22 февраля в третьем по населенности городе США прошли выборы мэра. Победу на них в первом туре одержал бывший руководитель администрации президента Рам Эмануэл. После вступления в должность 16 мая новый глава города сменит на этом посту Ричарла Дэйли, бессменно управлявшего Чикаго с 1989 года. Своему преемнику нынешний мэр оставил немало сложных задач.
Согласно опросам, опубликованным незадолго до выборов, за Рама Эмануэла были готовы проголосовать больше всего избирателей. Тем не менее, его победа в первом же туре для многих стала неожиданностью. Набрав более 55 процентов, Эмануэл с легкостью обошел всех остальных кандидатов. Его ближайший конкурент Джери Чико (Gery Chico), накануне выборов убеждавший жителей города не верить результатам опроса, сумел заручиться поддержкой лишь 24 процентов голосовавших. Остальные кандидаты не смогли преодолеть даже десятипроцентного барьера.
В ноябре Эмануэл официально объявил о запуске предвыборной кампании. Проведенные вскоре после этого опросы показали, что он сразу же стал лидером предвыборной гонки. Между тем, несмотря на удачный старт, участие бывшего главы президентской администрации в выборах было поставлено под сомнение. Против кандидата в градоначальники выступили больше двадцати местных чиновников, которые заявили, что Эмануэл не имеет права баллотироваться: согласно избирательному законодательству Чикаго, в мэры могут баллотироваться только те кандидаты, которые к моменту выборов прожили на территории города не менее года.
Формально претензии противников Эмануэла выглядели обоснованными: начиная с января 2009 года политик, будучи главой администрации Обамы, жил и работал в Вашингтоне. Тем не менее, его адвокатам удалось доказать в суде, что их клиент все это время оставался зарегистрированным по месту жительства в Чикаго. Кроме того, согласно своим первоначальным планам, Эмануэл не планировал проводить за пределами родного города более двух лет. В результате ему все же удалось добиться победы, хотя для этого политику пришлось дойти до Верховного суда штата Иллинойс. Окончательное решение в пользу кандидата было вынесено менее чем за месяц до голосования.
Позже, комментируя победу Эмануэла, политологи отмечали, что противники, сами того не желая, сыграли ему на руку. Наблюдая за тем, как молодой и активный политик, не теряя собственного достоинства и спокойствия, успешно противостоит мощной информационной кампании, избиратели невольно прониклись к нему симпатией. В результате, еще в то время, когда вопрос об участии Эмануэла в выборах не был решен, его рейтинг значительно повысился. Ну а когда кандидату-фавориту удалось окончательно доказать свою правоту в суде, уровень его поддержки взлетел почти до 50 процентов. С этого момента никаких сомнений в том, что Эмануэл сумеет набрать большинство голосов, уже почти ни у кого не оставалось. Единственной надеждой для его оппонентов оставалась возможность проведения в апреле второго тура - но только в том случае, если бы результаты опросов оказались верны и бывшему главе администрации президента не удалось бы преодолеть 50-процентный барьер в первом туре.
Наибольшие шансы встретиться с Эмануэлом во втором туре были у бывшего руководителя администрации уходящего мэра Чикаго Джери Чико, который занимал этот пост в 1992-1995 годах. Согласно одному из последних опросов, проведенному 10 февраля, за него свои голоса были готовы отдать 19 процентов избирателей. Основным мотивом кампании Чико была поддержка жителей отдаленных районов Чикаго. Свою позицию он ставил в противовес планам Эмануэла, который, как уверял бывший помощник мэра, все свое внимание направит на центр города. На выборах Чико даже превзошел прогнозируемый результат, набрав почти 24 процента голосов избирателей, но этого оказалось недостаточно. Как показали итоги голосования, в основном его поддержали районы, преимущественно населенные выходцами из Латинской Америки. Между тем голосов чернокожего населения Чико добиться не удалось.
Не поддержали чернокожие и еще одного кандидата, который, согласно опросам, входил в тройку фаворитов. Ирония заключается в том, что речь идет о представительнице черной общины города Кэрол Мосли Брон (Carol Moseley Braun). Во время опросов желание отдать голоса за нее выразили десять процентов опрошенных. Между тем на выборах ей пришлось довольствоваться лишь 8,96 процента голосов и четвертым местом. Не помогло ей и то, что в США Брон известна как первая и единственная в стране чернокожая женщина, занявшая кресло федерального сенатора. В верхней палате Конгресса она проработала с 1993 по 1999 год.
