного уровня компетентности.

Путаница возникла уже при описании результатов расследования самого теракта в "Домодедово". В первые часы после взрыва СМИ сообщили, что бомбу подорвал уроженец Северного Кавказа. В некоторых изданиях даже появилась фотография отделенной от тела головы мужчины кавказской внешности. Сообщалось, что это якобы голова смертника, сфотографированная в "Домодедово". Однако уже на следующий день было объявлено, что на самом деле террорист был мужчиной 30-40 лет европейской внешности. В СМИ появилась новая "фотография головы смертника", соответствующая этому описанию. А 27 января было оглашено и имя предполагаемого террориста - сообщалось, что это уроженец Ставрополя Виталий Раздобудько, принявший ислам и ставший членом радикального "ногайского джамаата". Одни источники сообщали, что Раздобудько был смертником, а другие утверждали, что ставрополец - сообщник смертника, объявленный в розыск. Вторая версия получила большее распространение.

Газета "Комсомольская правда" немедленно выяснила большое количество подробностей о личности Раздобудько. По информации издания, отец подозреваемого Юрий Раздобудько - владелец магазина автозапчастей в Пятигорске и член казачьей общины. "Семья у них замечательная. И Диму, и Виталия воспитывали в хороших традициях. Но у Виталия, видать, чердак поехал. Отец пытался вернуть его на место. Но увы", - рассказал журналистам некий казак, попросивший не называть его имя. КП выяснила, что, приняв ислам, Раздобудько женился на студентке Пятигорской государственной фармацевтической академии Марине Хорошевой. Однокурсницей этой студентки была та самая Зейнат (Зейнаб, Зейнап) Суюнова, которую задержали в рамках дела о взрыве в Кузьминском парке. Причем мать Суюновой в разговоре с журналистами заявила, что именно Раздобудько вместе со своим другом Анвербеком Амангазиевым вовлек ее дочь в радикальный ислам (Амангазиев в итоге стал мужем Суюновой). "Мы столько уговаривали дочку бросить этого монстра Анвербека Амангазиева! Но она только его защищала. Молодость... А про Раздобудько я вообще говорить не хочу: то дьявол во плоти. Это он загубил мою девочку", - сказала мать задержанной.

Все это очень впечатляет, но из этого следует лишь, что Раздобудько может быть как-то связан со взрывом в Кузьминском парке. Ни один из перечисленных фактов не указывает на то, что ставрополец каким-то образом причастен к теракту в "Домодедово", если только изначально не исходить из того, что теракт в аэропорту и взрыв в Кузьминках сами по себе связаны. И, конечно же, такие предположения появились в СМИ. Однако правоохранительные органы неожиданно резко выступили против этой версии. 28 января источник РИА Новости в силовых структурах сказал, что Раздобудько на самом деле не подозревают в причастности к взрыву в "Домодедово". В тот же день Следственный комитет РФ официально сообщил, что взорвавшийся в аэропорту смертник, по последним данным, все же был уроженцем Северного Кавказа и ему было около 20 лет. А 31 января СК прямым текстом объявил, что взрывы в Кузьминках и аэропорту никак не связаны - по версии следствия, ответственность за них несут две разные группировки из разных регионов Кавказа.

Впрочем, одновременно в СМИ продолжала поступать и информация, заставляющая склониться к иному мнению. 31 января анонимный источник в силовых структурах сообщил агентству "Интерфакс", что по подозрению в причастности к теракту в "Домодедово" якобы задержаны несколько боевиков из банды дагестанского полевого командира Ибрагимхалила Даудова (преемника Магомедали Вагабова, который весной 2010 года организовал теракты в московском метро и летом был ликвидирован силовиками). В тот же день пресс-служба управления ФСБ по Дагестану объявила, что женщина, погибшая 31 декабря при взрыве в Кузьминском парке, была женой Даудова и матерью троих его сыновей (тоже боевиков). Также в СМИ появилась информация о том, что Даудов, по некоторым данным, был знаком с Раздобудько.

Конечно, мир тесен, и в жизни иногда случаются очень странные совпадения. Но все же трудно поверить в то, что в декабре жена Даудова подорвалась в Кузьминском парке, а месяцем позже несколько подчиненных Даудова устроили теракт в "Домодедово" - и эти происшествия совсем никак не связаны между собой, а ответственность за них несут жители разных регионов.

