Новости партнеров

Коэны на Диком Западе

В российский прокат выходит вестерн братьев Коэнов

Братья Итэн и Джоэл Коэны всегда снимают фильмы вместе. Оба они принимают участие в написании сценариев. И Итэн, и Джоэл работают над картинами в качестве режиссеров. Они также совместно и всегда своими силами продюсируют собственные работы. Такая семейственность, видимо, приходится по вкусу Американской киноакадемии - семь из пятнадцати фильмов Коэнов выдвигались на "Оскар". Судьба "Железной хватки", последней картины братьев, в этом смысле сложилась особенно удачно. Эта лента претендует в общей сложности на десять наград киноакадемии.

Свою дебютную картину "Просто кровь" Коэны выпустили в 1984 году. (Оператором у братьев тогда числился Барри Зоненфельд - позже он переквалифицировался в режиссера и снял, в частности, фильмы о семье Адамсов и людях в черном.) Первый же фильм Итэна и Джоэла был тепло встречен критиками, но внимание киноакадемии не привлек. Примерно так же сложилась судьба и двух следующих картин Коэнов - "Воспитывая Аризону" (1987) и "Перекресток Миллера" (1990).

В 1991 году братья сняли ленту о сценаристе Бартоне Финке, переживающем творческий кризис. Фильм был назван в честь его главного героя. Картина получилась довольно странной. Вопреки своей необычности (или, возможно, благодаря ей) "Бартон Финк" был отмечен тремя номинациями на "Оскар" - правда, ни в одной из них фильм не выиграл.

В дальнейшем практически каждый второй фильм Коэнов номинировался на "Оскары". Причем объяснить, чем именно руководствовалась Американская киноакадемия при выдвижении фильмов на награду, было не всегда просто. Например, комедия 2000 года "О, где же ты, брат?", которую сложно назвать лучшим фильмом братьев, в "оскаровской" гонке участвовала (хотя и всего в двух номинациях). А вот фильм "Большой Лебовски" 1998 года, для многих зрителей ставший фаворитом, киноакадемия проигнорировала.

"Железную хватку" киноакадемия без внимания не оставила. Этот фильм-вестерн Коэнов является экранизацией одноименного романа Чарльза Портиса, опубликованного еще в конце 60-х годов прошлого века. События книги и основанной на нем ленты разворачиваются на Диком Западе в конце XIX века. Главная героиня, 14-летняя Мэтти Росс отправляется на поиски преступника Тома Чейни, застрелившего ее отца. Сама она не в состоянии справиться с убийцей и прекрасно это осознает. Поэтому девочка за сто долларов нанимает помощника - судебного пристава Рустера Когберна. К ним присоединяется техасский рейнджер Лабеф, у которого есть свои причины для поисков Чейни.

Основной конфликт фильма - вовсе не между Мэтти и убийцей ее отца, как можно было бы подумать. (Чейни появляется в кадре ближе к концу фильма и всего-то минут на пять, а главным сражением для девочки становится схватка с гремучей змеей.) Самые интересные и напряженные отношения складываются между Когберном и Лабефом. Первый любит выпить, обладает вздорным характером и вообще не лучший попутчик. Второй самоуверен, заносчив и любит поболтать. При этом им приходится вместе путешествовать, искать общий язык и действовать сообща, когда дело доходит до серьезной стычки с бандитами.

В фильме "Железная хватка" есть практически все, за что зрители любят Коэнов: мрачный юмор, необычные персонажи, криминальный сюжет, пара отрубленных пальцев. Если рассматривать эту ленту как всего лишь очередную работу братьев, то это безусловная удача. А вот в качестве одного из основных претендентов на "Оскар" картина смотрится достаточно странно.

Справедливости ради отметим, что фильм претендует на награды в том числе и в технических номинациях. "Лучшие костюмы"? Ну, допустим. Возможно, человек, завернутый в шкуру медведя, действительно заслуживает "Оскара". В конце концов, вестерн - жанр американский, так что академикам виднее, как должны одеваться персонажи таких фильмов.

К Джеффу Бриджесу, отмеченному в номинации "Лучший актер", тоже претензий нет. Его герой, судебный пристав Когберн, человек, в общем-то, довольно неприятный. Но Бриджесс сыграл его так, что персонаж вызывает скорее любопытство, чем отторжение.

Немного странно, что сценарий Коэнов также претендует на "Оскар". Ведь американцам эта история известна уже более 40 лет. Кроме того, ранее события книги-первоисточника Портиса уже переносили на экран. В 1969 году в прокат вышла основанная на романе картина Генри Хэтэуэя - она, кстати, тоже была отмечена "Оскаром" за лучшую актерскую работу. То есть Коэны вроде как ничего принципиально нового не придумали. С другой стороны, есть вероятность, что сама "Железная хватка" успела стать историей близкой, чтобы не сказать родной. За что ее, собственно, и поощряют.

Еще одна странность - номинация "Лучшая актриса второго плана", полученная Хейли Стайнфелд, исполнительницей роли Мэтти. Если уж киноакадемия считает, что девушка заслужила "Оскар", то почему бы не отметить ее как ведущую актрису? Тем более что Хейли отдано примерно столько же экранного времени, сколько приходится на Джеффа Бриджеса и сыгравшего Лабефа Мэтта Дэймона вместе взятых. Более того, именно репликами Мэтти начинается и завершается картина Коэнов. Возможно, академики решили, что поскольку Стайнфелд сейчас столько же, сколько и ее героине (то есть 14 лет), номинации "Лучшая актриса" она не достойна. Дескать, потом, когда подрастет, еще успеет получить.

Но в целом "Оскар" - премия Американской киноакадемии, а не приз зрительских симпатий. Так что решать, кому и за что его давать, не нам с вами. Может быть, "Железная хватка" - действительно лучший из всех англоязычных фильмов, снятых в 2010 году. Просто нам отсюда этого не видно.

Культура01:3915 августа
Эдуард Успенский

Не тратил время зря

Он придумал Гену, Чебурашку и кота Матроскина: каким запомнят Эдуарда Успенского