Экономика
21:39, 21 февраля 2011

Сланцевый пузырь "Газпром" разглядел заговор пиарщиков в США

"Сланцевая революция" в газовом секторе США стала одним из главных событий в 2010 году. Добыча газа из сланцев в промышленных масштабах, начавшись еще несколько лет назад, начала расти столь быстрыми темпами, что вывела США на первое место в мире по газодобыче, оставив Россию на втором. По сути в США началась настоящая газовая лихорадка, аналогичная той, что произошла 150 лет назад с нефтью. Сейчас сланцевый газ оказывает все большее влияние на мировой газовый рынок, но в России, проспавшей начало очередной революции, а посему нервно воспринявшей вести с Запада, быстро успокоились. Руководство "Газпрома" окончательно уверилось в том, что "сланцевая революция" не обвалит мировые рынки, и уже готовится к своему будущему триумфу в США.

В поисках "логичных размеров"

В середине февраля 2011 года в Нью-Йорке заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев оптимистично заявил, что уже в ближайшее время российская компания на 50 процентов увеличит свою долю на газовом рынке США (менее процента относительно общего объема рынка). Свою уверенность в завтрашнем дне Медведев пояснил следующим образом: резкий рост добычи сланцевого газа в США в последние годы,
по его мнению, это не не более чем "пузырь", аналогичный тому, что надулся на рынке интернет-компаний в конце 1990-х годов. Первоначально их стоимость быстро росла, но после краха рынка в 1999-2000 годах, напомнил Медведев, сократилась до "рациональных и логичных размеров".

Вот и "Газпром" не боится конкуренции со стороны производителей сланцевого газа. Обвал цен на газ на американском рынке, последовавший за бумом добычи сырья из сланцев, поставил компании, которые вкладывались в подобные проекты, за грань рентабельности. Согласно прогнозу Медведева, в ближайшие несколько лет цены на газ в США существенно вырастут, но до тех пор с рынка "вылетят" сотни компаний, которые на волне интереса инвесторов с энтузиазмом бросились бурить тысячи скважин в США и Канаде в поисках легкого заработка. Добыча сланцевого газа сохранится, но не будет оказывать такого давления на рынок, как это было в 2009-2010 годах. По словам Медведева, "Газпром", в отличие, например, от китайских госкомпаний, не заинтересован в газовых месторождениях США, поскольку имеет лучшие месторождения в России. При этом менеджер не отрицает, что инвестбанки предлагают компании этот объект вложений.

Годом ранее в Лондоне Медведев также убеждал инвесторов, что добыча сланцевого газа не стоит того внимания, которое ей уделяют мировые СМИ. Но тогда эмиссара "Газпрома" мало кто слушал. К тому моменту связавшиеся со сланцами газовики уже победно маршировали по планете.

Как все начиналось

О том, что в США расположены огромные запасы газа, сосредоточенного в сланцах, известно давно. До недавнего времени разрабатывать эти запасы было слишком сложно, однако после внедрения новых технологий многие экономические и технические сложности извлечения газа из сланцев были решены. В результате объем добычи газа по новой технологии в США в прошлом году составил почти 120 миллиардов кубометров - 15-20 процентов от всей добычи. Всего несколько лет назад эта доля составляла 2 процента. Сланцевый "пузырь", если это пузырь, продолжает расти и сегодня.

Александр Медведев. Фото пресс-службы "Газпрома"
Lenta.ru

На данный момент США производят все больше газа из сланцевых залежей, поэтому американские импортеры, ранее закупившие сжиженный природный газ (СПГ, который замораживают для транспортировки, а по прибытии в пункт назначения размораживают на специальных заводах), начали в конце 2010 года поставлять его в страны с более высокими ценами на газ. Кроме того, поставщики СПГ, ранее нацеленные на американский рынок, были вынуждены искать других клиентов, в частности в Европе. Последняя с радостью бросилась закупать газ у альтернативных поставщиков, не испугавшись штрафов со стороны "Газпрома". Все это привело к снижению спотовых цен (короткие контракты) на партии СПГ, сделав их более выгодными для потребителей, чем покупки по долгосрочным контрактам на основе ценовых формул у "Газпрома".

Кроме того, российскому концерну пришлось отказаться от анонсированного еще в 2009 году прорыва на рынке США. Вышеописанные конференции Медведева - лондонская (февраль 2010 года) и нью-йоркская (февраль 2011 года) - совпали по времени с двумя отсрочками по газпромовскому проекту производства СПГ на гигантском Штокмановском месторождении на Баренцевом море. Год назад совет директоров Shtokman Development (оператора проекта) уже утвердил перенос сроков ввода месторождения на 2016-2017 годы, а теперь сроки запуска Штокмана могут сдвинутся и на 2018 год.

Задержки с запуском Штокмана, в том числе, связаны с тем, что США, целевой рынок для данного месторождения, не нуждается в дополнительных поставках. По этой же причине норвежской Statoil пришлось искать другие рынки сбыта СПГ, и одним из них стала Европа. Наконец, Катар - крупнейший в мире производитель и экспортер СПГ - начал поставлять большие объемы топлива в Великобританию и Бельгию.

