В "революционном" руководстве Киргизии появилась очередная идея по обновлению страны. На этот раз было предложено избавиться от русских географических названий, заменив их киргизскими. Сторонники идеи заявили, что наименованиям с окончаниями -овка и -евка на "земле Манаса" (героя киргизского национального эпоса) места нет. И это не просто лозунг, сорвавшийся с языка какого-нибудь разболтавшегося депутата. Идею предложила официальная структура - комиссия по государственному языку при президенте Киргизии. Во что может обойтись стране эта инициатива (речь идет как о расходах, связанных с переименованием большого числа населенных пунктов, так и о том, что идея является потенциальным раздражителем в отношениях Киргизии с Россией), неизвестно.
Обращение комиссии появилось на днях в киргизской газете "Фабула" (перевод на русский опубликовал 10 февраля ресурс Gezitter.kg).
Прежде всего авторы констатировали, что за 20 лет независимости Киргизии было "разграблено народное богатство, копившееся по крупицам в течение 80 лет". Дав столь исчерпывающую оценку недавней истории страны, члены комиссии сразу же перешли к тому, что считают "важной проблемой": существованию на карте большого количества русских названий.
"Соседние сородичи, - с обидой пишут они, - уже упорядочили свою историю, вернули исконные национальные обычаи и географические названия... [А] у нас все остается без движения". Только в Чуйской области Киргизии, как заявляет комиссия, названия более 150 сел и айылов "искажены и испорчены".
В список нежелательных (по мнению комиссии) попали такие названия, как Васильевка, Константиновка, Алексеевка, Александровка, Семеновка и Федоровка. Все эти населенные пункты, как заявляют авторы, названы по именам людей, "сроду не имевших отношения к кыргызам". "Неизвестно, - рассуждает комиссия, - какие подвиги совершили эти пришлые люди на земле Манаса для кыргызов".
Но дело не только в этом. В комиссии при президенте Киргизии, оказывается, опасаются, что на села с русскими названиями кто-то внезапно может предъявить права (из текста можно сделать вывод, что опасения связаны с Россией). "Даже не сомневайтесь, - пишут авторы обращения, - завтра придет кто-то и начнет оспаривать: 'Это наше Отечество, здесь жили наши предки Васильев, Константинов, Алексеев, Федоров'".
Обращение комиссии, как сообщается, было направлено президенту, парламенту, а также местным органам власти.
В самом по себе призыве избавляться от русских названий (оставшихся со времен СССР или еще со времен Российской империи) нет ничего нового. На территории бывших советских республик процесс переименования идет (с разной интенсивностью) уже более 20 лет. В конечном счете это право местных властей - решать, оставить ли то или иное название, или придумать какое-нибудь другое.
В данном случае, правда, примечательны некоторые детали. Прежде всего, речь идет не о переименовании какого-то отдельного села - комиссия фактически призвала начать масштабную кампанию "очистки" от русских названий по всей стране. Руководитель одного из отделов комиссии Аалы Молдоканов заявил, что в ближайшее время планируется организовать обсуждение этого вопроса по ТВ, а уже в марте провести специальную конференцию лингвистов, которые должны будут предложить альтернативные наименования.
Сколько все это будет стоить, никто, вероятно, не подсчитывал. Пришлось бы вносить новые названия в огромное количество документов, переделывать таблички и вывески (вопрос еще в том, готовы ли госучреждения к такому объему бюрократической работы). Из каких источников это может оплачиваться, неизвестно. О финансовой ситуации в стране можно судить хотя бы по тому, что в бюджете на 2011 год, как сообщал на днях глава парламентского комитета по финансам Акылбек Жапаров, будет дефицит в 22 миллиарда сомов (около 465 миллионов долларов), то есть примерно 7,8 процента ВВП. И даже этот бюджет до сих пор не принят (10 февраля парламент утвердил его лишь в первом чтении).