Хотя одно очевидное различие между этими инцидентами все-таки есть. Расследование теракта в "Домодедово" до сих пор окутано дымкой таинственности. Несмотря на то, что 29 января Следственный комитет, а 3 февраля - премьер-министр РФ Владимир Путин и директор ФСБ Александр Бортников объявили о раскрытии теракта, никакой внятной официальной информации о деталях преступления в СМИ пока не появилось. До сих пор неясно, какая группировка устроила теракт, каким образом она действовала, задержаны ли какие-либо подозреваемые... В то же время об обстоятельствах расследования взрыва в Кузьминках на данный момент известно уже очень много.

По версии следствия, в декабре 2010 года группа террористов прибыла в Москву, чтобы в новогоднюю ночь осуществить два теракта. Преступники остановились в гостевых домиках в Кузьминском парке. В банде были две смертницы - Суюнова и 50-летняя женщина по имени Аминат (которая, по всей видимости, как раз и являлась женой Даудова). Одна смертница должна была подорвать себя на Манежной площади, а вторая - в одном из аэропортов. Однако вечером 31 декабря Аминат допустила ошибку при сборке бомбы. Взрывное устройство сработало прямо в гостевом домике. В результате Аминат погибла, а ее сообщники были вынуждены отказаться от своих планов и скрыться.

24-летняя Суюнова стала не единственной, кого задержали по горячим следам. Вскоре после нее в руки правоохранительных органов Дагестана попали новые подозреваемые - Шамиль Баймамбетов 1980 года рождения, Тимур Акубеков 1979 года рождения, Ильяс Саидов 1987 года рождения и Хайрулла Магомедов 1983 года рождения. Еще пятерых подозреваемых объявили в розыск. Официально их имена не разглашались, но СМИ сообщали, что среди них - Раздобудько и Хорошева. 2 февраля Следственный комитет объявил, что задержаны еще пятеро подозреваемых, однако раскрыл имя только одного из них - Артура Магомедова. Неизвестно, являются ли эти задержанные теми самыми людьми, которые находились в розыске, или это новые фигуранты дела, а те люди до сих пор остаются на свободе. Более вероятно второе - 3 февраля глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что несколько подозреваемых все еще разыскиваются.

Изданию Life News 30 января удалось получить доступ к показаниям Суюновой. Несостоявшаяся смертница рассказала, что приняла радикальный ислам после того, как в 2008 году познакомилась со своим мужем Амангазиевым. Ее родственники были против этого брака и пытались вынудить ее вместе с новорожденной дочерью вернуться в родительский дом. Однако Суюнова убежала из дома и вернулась к мужу. Однажды Амангазиев спешно собрал вещи, уехал и бесследно пропал. Суюнова с дочерью поселилась у подруги и стала зарабатывать на жизнь репетиторством по химии. Вскоре она узнала, что Амангазиева арестовали за попытку теракта в Ставрополе. После этого Раздобудько забрал жену друга из Пятигорска и перевез сначала в Ингушетию, потом в Чечню, а потом в Дагестан. В Махачкале ей сказали, что в связи с арестом мужа она должна стать смертницей. Суюнова отказалась, но боевики забрали ее дочь и пообещали убить ребенка, если она не станет террористкой. Девушка уступила их требованию.

25 декабря Суюнову познакомили с Аминат и отправили на автобусе в Москву. По словам Суюновой, Аминат шла на теракт добровольно и хвалила этот поступок. После того как сообщница случайно взорвалась, Суюнова испугалась и самостоятельно сбежала из Москвы в Волгоград, где и была задержана.

Стоит еще раз отметить, что, если бы не теракт в "Домодедово", все это скорее всего так и не стало бы известно широкой общественности. Причем не только и не столько потому, что силовые структуры постарались бы соблюсти секретность, сколько потому, что сама общественность не проявила бы особого интереса к деятельности террористического подполья. Закон "спрос рождает предложение" вполне работает по отношению к информации. Если большинству людей интересно узнать о деятельности террористов - журналисты активно добывают эту информацию, если сообщения о терроризме вызывают у большинства людей зевоту - журналисты пишут о чем-то другом. По понятным причинам всплески интереса к терроризму случаются после крупных терактов. И невольно возникает вопрос - сколько историй, подобных истории взрыва в Кузьминках, так никогда и не попадают в СМИ просто потому, что приходятся на относительно спокойные периоды.

< Назад в рубрику