Экономика
20:15, 9 февраля 2011

Верните наши трубы Вильнюс объявил войну "Газпрому"

Власти Литвы потребовали смены руководства газовой компании Lietuvos Dujos, на 37 процентов принадлежащей российскому "Газпрому". Ранее Вильнюс уже пожаловался на "Газпром" в Еврокомиссию, заявив, что российская компания "наказывает" Литву высокой ценой на топливо за выполнение европейских инициатив по либерализации газового рынка. Впрочем, помочь Вильнюсу Еврокомиссия не в силах, поскольку из-за бюрократических сложностей не получила от Совета Евросоюза внешнеполитических полномочий в области энергетики.

В конце декабря 2010 года "Газпром" сообщил о принципах ценообразования на топливо для стран Прибалтики. Выяснилось, что в 2011 году Латвия и Эстония могут получить скидку на стоимость газа в 15 процентов, если повысят объем импорта топлива до уровня 2007 года. Если объем закупок будет ниже, то, соответственно, уменьшится и предоставляемая скидка. При этом руководство концерна заявило, что снижения стоимости газа для Литвы в следующем году не предусмотрено.

Вильнюс, который весь прошлый год трепал нервы российским газовикам, обиделся, посчитав, что его не только пнул "Газпром", но и проигнорировали соседи. В итоге почему-то пострадала Латвия: литовские парламентарии раскритиковали соседа за намерение построить в Риге - якобы в интересах "Газпрома" - терминал для импорта сжиженного газа.

Энергодиалог России и Литвы не ладится с того самого момента, как "Газпром", единственный поставщик газа в регионе, в 2007 году перешел на поставки газа Прибалтике по европейским ценам. В результате Литва, чей газовый рынок вдвое превышает объединенные рынки Латвии и Эстонии, платит одну из самых высоких цен за газ в ЕС, потребляя около 3 миллиардов кубометров газа в год. Это, как несложно догадаться, не нравится Вильнюсу.

В марте 2009 года Евросоюз договорился о либерализации энергетических рынков и обязал газовые гиганты отделить производство от распределительных сетей, чтобы повысить их конкуренцию с более мелкими участниками отрасли ("третий энергопакет" ЕС). Новые правила вступают в силу в марте этого года, еще два года даются на переходный период. Это решение Брюсселя придало новый импульс конфликту Литвы и "Газпрома".

В июле 2010 года парламент Литвы рассмотрел законопроект о разделении национального газового концерна Lietuvos dujos на два предприятия (транспортную и торговую компании) не позднее марта 2012 года. Такую возможность предусматривает принятый "третий энергопакет" ЕС - хотя документ содержит множество вариантов разделения поставок и транспорта газа, но Вильнюс выбрал самый жесткий вариант, то есть принудительное выделение транспортировки газа из структуры Lietuvos dujos и перевод ее под контроль государства.

Свои действия Вильнюс объяснил необходимостью допустить на рынок топливо, конкурирующее с газпромовским. Литва рассматривала сразу несколько возможностей "раскрытия" своего рынка. Во-первых, избавлению Вильнюса от монополии "Газпрома" мог помочь газопровод-перемычка с Польшей. Во-вторых, Литва намеревалась построить у себя СПГ-терминал (тот самый, который теперь, к неудовольствию соседа, пытается организовать у себя Латвия). При этом в правительстве Литвы утверждали, что, не выделив транспортировку газа, строить терминал нет смысла, поскольку государство не управляет трубой.

Несложно догадаться, что "Газпром" и немецкий концерн E.ON Ruhrgas (на двоих им принадлежит 76 процентов Lietuvos Dujos) были в ярости. В августе премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс и министр энергетики Арвидас Секмокас заявили, что в правительство поступило письмо "Газпрома", в котором говорилось о возможности подачи иска в международный арбитраж. При этом Секмокас заявил, что письмо можно трактовать "как давление большой компании на маленькую страну". На это премьер-министр России Владимир Путин в ноябре 2010 года ответил, что попытки Вильнюса разделить Lietuvos Dujos могут восприниматься как "разбой". По словам премьера, российская компания приобрела часть этого актива на законных основаниях, а теперь "Газпром" из Литвы "выбрасывают".