Следует упомянуть и другой аспект. С момента переворота в Киргизии люди, оказавшиеся во власти, наперебой твердили о желании сотрудничать с Россией, просили у Москвы денег и льгот. В желании понравиться Кремлю они доходили до смешного: можно вспомнить историю о том, как лидеры партий, прошедших в парламент на осенних выборах, одновременно устремились за поддержкой в Москву и случайно встретились в самолете, летевшем в российскую столицу. Ну и, конечно, сравнительно недавнюю идею - предложение присвоить одной из киргизских гор имя российского премьера Владимира Путина.
Вряд ли в Бишкеке не понимают, что демонстративный отказ от русских названий может стать (дополнительным) раздражителем в отношениях с Россией. Если бы в остальном эти отношения были безоблачными, на переименование киргизских сел Москва, возможно, не отреагировала бы вообще. Но к новой власти Киргизии у российской стороны уже накопились претензии. Например, по акциям завода "Дастан" (предприятия, производящего комплектующие для торпед), которые России обещал передать еще прежний президент Киргизии Курманбек Бакиев (в обмен на списание внешнего долга республики). Акции, которые, как считалось, контролировал сын президента, так и не были переданы России. После смены власти в республике (конспирологи утверждали, что обман с акциями стал одной из причин, по которым Москва могла повлиять на свержение Бакиева) ситуация, однако, не изменилась. Акции остались в распоряжении киргизских властей (несмотря на заявления официального Бишкека, что он, мол, готов выполнить свои международные обязательства).
Можно вспомнить и о разгорающемся скандале с крупнейшим сотовым оператором Киргизии "Альфа-Телеком", большинство акций которого принадлежат российскому инвестору. Эта доля (51 процент) сначала была арестована, позднее же киргизские власти стали утверждать, что являются владельцами всех ста процентов. Одновременно они сменили руководство компании и обвинили отстраненных топ-менеджеров в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов.
И тем не менее, официальный орган в руководстве Киргизии выступает за запрет русских названий. Лидер одной из оппозиционных фракций в парламенте, Омурбек Текебаев, комментируя произошедшее, попытался объяснить это несогласованностью в действиях различных властных структур. Объяснение получилось не слишком убедительным.
Дело не только в том, что со скандальной инициативой выступила комиссия при президенте. Обращение было опубликовано в газете "Фабула" (ранее выходившей под названием "Форум"), которая считается близкой к правящей Социал-демократической партии Киргизии. Лидером этой партии является глава правительства страны Алмаз Атамбаев. Можно добавить еще, что публикация вышла за несколько дней до заседания российско-киргизской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (заседание состоялось 10 февраля в Бишкеке).
О том, что это все-таки было: то ли кто-то искренне хотел "очистить" страну от русских названий, то ли кто-то пытался отвлечь внимание общественности скандальной темой или использовать эту тему для политических интриг (скандал помимо прочего задевает президента Отунбаеву, под эгидой которой работает комиссия по госязыку), - можно строить различные догадки. Политолог Марс Сариев, комментируя обращение комиссии, предположил, что речь идет о попытке "расшатать ситуацию" в интересах определенных политических кругов. "Сейчас очень неустойчивая политическая ситуация, - рассуждает эксперт, - очень непростое экономическое положение. С учетом тяжелой продовольственной ситуации, высоких цен эта инициатива, я думаю, воспринимается как элемент, цель которого - вызвать дестабилизацию". "Я думаю, что все не случайно, и это связано больше с внутриполитической борьбой, обострением внутриполитической борьбы между элитами в Кыргызстане", - резюмировал он.
Вне зависимости от того, кто затеял историю с переименованиями, в руководстве Киргизии, похоже, быстро оценили масштаб скандала и решили, что развивать тему дальше не стоит. Вечером 10 февраля стало известно, что указом президента начальник злополучной комиссии по государственному языку Азимжан Ибраимов освобожден от занимаемой должности.