Интернет и СМИ
17:16, 11 февраля 2011

Мастера короткого жанра Что на самом деле произошло с "женщиной-членом"

Несколько дней назад "Лента.ру" опубликовала колонку, посвященную одному из недавних выпусков телепрограммы “Жить здорово” с Еленой Малышевой”, в которой некую женщину креативно превратили в фаллос для того, чтобы объяснить преимущества обрезания. В колонке также упоминались ведущие с радиостанции "Серебряный дождь" Михаил Козырев и Фекла Толстая, которые взяли интервью у героини необычной демонстрации и слегка поиздевались над ней.

Текст вызвал живой отклик у читателей, причем тон комментаторов, оценивающих Малышеву, Козырева и Толстую, был преимущественно негативным. На следующий день после появления колонки выяснилось, что описанные в ней события были срежиссированы - радиоэфир точно, а телевизионное шоу - с высокой вероятностью. Но парадокс заключается в том, что этот факт не снижает градуса произошедшего, а, скорее, только усиливает его. Но обо всем по порядку.

Торжество натурализма

Ставший хитом в интернете выпуск программы "Жить здорово" был показан по "Первому каналу" утром 27 января. Ведущая Елена Малышева рассказывала зрителям о глубоком гигиеническом смысле некоторых иудейских обрядов – обрезании, омовении рук и кашруте (тот факт, что эти предписания у иудеев носят исключительно религиозный характер, ведущая не упоминала). Говоря об обрезании, Малышева подчеркивала, что эта процедура позволяет обезопасить младенцев от некоторых тяжелых заболеваний. Чтобы зрители смогли сами убедиться, как просто путем удаления крайней плоти победить вредоносные инфекции, ведущая провела очень творческую демонстрацию с привлечением помощницы из зала.

В качестве помощницы Малышева выбрала женщину в свитере с высоким воротником – он послужил аналогом крайней плоти, а вся остальная женщина представляла собой половой член младенца. Голову добровольной модели полностью закрыли воротником и посыпали конфетти, которые, как и вредоносные бактерии, забились в многочисленные складки свитера. Затем Малышева ловко отрезала воротник свитера, а заодно и клок волос с головы женщины, навсегда обезопасив ее от микробов.

Вечером того же дня ведущие программы "Мишанина" на "Серебряном дожде" Михаил Козырев и Фекла Толстая взяли интервью у новоиспеченной актрисы. Женщина по имени Лена пожаловалась им на свои горести - после эфира над сыном начали смеяться одноклассники, а сама она боится идти на родительское собрание. Слова Лены звучали убедительно - тон и выражения женщины казались очень естественными для человека ее социального круга (Лена рассказала, что регулярно снимается в массовках различных телепередач за деньги).

Другие СМИ начали активно раскручивать тему Лены и странных способов наглядного представления медицинских процедур на телевидении и даже делать из произошедшего далеко идущие выводы. Но был в ситуации с Леной один не до конца ясный момент, который делал смысл произошедшего не столь очевидным. На передачах, подобных шоу Малышевой, обычно не бывает случайных зрителей – все гости студии набираются заранее, а участники, выходящие на сцену, как минимум осведомлены о том, что с ними будут делать, а как максимум пару раз отрепетировали свой будущий бенефис. Подробнее о том, что представляет собой жизнь профессионального "массовика", можно прочитать, например, здесь или здесь.

Подозрения, что Лена заранее знала о том, какая операция будет над ней произведена, автору подтвердили источники, близко знакомые со съемочным процессом на "Первом". В частности, они рассказали, что красивый свитер, пострадавший при "обрезании", был реквизитом – так что либо женщина соврала радиоведущим (Козыреву и Толстой она сообщила, что свитер был ее собственный, специально надетый для съемок), либо само интервью с ней было розыгрышем. Но Лена, выступавшая на "Серебряном дожде", настолько соответствовала образу "массовика", сложившемуся в головах людей, что первый вариант представлялся даже более вероятным. Тем более что Миша и Фекла в конце передачи не раскрыли обман, что казалось нелогичным - какой смысл устраивать розыгрыш, если никто не узнает, что он имел место?

Разоблачение

На следующий день после того, как "Лента.ру" опубликовала колонку о Елене Малышевой, Лене и ее выступлении на радио, Михаил Козырев на своей странице в Facebook сообщил, что интервью с "женщиной-членом" все-таки было розыгрышем, придуманным за 15 минут до эфира. Автор связался с Михаилом и попросил его объяснить, как и зачем придумывалась "подстава" с "Леной".

