В феврале "Радио Свобода" затеяло спецпроект "Письмо пятидесяти": обзванивает людей, подписавших в 2005 году "письмо интеллигенции против Ходорковского", и расспрашивает их, зачем они это сделали и не изменилась ли с тех пор их позиция. Из этого уже родилась парочка довольно некрасивых скандалов.
Прежде всего, о самом письме. Оно было опубликовано на правах рекламы в газете "Известия" 28 июня 2005 года (приговор по первому делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева был оглашен 31 мая).
Это был один из самых громких эпизодов бурной общественной дискуссии о "деле ЮКОСа". Где-то там по соседству были митинги под лозунгами "Ходорковский, go home!" и "Ходорковский, go в тюрьму!", в прессе стоял оглушительный и невообразимо разноголосый шум. Буквально за неделю до публикации "Письма пятидесяти" была еще перепалка Александра Гордона и Дмитрия Липскерова с Алексеем Венедиктовым: эти двое обвиняли "Эхо Москвы" в "либеральном визге" и объясняли, что, мол, да, судили Ходорковского за налоги, а надо было - за попытку государственного переворота и "сдачи" российской нефти "потенциальному противнику", но, мол, на чем поймали - за то и судили.
Вот на таком фоне и появилось это самое "Письмо пятидесяти", оно же "Обращение деятелей культуры, науки, представителей общественности в связи с приговором, вынесенным бывшим руководителям НК 'ЮКОС'". В нем объяснялось: виновность Ходорковского, Лебедева и их подельника Андрея Крайнова доказана судом, а те, кто теперь возмущаются приговором, "преследуют иные интересы", "не уважают общество" и "считают, что финансовая мощь дает абсолютную власть над ним". И уж кто только под этим письмом не подписался: и врач Лео Бокерия, и космонавт Георгий Гречко, и хоккеист Владислав Третьяк, и модельер Валентин Юдашкин, и фигуристка Ирина Роднина, и художник Никас Сафронов, и гимнастка Алина Кабаева, и директор Института российской истории Андрей Сахаров, и балерина Анастасия Волочкова, и целый сонм актеров, режиссеров и эстрадных звезд - Александр Буйнов, Борис Галкин, Станислав Говорухин, Владимир Зельдин, Надежда Кадышева, Александр Калягин, Мурат Насыров, Светлана Светличная.
Кто составил текст и оплатил публикацию "Письма пятидесяти" - так до сих пор и не известно. Но в какую сторону смотреть - более или менее понятно.
Тогда, в 2005 году, такие коллективные письма еще вызывали большой резонанс. С тех пор их было написано столько, что нынешние не имеют, считай, никакого эффекта, и требуется некоторое напряжение, чтобы вспомнить и понять, как это все было громко, скандально и значительно пять лет назад.
Второе дело Ходорковского и Лебедева и второй приговор бывшим руководителям ЮКОСа такого резонанса не вызвали, хотя с многих точек зрения (в том числе - с точки зрения жесткости) были даже более скандальными, чем первое дело и первый приговор. И вроде бы и общественное мнение уже не так единодушно поддерживает осуждение Ходорковского, и президент подчеркнуто сдержан, даже осторожен в комментариях. Трудно даже объяснить, как именно изменилась общественная атмосфера.
И вот в феврале 2011 года является "Радио Свобода" с этим своим спецпроектом про "Письмо пятидесяти". Берет подписантов и сталкивает их с самими же собой пятилетней давности. Учитывая общую направленность радиостанции - норовит пристыдить их прошлыми прегрешениями.
Первой, на кого накинулась "Свобода", стала Анастасия Волочкова. И это было забавно, очень забавно. Волочкова сообщила, что люди из "Единой России" ("г**на, в которое я имела неосторожность вступить") заставили ее подписать это "нелепое" письмо, а потом она рыдала от того, что "на нее вся страна обрушилась с претензиями". Ходорковского ей, оказывается, очень жалко, а людей, которые бросили его в тюрьму, Волочкова назвала "ничтожными". Потом она, правда, говорила, что такого интервью она вообще не давала, но это уже немножко другая история, которая была у нас подробно описана в другом месте.
Дальше "дураком" себя признал другой подписант "Письма пятидесяти" - Александр Буйнов. Потом не стали отрекаться от своих подписей актер и режиссер Борис Токарев и историк Антон Антонов-Овсеенко. Потом заявил, что ни о чем не жалеет, Александр Калягин, а Светлана Светличная сказала, что вообще не помнит такого письма. Потом еще Ирина Роднина рассказала, как ее именем воспользовались и как она потом извинялась перед Ходорковским, а другая фигуристка, Елена Чайковская, - как она знакома с Ходорковским, но все-таки не отрекается от подписи под письмом против него.
Тут в эту игру в отделение овец от козлищ вмешалось интернет-издание "Правда.ру". Оно тоже связалось со Светличной, и та сказала, что "Свобода" ее запутала, что она на самом деле, "может, и подписывала" письмо против Ходорковского в 2005 году, а вот сейчас, в связи со вторым делом, - точно не подписывала.
И вот это уже какой-то совсем, извините, бред. Теперь, значит, сторонники и противники Ходорковского друг друга обвиняют в подтасовках и манипулировании именами и мнениями известных людей. А эти самые известные люди чем дальше - тем больше выглядят дураками, каким-то планктоном: то одни, то другие пользуются их именем, заставляют что-то там подписать, потом отречься от подписи, потом опять не отречься...
А всё потому, что на вопрос: "С кем вы, мастера культуры?" - есть только один правильный ответ: "Да пошли вы на... !"