14 февраля вышел новый альбом Пи Джей Харви "Let England Shake". Спустя полторы недели, 23 февраля, певица получит почетную премию британского журнала New Musical Express за выдающийся вклад в музыку. Музыкальный обозреватель "Ленты.Ру" не мог пройти мимо этих фактов и предлагает читателям беглый обзор творчества одной из любимых исполнительниц, в чьей дискографии не было ни одного плохого альбома.
Первые музыкальные опыты юной Полли Джин (или сокращенно Пи Джей) проходили в конце 1980-х под руководством Джона Пэриша в группе Automatic Dlamini, где она значилась бэк-вокалисткой и подыгрывала на гитаре и, представьте себе, саксофоне. Самостоятельно она заявила о себе в 1992-м ярким, уверенным и напористым альбомом "Dry", получившим отличную прессу. Rolling Stone моментально признал 22-летнюю Пи Джей лучшей исполнительницей года, а Курт Кобейн включил "Dry" в свой личный топ-50 величайших пластинок всех времен. Стилистически диск мечется от панка к блюзу с мимолетным заходом в акустику и обратно. Полноправными партнерами, а кое-где и соавторами, на альбоме выступают барабанщик Роб Эллис и басист Стив Вон.
Лучшее: Dress, Victory, Sheela-Na-Gig, Plants and Rags, Water
Причина № 1
На втором диске Пи Джей утяжелила звучание в сторону гранджа и, как результат, записала один из классических альбомов данного стиля. Выстраивать грязный, аскетичный саунд было доверено известному мастеру по этой части Стиву Альбини, работавшему с Pixies, Nirvana, The Stooges, Mogwai и еще сотней музыкантов. Он рассказывал впоследствии, что во время записи "Rid of Me" Харви не ела ничего, кроме картошки. Музыкальный костяк все тот же: гитара, бас, ударные; но в ряде треков внезапно появляются струнные. Кроме того, по совету родителей Полли включила в альбом кавер на "Highway '61 Revisited" Боба Дилана. По окончанию тура в поддержку пластинки трио Харви-Эллис-Вон перессорилось и распалось, и выпущенная вдогонку компиляция "4-Track Demos", наполовину составленная из песен с "Rid of Me", была записана певицей уже в одиночку.
Лучшее: Rid of Me, Missed, 50th Queenie, Dry, Ecstasy
Причина № 2
"To Bring You My Love" можно считать прорывом Пи Джей в массы. Диск был признан альбомом года многими профильными изданиями, а песни с него усиленно крутились по MTV и номинировались на "Грэмми". В сопродюсеры артистка позвала Марк Эллиса по прозвищу Флад, прославленного работой с U2, Depeche Mode и Nine Inch Nails. Обложка диска напоминает (или предвосхищает) кадр из клипа "Where The Wild Roses Grow" (там, правда, в воде лежала Кайли Миноуг) Ника Кейва, с которым у Харви был непродолжительный, но бурный роман. Во время оного Пи Джей погостила на альбоме The Bad Seeds "Murder Ballads", подпев в "Henry Lee" и "Death Is Not The End". После разрыва Кейв записал один из самых своих лиричных альбомов "The Boatman's Call", где сразу несколько песен были посвящены Полли.
Лучшее: To Bring You My Love, C'mon Billy, Teclo, Long Shake Moan, Down By The Water
Причина № 3
Строго говоря, это не самостоятельный сольник Пи Джей, а совместный альбом с "родственной душой" Джоном Пэришем, но от этого менее примечательным он не становится. Музыку написал и сыграл Джон, а Полли отвечала за тексты и вокал. Альбом записывался урывками в шести странах, но смотрится при этом цельно. Здесь соседствуют мягкая акустика ("That Was My Veil") с перегруженными гитарами ("Heela"), истерика ("City Of No Sun") с меланхолией ("Is That All That Is?") и стать ("Civil War Correspondent") с сумасбродством ("Taut"). Альбом плохо продавался, поскольку уставшая от предыдущего тура Пи Джей отказалась участвовать в его раскрутке. Но отныне за Пэришем навсегда закрепилась роль главного творческого партнера и соратника Харви.
