Экономика Японии впервые за последние 30 лет потеряла статус второй в мире, уступив это место Китаю. Это стало ясно после опубликования годовой статистики, показавшей, что ВВП страны вырос всего лишь на 2,6 процента за год. Таким образом, объем японской экономики, если считать по средневзвешенному обменному курсу, составил 5,474 триллиона долларов, тогда как у КНР - 5,879 триллиона.
Япония занимала второе место в мировой экономической табели о рангах очень долго. Считается, что впервые на эту строчку японцы поднялись в 1980 году, оттеснив Советский Союз (хотя ВВП СССР того периода можно определять лишь оценочно). Тогда же объем экономики страны достиг триллиона долларов. Из всех развитых государств Япония была наиболее динамичной страной и демонстрировала куда более высокие темпы роста, чем конкуренты.
Такая картина сохранялась все 80-е годы, а к их концу японская экономика превзошла отметку в 50 процентов от американской. Многие специалисты тогда охотно давали прогнозы на тему того, как Япония станет мировым лидером. В самих США эти известия воспринимались с некоторой нервозностью, даже несмотря на то, что Токио традиционно считался союзником Вашингтона.
В начале 80-х годов Китай, только-только начинавший реформы по Дэн Сяопину, представлял собой, напротив, государство отсталое и аграрное. Кое-какая индустриализация уже была проведена, но в целом никакого сравнения ни с государствами Запада, ни с советским блоком он не выдерживал. ВВП КНР на тот момент составлял около 1/5 от японского (чуть более 200 миллиардов долларов), и в несколько раз отставал от большинства других ведущих развитых стран.
Спустя десятилетие этот разрыв увеличился еще сильнее, хотя Китай в этот период набирал обороты. В 1990 году ВВП КНР составил 390 миллиардов долларов, а Японии - более трех триллионов. Дело тут не только в быстром развитии Японии, но и в том, что иена все десятилетие дорожала, что сказывалось на цифре номинального ВВП. Китай же, напротив, в 1990 году существенно девальвировал свою валюту к основным иностранным, начав политику "дешевого юаня" ради поддержки своих экспортеров.
Именно в этот период в развитии японской экономики произошел надлом - тяжелый кризис 1990 года, вслед за которым страна угодила в самую настоящую депрессию. Реальный ВВП Японии за последние 20 лет вырос едва на четверть. Однако номинальный продолжал быстро прибавлять за счет все того же укрепления иены. В 1994 году разрыв китайской и японской экономик достиг исторического максимума, составив 1/9.
Однако иена вечно дорожать не могла, и с середины 1990-х годов спад наметился и в номинальном ВВП Токио. А вот Пекин существенно ускорился. В 1998 году ВВП страны, несмотря на азиатский экономический кризис, наконец преодолел планку в триллион долларов. Спустя еще два года экономика КНР уже составляла всего лишь четверть от японской.
К этому периоду Китай уже завершил первый этап индустриализации, разместив у себя множество фактически вывезенных из-за рубежа производств. Самый большой азиатский тигр стал лидером по выплавке стали, сборке электроники, производству текстиля и в других отраслях, как правило, не требовавших квалифицированного труда. Однако в следующем десятилетии в китайской экономике наступил период не только количественного, но и качественного роста - и вот здесь конкуренты дрогнули.
Япония продолжала стагнировать - ее номинальный ВВП вырос за 10 лет на 15 процентов, однако и этот рост в значительной степени сохранялся за счет подорожания иены (в основном, после кризиса 2008 года). Китай же за этот период в среднем рос со скоростью около 10 процентов в год и к 2010 году смог увеличить свою экономику в пять раз, причем теперь этот рост имел уже как экстенсивный, так и интенсивный характер. В настоящий момент Китай выпускает практически все виды промышленных изделий, за исключением разве что пассажирских самолетов. Но развертывание и их производства - уже на очереди.
Как результат, Китай, начавший первое десятилетие XXI века на 7-й позиции по объему экономики, последовательно обогнал всех своих конкурентов, кроме США. В 2000 году КНР превзошел Италию, в 2005-м - Францию, в 2006-м - Великобританию, а в 2007-м - Германию. Обойти Японию уже в следующем году помешал кредитный кризис, из-за которого власти страны несколько девальвировали юань. Но неизбежное все-таки случилось к концу 2010 года.
Таким образом, впереди осталась только Америка. Впрочем, этот разрыв пока по-прежнему остается внушительным. По итогам 2010 года ВВП США составляет около 14,6 триллиона долларов, что в два с половиной раза больше китайского. Однако стоит вспомнить, что в 1980 году США опережали Китай по объему экономики в 14 раз.
Некоторые специалисты, впрочем, предрекают КНР судьбу Японии, также остановившуюся на взлете, и полагают, что 2010 год в экономике Китая - это 1980-й в Стране восходящего солнца. С этим трудно согласиться, учитывая тот факт, что на душу населения ВВП КНР по-прежнему низок и составляет около 4000 долларов. То есть китайцам еще есть куда расти. Следует также вспомнить, что по населению Китай в 10 раз превосходит Японию, что само по себе говорит о его большом экономическом потенциале.
Большинство экспертов все же уверены, что КНР возьмет и последнюю планку, став рано или поздно самым экономически могущественным государством мира. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Экономисты Deutsche Bank считают, что в начале 2020-х годов, а Standard Chartered - что уже к концу текущего десятилетия. До кризиса, кстати, большинство экспертов прогнозировали выравнивание показателей ВВП Китая и США только к 2030 году или около того.
Между тем, по подсчетам аналитика Института международной экономики в Вашингтоне Арвинда Субраманиана, это уже произошло. Впрочем, Субраманиан считал по паритету покупательной способности, который учитывает силу валют в соответствующих странах. Этот показатель является весьма условным, хотя к нему зачастую прибегают для того, чтобы сгладить искажения обменных курсов. Так или иначе, но позиция в списке крупнейших экономик мира - это дело второстепенное. По-настоящему важно то, что КНР превратилась в ключевой фактор развития всего мирового хозяйства, хотя еще 30 лет назад едва ли кто-то воспринимал "дракона" всерьез.