Шаг вперед, два назад

В "Газпроме" весь прошлый год пытались сохранить хорошую мину при плохой игре. Но в апреле 2010 года министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что рост добычи сланцевого газа представляет проблему для "Газпрома" и России, отметив, что руководство "Газпрома" разделяет его озабоченность ситуацией на мировом газовом рынке. В мае 2010 года уже Александр Медведев отметил, что рассматривает возможность покупки в США компании, занимающейся добычей сланцевого газа. Ему вторил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, заявивший, что с началом добычи в Кузбассе угольного газа, который, как и сланцевый, относится к так называемым нетрадиционным источникам газа, "Газпром" получил опыт разработки такого рода запасов. "У нас есть свои технологии, у нас есть свой опыт, поэтому я думаю, что мы сейчас, наверное, можем выдвинуть лозунг: если у вас есть сланцевый газ, то мы к вам идем!" - радовался глава "Газпрома".

Вздумай "Газпром" и вправду отправиться за сланцевым газом, такой поход мог бы оказаться весьма познавательным. Сейчас сырье из сланцев пытаются добывать не только в США, но и в европейских странах, например, в Польше и Германии. В случае, если страны ЕС смогут увеличить свою газодобычу, то их потребность в российском топливе (удовлетворяет четверть потребностей ЕС) снизится. Даже Украина, обрадовавшись перспективе перейти на газовое самообеспечение, подрядила на поиск спасительных сланцев на своей территории специалистов министерства энергетики США. По данным собственного минприроды, Украина входит в пятерку крупнейших стран мира по запасам сланцевого газа. Аналогичное соглашение с США об изучении возможности разработки сланцев подписал и Китай. Короче говоря, в то, что разработка сланцевых залежей может кардинально изменить картину газового мира, верят многие.

Сланцевая лихорадка отражает чаяния и надежды европейцев и американцев на возможность хотя бы частично укрепить свою энергетическую безопасность и отказаться от необходимости покупать энергоносители за границей. Европа уже немало выиграла от того, что добыча сланцевого газа, начатая в Америке, переключила на ЕС поставки сжиженного газа из Африки и стран Персидского залива, которые в противном случае пошли бы в США. Впрочем, далеко не все так радовались новому источнику энергоносителей, как Брюссель в 2010 году.

В поисках горизонта

Экологи неоднократно высказывали опасения, что сотни химических препаратов, используемых для извлечения газа, могут попасть в грунтовые воды: добычу сланцевого газа в США ведут сотни компаний на тысячах микроскопических месторождений, зачастую в буквальном смысле на заднем дворе домохозяйств. При этом для добычи газа в скважины закачивается вода со специальными химикатами, выдавливающая газ из сланцев. Из-за недавнего разлива нефти у берегов США подобные страхи только усилились.

В настоящий момент на премию "Оскар" выдвинута кинокартина "Gasland" (уже победившая на фестивале для высоколобых американцев "Сандэнс"), которая местами наивно, а местами с ужимкой опытного конспиролога демонстрирует, к чему ведут подобные глобальные эксперименты с почти неконтролируемой добычей газа (горящая вода в кранах домохозяйств, заражение водоемов, выбросы в атмосферу). Аналогичные доводы, кстати, приводят и те, кто лоббирует в Вашингтоне в качестве альтернативы газу якобы более "зеленый" уголь. Те же самые резоны приводит и председатель правления "Газпрома" Миллер, который считает, что добыча сланцев является не только затратной, но и достаточно "грязной".

Впрочем, Миллер вообще уверен, что сланцевый газ является хорошо спланированной мировой пиар-кампанией. "Таких пиар-кампаний много: глобальное похолодание, биотопливо", - перечисляет он, указывая, что для Европы это плохой вариант развития событий. Согласно последним прогнозам, "Газпром" рассчитывает на восстановление спроса на газ в Европе в 2012 году, а в 2015 году начнет поставлять по 30 миллиардов кубометров в год в Китай. Поэтому Россия всячески отстаивает долгосрочные контракты на газ с привязкой к цене нефти, которые хотя бы частично защищают Москву от неожиданного обрушения рынка. Да и вообще, с 2014 года приоритетным для "Газпрома" станет российский внутренний рынок, где его при поддержке чиновников пытается потеснить "Новатэк".

Согласны с Миллером и ряд других топ-менеджеров мировых газовых компаний, но пока они все же в меньшинстве. Еще в конце 2009 года мировой нефтегазовый лидер ExxonMobil приобрел на рынке специализирующуюся на добыче газа из твердых пород XTO Energy за 41 миллиард долларов, хотя перспектива отдачи газа с уже поставленного на баланс Exxon месторождений XTO Energy по-прежнему неясна. Сланцевые активы прикупили Total, Eni и Statoil. Все они, впрочем, ориентируются не на 2015-2017 года, а на период до 2030 года. По оценкам самой Exxon, через 20 лет около половины мировых потребностей в газе будут обеспечивать нетрадиционные источники (в частности, сланцевый газ, метан угольных пластов и добыча на шельфе). Или уже традиционные?

В любом случае уже понятно, что смена глобальной газовой парадигмы началась. Последние десятилетия покупатели зависели от поставщиков, а в ближайшие, годы, очевидно, баланс сильно сместится в противоположную сторону. Но к каким изменениям в мировой экономике и политике это приведет, сейчас вряд ли кто-то решится прогнозировать наверняка. И только "Газпром", похоже, уверен, что все останется по-прежнему.

< Назад в рубрику