Лучшее: City Of No Sun, That Was My Veil, Civil War Correspondent, Taut, Lost Fun Zone
Причина № 4
Под конец 1990-х Полли потянуло на эксперименты с электроникой. Не все это поняли и приняли. Тем не менее, новый инструментарий освоился с блеском, попутно же написались несколько красивых минорных баллад ("The Wind", "The Garden", "The River"). Сама Харви окрестила "Is This Desire?" альбомом кишками наружу, поскольку ей важнее было исследовать что-то новое, не заботясь о том, как это будет выглядеть в глазах поклонников. Главный хит диска - "A Perfect Day Elise" - был вдохновлен рассказом Сэлинджера "Хорошо ловится рыбка-бананка".
Лучшее: Angelene, A Perfect Day Elise, The Garden, The River, Is This Desire?
Причина № 5
К приходу миллениума певица записала, возможно, самый доступный свой альбом. На этом своеобразном посвящении Нью-Йорку царит прямолинейный мажорный рок-н-ролл. В команду поддержки возвращается старый напарник Роб Эллис, а в сопродюсеры приглашается однофамилец Мик Харви, давний участник The Bad Seeds Ника Кейва. На огонек заходит звездный гость, Том Йорк из Radiohead, вместе с которым Полли записывает отличный дуэт "This Mess We're In" (кроме того, он подыграл на клавишных и подпел в "One Line" и "Beautiful Feeling"). Все это приносит свои плоды: за "Stories from the City, Stories from the Sea" исполнительница получает престижную британскую премию Mercury Prize.
Лучшее: Big Exit, A Place Called Home, This Mess We're In, You Said Something, We Float
Причина № 6
Любой работе Полли свойственен минимализм. Она не стремится воспроизводить большое количество звуков, но каждая ее нота находится на своем месте. Многие ее творения, в том числе и "Uh Huh Her", сделаны и звучат как lo-fi. На этом диске и вовсе кажется, что многие треки записаны с первого дубля (все партии за исключением ударных Харви сыграла самостоятельно); мелкие огрехи не исправляются, создавая "домашнюю" атмосферу. Вдобавок ко всему появляются фолковые мотивы. Но есть и залихватские панк-номера вроде "Who the Fuck?" и "The Letter". После еще выйдет сборник живых выступлений на шоу ныне покойного диджея радио "Би-Би-Си" Джона Пила, который одним из первых заметил и вывел в люди певицу.
Лучшее: The Life & Death of Mr. Badmouth, Who the Fuck?, The Letter, The Slow Drug, You Come Through
Причина № 7
Пи Джей не любит повторяться. Она придерживается принципа, что каждый новый альбом должен отличаться от предыдущего. Вот и в случае с "White Chalk" она заново изобрела себя. Главным инструментом на этом диске выступает фортепиано (при том, что Полли не владеет им в полной мере), на фоне которого певица в белом платьице поет очень тонким и писклявым голоском про темноту и тишину. Естественно, мнения об этой пластинке получились самыми полярными: от "гениально" до "полный бред".
Лучшее: The Devil, Dear Darkness, When Under Ether, Silence, The Piano
Причина № 8
Второй совместный альбом с Пэришем. Он вновь играет, а она поет. Более эклектичный, чем "Dance Hall at Louse Point", но не без своих вершин, как, например, открывающая композиция - громоподобная "Любовь с черным сердцем". Традиционный градус "сумасшествия" поддерживают заглавная "A Woman A Man Walked By" и кричащая "Pig Will Not". Лучше всего диск продавался почему-то в Бельгии, заняв 11-е место в национальном хит-параде (в Великобритании пластинка дотянула лишь до 25-го места).
Лучшее: Black Hearted Love; Sixteen, Fifteen, Fourteen; The Chair; Pig Will Not; Passionless, Pointless
Причина № 9
Последний на данный момент альбом Пи Джей Харви, записанный в церкви в графстве Дорсет, открывает очередную новую эпоху в творчестве певицы. Среди музыкальных нововведений присутствуют автохарп, разновидность гуслей, и саксофон, на котором Полли солирует впервые со времен Automatic Dlamini. Центральными темами диска выбраны война и, как следует из названия, "старушка" Англия. Прежде чем приступить к написанию текстов песен, Пи Джей два года изучала историю военных конфликтов, в том числе современных в Ираке и Афганистане. За проявленный интерес к этой теме певице уже предложили стать музыкальным военным корреспондентом. Что особо приятно, при записи "Let England Shake" Харви среди прочего вдохновлялась русским фольклором. Диск уже собрал массу положительных откликов и, вероятно, будет претендовать на звание одной из лучших записей 2011-го.
Лучшее: The Last Living Rose, The Words That Maketh Murder, In the Dark Places, Bitter Branches, Written on the Forehead
Причина № 10