Предстоящий в 2011 году визит папы Римского Бенедикта XVI, в миру Йозефа Ратцингера, на родину в Германию, которого с нетерпением ожидают тысячи верующих, может быть омрачен развернувшимися среди немецких католиков-мирян дебатами о необходимости кардинального реформирования церкви. Примечательно, что многие из тех, кто требует реформ, опираются на меморандум немецких теологов от 1970 года, в котором, в частности, предлагается отменить правило целибата для католических священников. Среди авторов этого документа значился и Йозеф Ратцингер - с тех пор, однако, изменивший свои взгляды.
Дискуссия о необходимости сохранения обета безбрачия для католических священников не нова. С новой силой она разгорелась в 2010 году (ставшем, по мнению некоторых наблюдателей, настоящим annus horribilis - "ужасным годом" - для католической церкви в Германии). Именно в прошлом году вскрылись многочисленные случаи сексуальных домогательств преподавателей-священников к ученикам в католических школах. И хотя скандал со временем также затронул элитные светские образовательные учреждения, для церкви, по большому счету, это уже ничего не меняло. К тому же выяснилось, что преступления преподавателей замалчивались так долго, что уже не подлежат наказанию за истечением срока давности. Все это имело крайне негативные последствия.
Появились сообщения о выходе верующих из церкви. Социологический опрос, проведенный в марте 2010 года популярным немецким журналом Stern, показал, что почти каждый пятый немецкий католик (19 процентов) готов покинуть церковь из-за скандалов с растлением несовершеннолетних. Согласно соцопросу ARD-Deutschlandtrend центрального общественно-правового немецкого телевидения, 87 процентов респондентов согласились с утверждением, что целибат уже не соответствует духу времени. Лишь 9 процентов заявили, что считают существование целибата осмысленным. При этом, однако, 88 процентов опрошенных заявили, что не считают домогательства и жестокое обращение с детьми характерным только для церковных учреждений.
Католическая церковь, оказавшаяся в кризисной ситуации, принялась исправлять ситуацию быстро и энергично. Была открыта горячая телефонная линия и запущен специальный сайт для всех жертв священников-педофилов. Пострадавшим были обещаны денежные компенсации. Руководство берлинской гимназии Канизиус, с которой, собственно, и начался скандал, выделило 205 жертвам преподавателей в общей сложности миллион евро. Сумма, правда, была сочтена недостаточной, и бывшие ученики потребовали увеличить ее в 16 раз. Наконец, в ноябре 2010 года Конференция немецких епископов и Центральный комитет немецких католиков (организация, объединяющая католиков-мирян) объявили о начале консультаций по вопросу о выходе из кризиса, в котором оказалась церковь.
Эти консультации, однако, пока не принесли каких-либо ощутимых результатов. Вероятно, поэтому за дело взялись политики. В конце января 2011 года представители правящей в ФРГ партии Христианско-демократический союз (ХДС) направили немецким епископам открытое письмо, в котором потребовали разрешить женатым мужчинам становиться священниками. Письмо, в частности, подписали спикер бундестага Норберт Ламмерт и министр по делам образования и науки Анетта Шаван. Речь идет о так называемых "испытанных мужах", или Viri probati, женатых мирянах. В католической традиции они и раньше за примерный образ жизни могли быть допущены до низшей степени священства и стать диаконами. Теперь политики от ХДС предложили допустить "испытанных мужей" до второй степени священства.
Хотя данное предложение затрагивает тему целибата, оно не связано напрямую со скандалом вокруг сексуальных домогательств. Политиков из ХДС, в первую очередь, беспокоит ситуация на местах, вызванная нехваткой священников. Если в 1960 году в Германии насчитывалось около 15500 католических священников, то к настоящему времени их число сократилось почти вдвое до 8500. В 2008 году в священники были рукоположены 100 человек, а в начале 90-х их ежегодно было около 300. Приходится объединять оставшиеся без священников приходы с теми, где священник имеется. В результате образуются громадные так называемые "XXL-приходы", священники "перегреваются", разрываются на части и все равно не могут успеть ко всем, связь с паствой теряется.
Отмена обязательного целибата, по мнению политиков из ХДС, должна не только помочь восполнить нехватку священников за счет "испытанных мужей", но и дать молодым людям, которых пугает обет безбрачия, дополнительный стимул становиться священниками. "Те, кто железной хваткой держится за устарелый целибат, с открытыми глазами ведут приходы к пропасти, когда о спасении душ верующих некому будет заботиться", - прокомментировал ситуацию спикер бундестага Норберт Ламмерт на страницах издания Zeit.
Католическая церковь, со своей стороны, встретила предложение политиков от ХДС в штыки. Глава конференции немецких епископов Роберт Цоллич отметил, что инициатива не нова и мало продуктивна. Кардинал курии Вальтер Брандмюллер расценил предложение как персональное оскорбление, брошенное подавляющему числу католических священников, которые приняли и честно блюдут обет безбрачия. "В конце концов, это оскорбление самого Иисуса Христа", - заявил Брандмюллер. По его словам, политики вообще не имеют никакого права обсуждать подобные внутрицерковные темы.
Но резкая отповедь не снизила накал дискуссии, скорее напротив. В начале февраля с декларацией под названием "Церковь 2011: необходимость прорыва" выступили около 150 из 400 немецких католических теологов, потребовав проведения скорейших реформ в католической церкви. Отмечается, что это стало самым громким выступлением немецких теологов с критикой Ватикана за последние 22 года (в 1989 году 220 преподавателей теологии приняли так называемую "Кельнскую декларацию" против авторитарной политики Иоанна Павла II). При этом отмечается, что подписантов декларации о необходимости прорыва было бы еще больше: по некоторым данным, некоторые преподаватели, разделяющие изложенные в документе идеи, не стали его подписывать из-за опасения санкций со стороны церкви.