Третье место на выборах занял выходец из Пуэрто-Рико Мигель дель Валье (Miguel del Valle), в прошлом член сената штата Иллинойс, который сумел набрать 9,28 процента голосов. По опросам, он должен был получить только восемь процентов, из-за чего многие аналитики отнесли его к разряду аутсайдеров. К этой же категории оказались причислены и два других кандидата: чернокожая активистка Патриция Ван Пелт Уоткинс (Patricia Van Pelt Watkins), за которую проголосовали 1,64 процента избирателей, а также Уильям Уоллз (William Walls III) - бывший помощник экс-мэра Чикаго Харольда Вашингтона. Он сумел набрать менее одного процента.
Что касается Эмануэла, за него свои голоса отдали жители 50 из 60 районов города, в том числе самые густонаселенные. Более того, именно за Эмануэла проголосовали более половины представителей чернокожего населения Чикаго. Удалось ему заручиться поддержкой и латиноамериканцев. Комментируя подготовку к выборам, глава ассоциации испаноязычного населения Чикаго Хуан Ранхель (Juan Rangel) рассказал, что Эмануэл единственный из всех кандидатов обсуждал с ним интересующие латиноамериканцев вопросы.
Социальная сторона кампании Эмануэла, в ходе которой он плодотворнее своих конкурентов сотрудничал с лидерами местных общин и ассоциаций, стала не единственным козырем политика. В частности, в пользу будущего мэра сыграл и политический вес его сторонников. Самым известным из тех, кто официально выступил в его поддержку, стал бывший президент США Билл Клинтон, чьим старшим советником в свое время работал Эмануэл. Между тем СМИ неоднократно писали и о неофициальной поддержке, которую кандидату предоставили его бывший начальник Барак Обама, а также сам Ричард Дэйли. Более того, некоторые эксперты в открытую заявляли, что заявление Эмануэла о готовности побороться за пост мэра Чикаго и последовавшее за этим объявление нынешнего градоначальника о скорой отставке были заранее скоординированы. Именно это, считают политологи, стало основным фактором, который позволил Эмануэлу сразу же после вступления в предвыборную гонку занять в ней лидирующую позицию.
Успешной деятельность Эмануэла оказалась и в финансовой сфере. Чуть более чем за три месяца, которые прошли с момента регистрации предвыборного штаба кандидата, его команде удалось собрать весьма внушительную сумму - почти 13 миллионов долларов. Для сравнения, его ближайший конкурент Джери Чико сумел собрать вчетверо меньше, а предвыборный бюджет Брон и вовсе не превысил 500 тысяч долларов.
Показав себя талантливым организатором и деловым человеком, Эмануэл теперь должен доказать, что этих качеств ему хватит не только на предвыборную кампанию. Уходя на покой, его предшественник оставил ему город, экономика которого находится далеко не в лучшем состоянии. Например, дефицит бюджета Чикаго, по различным оценкам, может составить от 600 миллионов до почти миллиарда долларов при общем объеме бюджета около шести миллиардов. Еще более остро стоит вопрос о нехватке средств на пенсионные выплаты - дефицит в этой сфере достиг целых 20 миллиардов долларов. В неудовлетворительном состоянии находится инфраструктура города, низким считается и уровень образования, не хватает рабочих рук в полиции. Кроме того, как показывает статистика, население Чикаго медленно, но неуклонно сокращается.
Судя по предвыборным обещаниям, Эмануэл не планирует решать финансовые трудности города путем повышения налогов. Вместо этого он предложил ряд таких мер, как сокращение расходов городского бюджета и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов. По его словам, это позволит сократить дефицит бюджета на 575 миллионов долларов. Между тем будущий мэр намерен сократить пенсионные выплаты, что неизбежно приведет к конфликтным ситуациям в городе. Кроме того, сложности у Эмануэла могут возникнуть и при работе с членами городского совета, большая часть которых заняли свои посты еще при нынешнем градоначальнике. Не исключено, что привыкнув к стилю Дэйли, чиновники будут всячески сопротивляться инициативам нового руководителя, особенно если они будут носить непопулярный характер.
И если, вступив в должность, Эмануэл не сможет решить накопившиеся проблемы или попытается сохранить статус-кво, его первый срок на посту мэра Чикаго может оказаться последним.