Козырев рассказал следующее: "Передача Малышевой с демонстрацией обрезания – квинтэссенция абсурда, совершенно отвратительная, хотя, увы, не выбивающаяся из общей мерзости официального телевидения. Нам было ясно, что на нее надо как-то прореагировать, простебаться над всем этим, и мы решили, что самым актуальным будет звонок "пострадавшей". Так как наш эфир был в тот же день, мы не успели вызвонить участницу, и я предложил устроить мистификацию. В роли Лены (на самом деле, мы не знаем, как зовут ту женщину) выступила наш музыкальный директор Оксана. Я очень люблю подобные розыгрыши и часто их делаю - например, мы выпускали в эфир интервью с Нилом Армстронгом, в котором он рассказывал, что встретил на Луне Джеймса Брауна".

Михаил Козырев. Фото с сайта moskva.fm
Lenta.ru

Удивительную достоверность интервью с "Леной" Михаил объяснил тем, что он и его коллеги по роду деятельности много общаются с людьми, которые ходят на массовки в телевизионные шоу, и хорошо знакомы с их психологией. Все сюжетные повороты разговора - про купон в неизвестный магазин одежды в качестве компенсации за свитер, про сына и родительское собрание также придумали ведущие. Целью шутки, по словам Козырева, была эскалация абсурда, и ни у него, ни у Феклы Толстой не было желания поиздеваться над прототипом Лены. "К людям, которые соглашаются, чтобы с ними проделывали такие вещи, я отношусь с пониманием. Куда хуже мое мнение о тех, кто придумал низвести человека до фрагмента плоти для того, чтобы проиллюстрировать древний гигиенический обряд. Это просто отвратительно", - подчеркнул Козырев.

"Мы рассчитывали на то, что аудитория интуитивно догадается, что это розыгрыш, поэтому никак не прогнозировали никакой особой реакции - ни со стороны слушателей, ни со стороны федеральных каналов. Я был уверен, что ни один из них не отреагирует на интервью просто потому, что сценка с обрезанием была заранее тщательно подготовлена и авторам передачи абсолютно все равно, что будет о ней сказано на радиостанции "Серебряный дождь", - объяснил Козырев. И, тем не менее, многие "повелись" на этот розыгрыш.

"Лента.ру" попыталась узнать, действительно ли сценаристам и режиссерам передачи "Жить здорово" безразлично, какую реакцию она вызывает. Общение с пресс-службой "Первого канала" ни к чему не привело – ее сотрудники попросили отправить им письменный запрос, и на этом контакты прервались. Сама Елена Малышева комментировать шум, поднявшийся вокруг ее передачи, отказалась, заявив, что устала отвечать на бесконечные вопросы по этому поводу. Более того, Елена Васильевна выразила недоумение повышенным интересом журналистов к эпизоду с обрезанием: "Нечего тут комментировать - вся ситуация придумана", - заявила она, что бы это ни значило.

Итак, по всей видимости, история "Лены", начиная с ее появления в передаче "Жить здорово" и заканчивая интервью "Серебряному дождю", полностью придумана. И, тем не менее, огромное количество людей приняло постановочную сцену у Малышевой и фальшивое интервью на "Серебряном дожде" за чистую монету. Люди совершенно искренне возмущались тем, как обошлись с Леной, и признавались, что ни за что бы не хотели оказаться на ее месте. Впрочем, некоторые участники дискуссии, напротив, полагали, что массовое неприятие аналогии между человеком и детородным органом является следствием нездорового отношения людей к собственному телу.

Вполне вероятно, что сторонники такой точки зрения правы и общество, как и много лет назад, считает телесные вопросы грязными и постыдными - но прививать более здоровое и спокойное отношение к естеству стоит с раннего детства и постепенно. Шоковая терапия в данном случае может привести, скорее, к противоположному результату. Если человек считает какое-то действие унизительным для себя - то оно для него и является унизительным, независимо от того, какое мнение на этот счет у более продвинутых сограждан.

И именно как унижение восприняли произошедшее с условной Леной телезрители. Унижение - одна из самых неприятных эмоций, и поэтому-то сценка с обрезанием вызвала неожиданно бурную реакцию. И тот факт, что телезрители и радиослушатели поверили в реальность произошедшего, кажется, свидетельствует о том, что мысль о возможности публичного унижения стала для людей вполне привычной. А это уже совсем не похоже на смешной розыгрыш.

< Назад в рубрику