Каждый год в феврале в США проходит матч за Суперкубок по американскому футболу, известный как "супербоул" (Superbowl). Миллионы жителей страны пристально следят за матчем, причем не только из-за самого спортивного действа, но и ради рекламных роликов, которые традиционно транслируются в перерывах. "Лента.ру" отобрала лучшие супербоул-ролики, связанные с миром информационных технологий.
Основными рекламодателями во время матча за Суперкубок в очередной раз стали пивные и автомобильные компании, а также производители прохладительных напитков (Coca-Cola, Pepsi, Brisk). Однако были там и довольно неожиданные, с точки зрения российского зрителя, ролики. Так, ИТ-рекламодателей Суперкубка можно условно разделить на две категории: во-первых, это производители гаджетов и магазины электроники, а во-вторых, интернет-компании.
Главным и, пожалуй, самым неоднозначным "гаджетовым" роликом, показанным 6 февраля, стала реклама смартфона Sony Ericsson Play.
Ролик, набравший на YouTube уже почти миллион просмотров, посвящен новинке японско-шведской компании, которая должна поступить в продажу в ближайшее время. Собственно, слухи о выходе Play ходили в Сети уже не один месяц, однако официально Sony показала новинку лишь в феврале.
Поясним содержание ролика: зеленый человечек - это оживший логотип операционной системы Google Android. Именно на ее базе работает смартфон. По задумке создателей, андроиду приделали два больших пальца, которыми тот наконец сможет воспользоваться для игр на смартфоне. Сам Play позиционируется как первый игровой Android-смартфон.
Однако ассоциация с нелегальной операцией по трансплантации органов, хитро улыбающиеся лица азиатов, серо-черная цветовая гамма и зловещая музыка - наверное, все же слишком сложный "замес" для широкой аудитории. Недаром самый популярный комментарий к ролику на YouTube можно примерно перевести как: "самый ужасный, ***, ролик из тех, что я когда-либо видел, но смартфон все равно хочу".
Естественно, ролики бывают и нейтральными, рассчитанными на более широкую, а не только молодежную или "гиковскую" аудиторию. Например, вот такой ролик планшета Motorola Xoom, про который уже писала "Лента.ру".
В этом ролике, получившем трудно переводимое на русский язык название Empowering people (приблизительно можно перевести как "мотивируя людей"), предложен новый принцип разделения общества: на толпу "в белых наушниках" (владельцы устройств Apple) и всех остальных, "свободных" пользователей. Также в нем показывают, как можно использовать планшет: в дороге для чтения книг, работы в Сети или ориентировании при помощи карт Google Maps.
С основной идеей ролика все более-менее понятно: "Планшет, который позволяет изменить мир к лучшему". Но в ролике заложена и еще одна шпилька в адрес Apple. На восьмой секунде видно, что главный герой читает книгу Оруэлла "1984". А это прямая отсылка к ролику компьютеров Apple Macintosh, вышедшему тоже во время матча за Суперкубок, но в 1984 году. Тогда Apple позиционировала себя как борца с системой. Теперь, 27 лет спустя, именно компания Джобса стала "Большим Братом" в глазах конкурентов.
В завершение первой части коснемся ролика сети магазинов электроники Best Buy.
Его главные герои - нестареющий Оззи Осборн и молодой канадский исполнитель Джастин Бибер, пользующийся особой популярностью у североамериканских девочек-подростков. Такое странное сочетание действующих лиц призвано одновременно привлечь и молодую, и более взрослую аудиторию. Однако в итоге получилось довольно странное произведение, основной шуткой в котором стала фраза Оззи: "What's a Bieber?" (Что такое "бибер"?).
Если говорить о самом предложении Best Buy, то оно довольно интересно. Ритейлер решил подшутить над постоянной "гонкой" за новыми технологиями и предложил своим покупателям новую схему, в рамках которой они могут обменять свой старый гаджет на более продвинутый новый за дополнительную плату. Однако, как подробно описала газета USA Today, эта программа имеет много дополнительных условий, которые сделают ее не слишком привлекательной для владельцев подержанных устройств.
Так, для участия в ней владельцу, например, ноутбука придется заплатить 70 долларов. А при возврате ноутбука через год он сможет претендовать лишь на 40 процентов от уплаченной за него стоимости. Да и то лишь в том случае, если ноутбук находится в идеальном состоянии. Что и говорить, в России ноутбук, приобретенный год назад, старым считать по меньшей мере странно.
В настоящее время США переживают самый настоящий бум интернет-компаний. Многие аналитики отмечают, что надувается очередной "доткомовский" пузырь, который непременно лопнет. Однако пока что названия таких сервисов, как Facebook, Twitter или Groupon, усыпают обложки и страницы журналов и постоянно мелькают на экранах телевизоров.
Для этого обзора были отобраны два ролика. Первый из них - реклама сервиса коллективных покупок Groupon, недавно отказавшегося от многомиллиардной сделки с Google.
Здесь известный актер Тимоти Хаттон рассказывает о том, как он с помощью Groupon получил скидку на ужин в ресторане тибетской кухни. Но при этом в 30-секундном ролике интернет-компания умудрилась оскорбить часть жителей США. Хаттон упоминает там, что жители Тибета находятся в беде, а их культура - в опасности. "Однако, несмотря на это, они по-прежнему готовят вкуснейшее рыбное карри", - заключает актер. Неудивительно, что столь легкомысленный подход к тибетскому вопросу вызвал возмущение в США - достаточно вспомнить про протесты сторонников независимости страны, которыми сопровождались Олимпийские игры 2008 года в Пекине.
Волна возмущения была столь сильной, что представитель компании обратился к пользователям через свой официальный блог. В частности, он отметил, что Groupon впервые за два года разместил рекламу в телеэфире, и пообещал, что компания передаст до 100 тысяч долларов в благотворительный фонд Tibet Fund. Это, конечно, благородно, но, учитывая, что за показ ролика компания заплатила около трех миллионов долларов, сумма пожертвования кажется низковатой.
И наконец, перейдем к главным ИТ-роликам на американском ТВ. Речь идет о рекламе регистратора доменных имен GoDaddy.com. Да-да, именно регистратора. Как ни странно, в США этот бизнес приносит компании столь большие деньги, что она может позволить себе потратиться на рекламу на ТВ.
Очевидно, что на американском телевидении не могут показать обнаженную натуру. Поэтому зрителей, которые хотят ознакомиться с полной версией ролика, приглашают на сайт регистратора, чтобы посмотреть версию "без купюр", а также заодно прикупить парочку доменов.
Глядя на все это разнообразие, так и представляешь себе новогоднюю ночь на "Первом канале", очередные, 45-е по счету "Старые песни о главном" и рекламу какого-нибудь регистратора с девушками в кокошниках, предлагающими купить домен в зоне .РФ: "Только сегодня, специальная акция!"