В декларации теологи заявляют о тяжелом кризисе, в котором оказалась католическая церковь Германии в результате скандала, связанного с сексуальным растлением несовершеннолетних. Однако это не главное: "Глубокий кризис нашей церкви требует, чтобы мы говорили также о проблемах, напрямую не связанных с домогательствами и случаями их замалчивания. Как преподавательницы и преподаватели теологии мы больше не можем молчать и считаем своим долгом внести свой вклад в настоящее обновление церкви: 2011 год должен быть годом прорыва. В прошлом году католическую церковь покинуло столько верующих, сколько не было никогда раньше. Церковь должна понять значение произошедшего и сама освободиться от закостеневших структур, чтобы вновь обрести доверие и жизненные силы".
"Церковь не является самоцелью, - продолжают авторы декларации. - Ее задача - донести до людей освобождающего и любящего бога Иисуса Христа, и добиться этого она сможет только в том случае, если сама станет одновременно и местом, и достойным доверия посредником для передачи евангельского послания. В обращении с людьми как в церкви, так и вне ее, она должна исходить из признания и поддержания свободы человека как божьего творения". Для достижения этих целей теологи, в частности, предлагают отменить обязательный обет безбрачия, допустить женщин к священству и доверить прихожанам право участвовать в выборах епископов, а также положить конец "моральному ригоризму": меньше строгости, больше сострадания, любви и прощения.
Теологи, впрочем, не требуют отмены или запрета целибата. Как отметил в этой связи председатель Центрального комитета католиков мирян Штефан Веспер, речь идет лишь о том, чтобы в католической церкви появились женатые священники. К слову, Центральный комитет выступил с подобной инициативой еще в 1994 году. Целибат при этом, по мнению Веспера, может остаться, так как наличие священников, отказавшихся от брака ради служения, крайне важно для церкви, должна лишь исчезнуть обязательная на сегодня связь: священник - целибат. Подобные меры не только помогут побороть нехватку священников, но и восстановят влияние церкви и ее связь с прихожанами. Что касается женщин, то их планируется допустить до нижней ступени священства, а именно дать возможность становиться дьяконами.
Иными словами, декларация теологов по смыслу и содержанию довольно близка к открытому письму, направленному немецким епископам политиками от ХДС. Особый резонанс этим документам придала публикация газетой Sueddeutsche Zeitung меморандума девяти немецких теологов от 9 февраля 1970 года, в котором они, упоминая о "вызывающей крайнее беспокойство ситуации в церкви", ставят под вопрос обязательность целибата для католических священников. Этот меморандум, содержание которого, как отмечает издание, можно назвать сенсационным, среди прочих подписал не кто иной, как Йозеф Ратцингер, нынешний папа Римский Бенедикт XVI.
Тем не менее, говорить о том, что католическая церковь в Германии полным ходом движется к скорой отмене обязательного обета безбрачия, все же не приходится. Тот же самый Ратцингер еще в 1977 году написал: "Если целибат не будет обязательным для всех священников, а будет зависеть от персонального выбора, он потеряет свою теологическую сущность. Его значимость исчезнет, и он будет рассматриваться как обыкновенное чудачество". Аргументы защитников целибата порой не менее убедительны, чем у сторонников его отмены. Обозреватель Spiegel Матиас Матусек, известный как ревностный католик, опубликовал несколько статей, подвергнув резкой критике "капитулянтские настроения" в некоторых католических кругах, представители которых, по его словам, готовы на любые уступки, лишь бы соответствовать требованиям современности.
"Да, церкви пустеют. Однако у протестантов этот процесс принимает куда большие масштабы. И это при том, что у протестантов есть фактически все, что какой-нибудь "реформатор католической церкви снизу" пытается сейчас предложить: женщины-священники, женатые и разведенные епископы, священники-гомосексуалисты, никакой централизации, никакого папы в тиаре и облачении, полная демократия… Вместо того чтобы превращаться в плохую копию лютеран, лучше оставаться католическим оригиналом", - пишет Матусек. Целибат, по словам журналиста, крайне важен, потому что это Знак. "Знак, отличающий католического священника от его протестантских коллег и указывающий, что человек сознательно выбрал монашеское существование и вместе с ним мир, который противостоит нашему мещанскому миру. Целибат - это провокация… Но мы должны быть благодарны священникам за то, что они ежедневно указуют нам на то, что в жизни есть более важные вещи, чем набивать себе брюхо".
При этом Матусек обратил внимание на некий парадокс. В то время как ни у кого не вызывает нареканий, что любимый и популярный на Западе Далай-лама соблюдает обет безбрачия, о целибате католических священников говорят как о чем-то противоестественном. Со своей стороны, католический священник Вольфганг Пикен в беседе на радио Deutschland Funk указал на еще одну особенность целибата, которая может помешать женатому человеку стать священником. По его словам, принимая обет безбрачия, священник следует Христу в том смысле, что обязуется служить всем людям одинаково. Между тем для женатого семейного человека интерес его семьи волей - неволей всегда оказывается на переднем плане, а нужды остальных - на втором.
Иными словами, дебаты по вопросу целибата настолько сложны, что порой кажутся бесперспективными. Суть сегодняшнего конфликта в Германии можно, кажется, выразить следующим образом: миряне говорят о нехватке близких им и внушающих доверие священников, а церковь жалуется на нехватку верующих, потому что вместо усилий на поддержание своей веры многие предпочитают заниматься сторонними вопросами и дискутировать о целибате священников. В какой-то степени правы и те и другие.