"Литовское правительство прямо не говорит: нам не нравится пребывание 'Газпрома' на литовской земле, мы выкупаем проданные вам акции и расстаемся. Я могу лишь сожалеть, что не удается наладить диалог с правительством Литвы, поскольку эта страна является для нас важным транзитным звеном", - пояснял формат возможных переговоров зампред правления монополии Валерий Голубев. Таллин, кстати, повел себя в ситуации, аналогичной литовской, именно таким образом. В начале года власти Эстонии обратились в компанию Eesti Gaas (часть принадлежит "Газпрому") с предложением выкупить ее магистральные газопроводы.

И один в поле воин

Литва же перешла в очередное наступление. В конце января 2011 года Вильнюс, проигнорировав арбитраж, подал жалобу в Еврокомиссию с требованием начать расследование в отношении российского газового монополиста. Российский концерн Литва обвинила в злоупотреблении доминирующим положении на рынке. В ответ "Газпром" заявил, что действует на рыночных условиях и не нарушал законодательство Литвы. Представитель концерна также отметил, что удивлен решением Вильнюса подать жалобу, так как "Газпром" уже много лет является единственным поставщиком газа в Литву. В случае доказательства вины "Газпрому" грозит оборотный штраф, но когда именно будет рассмотрено дело, неизвестно.

Свою жалобу Литва подала в канун саммита Совета ЕС 4 февраля, в ходе которого главы стран Евросоюза планировали рассмотреть два ключевых вопроса, связанных с энергобезопасностью Европы: создание единого энергетического рынка и единая внешняя энергополитика в отношении третьих стран. На саммите глав государств и правительств ЕС премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс требовал от коллег обуздать "Газпром" с помощью "европейской солидарности". На это президент ЕС Херман Ван Ромпей мягко заявил, что российская энергетическая политика заслуживает отдельного обсуждения.

Итоги саммита для Литвы оказались неутешительными. На словах лидеры стран ЕС согласились с тем, что через 5 лет в Евросоюзе не должно остаться ни одной страны с изолированной энергосистемой, но на деле Совет ЕС отложил создание единого рынка газа с 2012 на 2014 год, а также не дал Еврокомиссии внешнеполитических полномочий в области энергетики и денег на общеевропейские энергопроекты. Эти документы даже не рассматривали, хотя Еврокомиссия предполагала получить их одобрение в феврале 2011 года.

Обозреватель газеты "Московские новости" Алексей Гривач утверждает, что идея создания единого энергорынка завязла в бюрократических сложностях в самой Европе. Брюссель, пролоббировав создание единого рынка, так и не смог разработать и согласовать необходимые для его работы документы. В результате страны ЕС сдвинули дедлайн на два года. При этом формально сроки запуска свободного рынка в 2012 году, прописанные на законодательном уровне, никто не отменял. Опять-таки из-за бюрократических препон.

Решение ЕС стало хорошей новостью для России, которую ЕС обещал привлечь к разработке документов по единому рынку, и плохой - для Литвы. Страны ЕС не спешат расставаться с правом самостоятельно вести переговоры о поставках газа, а поэтому обещания Еврокомиссии контролировать переговоры Вильнюса с Москвой от имени всех стран ЕС оказались несколько преждевременными. Более того, европейские бюрократы поставили Литву, поторопившуюся с "национализацией", в незавидное положение телеги, оказавшейся впереди лошади. Но Вильнюс даже сейчас не намерен идти на мировую с "Газпромом".

8 февраля министерство энергетики Литвы потребовало отставки генерального директора Lietuvos Dujos Виктораса Валентукевичуса за то, что он, по мнению министерства, не смог договориться с "Газпромом" о ценах на 2011 год. Власти Литвы намерены уволить из компании и других топ-менеджеров, в том числе Валерия Голубева и Кирилла Селезнева, которые также являются членами правления "Газпрома".

Кто именно будет увольнять этих сотрудников Lietuvos Dujos, впрочем, неизвестно. Явно не "Газпром" и не E.ON Ruhrgas. Той же доли в Lietuvos Dujos, которая принадлежит самой Литве, для этого явно не хватит.

< Назад в рубрику