Новости партнеров

Первый плюс пятый

Зачем Юрий Ковальчук купил часть главного телеканала страны?

В начале февраля премьер-министр России Владимир Путин приехал на Первый канал, чтобы поздравить его руководителя Константина Эрнста с наступающим 50-летием и заодно поболтать с сотрудниками канала о жизни. Через несколько дней стало известно, что 25 процентов акций главной государственной медиатрибуны купил Юрий Ковальчук, которого деловая пресса из года в год называет "другом" премьер-министра.

В упрощенном виде схема владения Первым каналом в последнее десятилетие выглядела так: 49 процентов телекомпании были во владении Романа Абрамовича, остальные ценные бумаги - у государства. На деле все было немного сложнее (доля Абрамовича была распределена между несколькими фирмами), но суть от этого не меняется: именно владелец "Челси" был главным частным акционером канала.

В политику Абрамович не лез: как заявлял в интервью "Коммерсанту" Джон Манн, представитель Millhouse, управляющей активами бизнесмена, структуры Абрамовича не вкладывали в канал деньги, стабильно получали дивиденды, а на собраниях акционеров пакетом Абрамовича часто по доверенности голосовал Константин Эрнст.

Зачем Абрамовичу понадобился медиаактив, не было понятно все 2000-е годы. Хотя с точки зрения бизнеса покупка части телеканала была вполне успешной операцией: 49 процентов акций Первого были приобретены у Бориса Березовского за 175 миллионов долларов, а 25 процентов проданы (если верить тому же "Коммерсанту") за 150 миллионов.

Правда, оценка четверти главного российского телеканала в 150 миллионов долларов вызывает довольно много вопросов. Ведь такая сумма означает, что весь канал стоит 600 миллионов долларов. Для сравнения, группу CTC Media (CTC, ДТВ, "Домашний") трейдеры на фондовой бирже в Нью-Йорке оценивают более чем в три с половиной миллиарда долларов. Так что либо оценки источников "Коммерсанта" занижены, либо "Национальной медиагруппе" Юрия Ковальчука удалось каким-то образом сбить стоимость Первого.

Впрочем, о том, что Ковальчук умеет купить какой-либо актив задешево, а потом сделать на нем "большой бизнес", СМИ пишут уже не первый год. В 2008 году Forbes привел хороший пример такого рода - сделку по страховой компании "Согаз".

В 2004 году "Газпром" решил избавиться от своего непрофильного актива и продал "Согаз" за 1,7 миллиарда рублей. Основным владельцем компании стали структуры Ковальчука. После этого за два с половиной года "Согаз" принес владельцам 7,5 миллиарда рублей чистой прибыли и 50 миллионов долларов дивидендов.

В конце 2000-х годов Ковальчук, который интересовался совершенно разными видами бизнеса - от банковского и страхового до медийного - сосредоточился на построении медийной империи, базой для которой стал "Пятый канал": единственный федеральный телеканал, вещающий не из Москвы.

Национальная медиагруппа

На сайте НМГ сказано, что она была образована в феврале 2008 года путем слияния медийных активов "Согаза", "России", "Сургутнефтегаза" и владельца "Северстали" Алексея Мордашова. В холдинг попали "Пятый канал", Рен-ТВ и газета "Известия".

Практически сразу после того, как был создан холдинг, стало понятно, что он будет расширяться. Уже летом 2008 года сообщалось, что НМГ приобрела неконтрольный пакет акций в издательском доме "Ньюс медиа", выпускавшем тогда таблоиды "Жизнь за всю неделю" и "Твой день".

Кроме того, НМГ активно сближалась с Первым каналом. В 2009 году контракт на продажу рекламы на "Пятом" и Рен-ТВ получила компания "Видео Интернешнл", основным партнером которой являлся Первый канал. А в середине 2010 года структуры Ковальчука купили саму "Видео Интернешнл" и, таким образом, стали сами продавать рекламу на Первом. Именно из рекламы, реализуемой ВИ, формируется основная часть выручки Первого.

Примечательно, что в том же 2010 году ВИ пришлось отказаться от предоставления своих услуг целому ряду телеканалов из-за антимонопольных поправок в закон "О рекламе". ВИ отказалась от продажи рекламы на телеканалах ВГТРК, поменяла условия сотрудничества с СТС (теперь ВИ не реализует эфирное время, а является подрядчиком без права участия в переговорах по цене на рекламу), но с Первым контракт был продлен.

Дальше сотрудничество НМГ с главным телеканалом страны только укреплялось. В ноябре 2010 года на "Пятый" в качестве консультантов были приглашены заместитель руководителя дирекции информационных программ Первого Алексей Бродский и несколько других менеджеров. Уже в декабре Бродский стал гендиректором "Пятого канала", после чего телеканал начал активно меняться.

Все это давало повод для слухов о вхождении структур Ковальчука в структуру акционеров Первого канала. Особенно активно эти слухи стали распространяться после скандальной публикации газеты "Ведомости". Издание еще в ноябре написало, что Абрамович, возможно, избавился от своей доли в Первом. Поводом для этого стало изучение структур, на которые зарегистрированы акции телеканала, в частности компаний "Растрком 2002" и "Эберлинк 2002". Их гендиректором оказалась однокурсница Владимира Путина по юридическому факультету Ленинградского университета Елена Сорокина.

Представителям Абрамовича пришлось даже давать специальное интервью "Коммерсанту", чтобы опровергнуть статью "Ведомостей". Джон Манн тогда рассказал, что Елена Сорокина работает на бизнесмена, потому что на юрфаке ЛГУ много хороших юристов, и что никому свою долю Абрамович продавать не собирается. Правда, в интервью есть один тонкий момент: когда журналистка Арина Бородина спросила Манна, что будет, если государство ("президент или премьер-министр", уточнила она) попросят Абрамовича продать свой пакет, тот ответил: "Тогда будет произведена их рыночная оценка, и они будут проданы".

Настал ли в феврале 2011 года такой момент, когда Абрамовича "попросили", или он сам решил продать часть своего актива, неизвестно - и вряд ли когда-нибудь станет известно. Однако понятно, что за сделкой все равно будут так или иначе видеть "руку Путина". Обозреватель Forbes Константин Гаазе уже написал, что сделку стоит воспринимать как подготовку к выборам 2012 года, особенно учитывая возможное противостояние Путина и Медведева.

Так это или не так, уже в ближайшем будущем покажет "Время": именно по освещению политических новостей на телеканале станет понятно, насколько изменится политика Первого с приходом Национальной медиа группы. В самой НМГ сделку объясняют исключительно рыночными мотивами: источники "Коммерсанта" в компании утверждают, что холдингу просто некуда было деть свободные средства, полученные от продажи компании "Национальные телекоммуникации", а тут как раз подвернулась сделка с Абрамовичем.

Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире
Экономика00:0316 декабря

Высокое напряжение

Этот рынок создал Илон Маск. Теперь ради миллиардов его теснят конкуренты
13:5518 декабря