Российские миллиардеры удачно пережили кризисные годы. На конец 2010 года, как свидетельствует рейтинг самых богатых людей России журнала "Финанс", совокупное состояние российских богатеев вплотную приблизилось к 500 миллиардам долларов. Это почти треть годового ВВП России.
В докризисном 2007 году в рейтинге "Финанса" был 101 долларовый миллиардер, и по этому показателю Россия уступала только США. Кризис больно ударил по кошелькам российских бизнесменов: капитализация компаний рухнула, половина богатеев залезла в долги, а количество миллиардеров сократилось вдвое. Но уже в 2009 году 77 человек преодолели приснопамятную "черту Полонского", отделяющего тех, у кого есть миллиард, от всех остальных.
К январю 2011 года "Финанс" насчитал в России уже 114 "долларовых" миллиардеров (журнал использует для своих расчетов капитализацию компаний на рынках за 31 декабря 2010 года). Но все рекорды минувших лет побить толстосумам не удалось: в 2010 году капитализация активов первых десяти участников рейтинга составила "всего" 182 миллиарда долларов. Это почти на треть больше, чем тот же показатель годом ранее, но все же не дотягивает до рекордных показателей 2007 года, когда капитализация верхней десятки "Финанса" составляла 221 миллиард долларов.
Вообще, несмотря на то, что лидеры рейтинга меняются, его верхушку продолжают формировать люди, чьи активы были созданы в Советском Союзе и приватизированы в середине 90-х годов. Годом ранее редактор-основатель "Финанса" Олег Анисимов говорил, что надеется, что лет "через пять в десятку, а может, в пятерку" войдут люди, выстроившие бизнес с нуля. С тех пор это пожелание не потеряло актуальности.
Ну а пока российский бизнес растет как на дрожжах вслед за экономикой страны. Мелочи, вроде трудностей с инвестиционным климатом, отечественным толстосумам давно уже не помеха. Те, кто сделал состояния еще в 1990-х в российской бизнес-среде, где для стартапов необходимо создавать резервацию под кодовым названием инноград, чувствуют себя неплохо. И продолжают делать свое дело.
Первое место в рейтинге "Финанса", как и год назад, занял скромный хозяин Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. По расчетам "Финанса", за год его состояние выросло почти на 10 миллиардов до 28,3 миллиарда долларов. Росту личной капитализации бизнесмена, прежде всего, поспособствовали встрепенувшиеся российские рынки.
Лисин, самый "тихий" российский миллиардер, за прошедший год в публичной сфере практически не появлялся, избегая, по возможности, прессы. Так, интервью журналисту "Финанса" он давал не под диктофон, а под "ручку". Даже скандал с задержанием владельца "Макси-групп" Николая Максимова, не стесняющегося обвинять Лисина во всех своих бедах, владелец НМЛК комментирует весьма сдержанно. "Пускай вернет деньги на место", - самая эмоциональная его фраза в отношении противника.
С другими российскими толстосумами все еще скучнее. Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров по-прежнему второй (22,7 миллиарда долларов), а вместо Романа Абрамовича тройку лидеров замыкает Алишер Усманов (19,9 миллиарда долларов) - металлург, инвестирующий в телекомы и интернет-проекты. Сам владелец "Челси", семь лет подряд не вылезавший из главной тройки списка, с состоянием в 17,1 миллиарда долларов, скатился на пятую строчку рейтинга. Как отмечает "Финанс", миллиардер много денег тратит на свое хозяйство, да и "социальных" обязательств у Абрамовича полно. Бизнесмена в последнее время от этого вообще бросает в крайности: то он занимается реконструкцией Новой Голландии в Санкт-Петербурге, то продает блокпакет акций "Первого канала" по смехотворно низкой цене.
Вообще в первой десятке списка, на которую приходится более трети совокупного богатства 114 российских "долларовых" миллиардеров - сплошные сырьевые магнаты. Исключение составляет, пожалуй, финансист Михаил Фридман (8-е место, 16 миллиардов долларов), да и у того имеется доля в ТНК-BP. Впрочем, учитывая темпы, с какими в первую десятку рвутся "коллеги" Фридмана из второго эшелона, его стояние на финансовом Олимпе продлится недолго.
Взять для примера хотя бы совладельца нефтяного трейдера Gunvor Геннадия Тимченко, в суде доказавшего, что секрет его успеха - не в его знакомстве с премьер-министром России Владимиром Путиным. Отсутствие поддержки со стороны Дома правительства не мешает Тимченко хорошо зарабатывать. В 2009 году бизнесмен триумфально ворвался в верхнюю сотню рейтинга "Финанса", сходу преодолев 375 позиций. За минувший год Тимченко прибавил еще 6 позиций, переместившись на 17-е место с состоянием в 8,9 миллиарда долларов.
Другие предприниматели, которых также считают друзьями российского премьера, в 2009 году тоже росли в цене. К примеру, 63 и 64 места в рейтинге журнала занимают братья-дзюдоисты Борис и Аркадий Ротенберги. Сейчас у Ротенбергов, опекающих спортклуб "Явара-нева", по 1,75 миллиарда долларов на брата. Все же, видимо, близость к власти, пускай даже вымышленная журналистами, - подспорье в делах. Но верно и обратное.
Так, гораздо хуже чувствует себя банковский счет Елены Батуриной, самой богатой женщины России. За год ее состояние сократилось вдвое - до 1,1 миллиарда долларов. Но в сравнении с проблемами ее мужа, которого мало того, что выгнали с работы, так еще и не пустили в Латвию, потерять 47 строчек в списке "Финанса" - это так, пустое. И увязывать неприятности Батуриной в бизнесе с разворотом в карьере столичного градоначальника не стоит. Тем более что среди "неудачников" журнала "Финанс" есть и более занимательные примеры. Взять хотя бы Сергея Пугачева, едва удержавшегося в числе миллиардеров после банкротства его Межпромбанка. Мало того, что ему предстоит изнуряющая борьба за свои активы с российским Центробанком, так еще и место сенатора от Тувы у него весьма символично отобрали.
Впрочем, хватит о грустном. Ведь есть же в списке "Финанса" бизнесмены, которые без (а то и вопреки) помощи всяких потусторонних сил добивались и продолжают добиваться немалых высот. Взять хотя бы Максима Ноготкова, основателя сети "Связной", который, преодолев сразу 255 позиций, занял 91 место в рейтинге с состоянием 1,15 миллиарда долларов. Или краснодарского миллиардера Сергея Галицкого, основателя сети "Магнит" (6,3 миллиарда долларов, 24 место, + 6 строчек в списке). Их бизнес растет, а это значит, что не одними сырьевиками прирастает богатство России.
Не менее интересно и познавательно следить и за потенциальными кандидатами в миллиардеры. Возьмем для примера Давида Якобашвили, одного из акционеров компании "Вимм-Билль-Данн", которую в 2010 году купила PepsiCo. "Финанс" оценивает состояние Якобашвили в 0,83 миллиарда долларов. Но если бизнесмен умело распорядится средствами, вырученными от феноменальной сделки с американцами, то в полку российских долларовых миллиардеров можно ждать пополнения.