Стокгольмский международный институт исследования мира опубликовал рейтинг ста крупнейших оборонных компаний, составленный по итогам 2009 года. В первой десятке вполне предсказуемо оказались семь американских фирм, а вот российские производители вооружений и военной техники не значатся даже в первой двадцатке. В целом, рейтинг показал - несмотря на продолжение глобального финансово-экономического кризиса, военные продажи в 2009 году выросли на 14,8 миллиарда долларов.
Традиционно, большинство мест в рейтинге занимают американские компании. В список попали 45 фирм из США, общая выручка которых в 2009 году составила 247 миллиардов долларов. 33 компании в рейтинге - из Европы; они сумели продать вооружений и военной техники на 120 миллиардов долларов. Числятся в рейтинге и девять предприятий из России, которые сумели выручить от продажи своей продукции 9,2 миллиарда долларов. Оборонные компании из Китая, Африки и Латинской Америки в рейтинг крупнейших военных производителей включены не были, поскольку SIPRI не удалось получить полную и достоверную информацию об их деятельности.
Любопытно, что компании из первой десятки сумели в 2009 году продать вооружений и военной техники на 228 миллиардов долларов - более половины всей выручки ста крупнейших фирм. Учитывая, что среди крупнейших десяти предприятий - семь американских, удивляться таким объемам продаж не следует. США на протяжении последних нескольких лет традиционно занимают первое место по военному экспорту - в 2009 году американские компании поставили на мировой рынок продукции на 38,1 миллиарда долларов. Для сравнения, продажи России, занимающей второе место в мире по объемам экспорта, составили 8,8 миллиарда долларов.
При составлении списка SIPRI пользовался данными о продажах вооружений и военной техники как внутри страны, так и на мировом рынке. Также учитывалась финансовая информация и сведения о занятости крупнейших предприятий. Рейтинг ста крупнейших оборонных производителей вышел в 2011 году в 22-й раз. Следует отметить, что подобный список SIPRI публикует с более чем годовой задержкой - рейтинг 2010 года будет обнародован в 2012 году. Столь большой срок необходим для сбора сведений, проведения подсчетов и проверки полученной финансовой информации.
Четвертую строчку рейтинга SIPRI отвел американской Northrop Grumman. Она в 2009 году продала вооружений и военной техники на 27 миллиардов долларов. Замыкает пятерку крупнейших военных производителей General Dynamics с 25,59 миллиарда долларов. Помимо BAE Systems в первую десятку списка попали еще две не американские компании: общеевропейский концерн EADS и итальянская Finmeccanica. Перечисленные фирмы занимаются преимущественно производством авиатехники, артиллерийских вооружений, кораблей, электронных систем, двигателей и стрелкового вооружения.
В целом, вторая пятерка рейтинга SIPRI выглядит следующим образом: Raytheon (шестое место, 23,08 миллиарда долларов), EADS (седьмое место, 15,93 миллиарда), Finmeccanica (восьмое место, 13,28 миллиарда), L-3 (девятое место, 13,01 миллиарда) и United Technologies (десятое место, 11,11 миллиарда долларов). Совокупные общие продажи компаний первой десятки, включая и поставки вооружений, в 2009 году составили 382,3 миллиарда долларов.
В рейтинг попали и девять российских оборонных предприятий, три из которых не удостоились отдельного места в списке, поскольку были посчитаны в составе одной корпорации. Речь идет о "Сухом", РСК "МиГ" и "Иркуте", продажи которых были учтены в выручке Объединенной авиастроительной корпорации, попавшей в список впервые. Также впервые в рейтинге оказалась и Объединенная двигателестроительная корпорация. Дело в том, что ОАК и ОДК в 2009 году опубликовали свои первые с момента основания финансовые отчеты.
23-ю строчку рейтинга занял концерн ПВО "Алмаз-Антей". Эта компания поставила заказчикам вооружений на 3,26 миллиарда долларов, что на 1,08 миллиарда меньше, чем годом ранее. По сравнению с рейтингом 2008 года "Алмаз-Антей" опустился на пять позиций. 29-е место в списке SIPRI заняла ОАК с 2,71 миллиарда долларов. Если бы "Сухой" не был посчитан в составе ОАК, он бы занял 55-е место в рейтинге, продав в 2009 году продукции на 1,44 миллиарда долларов. В списке, опубликованном в 2008 году, "Сухой" занимал 38-е место.
Корпорация "Иркут", в 2008 году занимавшая 60-е место, в 2009-м году заняла бы 64-е с объемом продаж, равным 1,06 миллиарда долларов. РСК "МиГ", фигурирующий в списке впервые и введенный в него в составе ОАК, в 2009 году продал боевых самолетов и сопутствующей техники на 780 миллионов долларов. Перемещение российских авиастроительных компаний в рейтинге на более низкие позиции обусловлено снижением продаж самолетов. В середине ноября 2009 года SIPRI опубликовал исследование мирового рынка истребителей в 2005-2009 годах.
В указанный период объем продаж российских истребителей снизился на 112 единиц по сравнению с 2000-2004 годами. В 2005-2009 годах Россия смогла продать только 219 боевых самолетов. Для сравнения, в этот же период США продали 341 истребитель, увеличив этот показатель по сравнению с предыдущим периодом на 55 единиц. В общей сложности в 2005-2009 годах все участники мирового рынка продали 995 боевых самолетов, что составило треть от общего объема оружейного рынка.
Возвращаясь к рейтингу SIPRI ста крупнейших военных компаний, следует отметить, что снижение продаж коснулось и других российских предприятий. В частности, корпорация "Тактическое ракетное вооружение" опустилась с 59-й позиции на 67-ю, продав вооружений на 910 миллионов долларов. В 2008 году этот показатель составил 1,17 миллиарда долларов. Холдинг "Вертолеты России" занял 73-ю строчку рейтинга, опустившись на три позиции. Продажи холдинга в 2009 году снизились на 40 миллионов долларов до 810 миллионов.
Единственным исключением стал производитель танков и бронетехники "Уралвагонзавод", который сумел подняться с 90-й строчки сразу на 76-ю. Компания продала в 2009 году военной техники на 800 миллионов долларов, увеличив этот показатель на 160 миллионов долларов. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, в 2006-2009 годах Россия вышла на первое место в мире по экспорту основных боевых танков. В указанный период на внешний рынок были поставлены 482 российских танка, против 292 у Германии и 209 у США. Общий объем поставок российских танков составил 1,57 миллиарда долларов.
Не исключено, что в рейтинге 2010 года "Уралвагонзавод" поднимется еще на несколько строчек. Согласно прогнозу ЦАМТО, в 2010-2013 годах объем поставки российских танков на мировой рынок увеличится до 859 единиц на общую сумму в 2,75 миллиарда долларов. Эта оценка включает в себя будущие поставки по уже заключенным контрактам, а также заявленные намерения государств на покупку и лицензионное производство российской бронетехники.
При этом по итогам 2010 года общий объем мирового рынка вооружений, по предварительным оценкам, составил около 75 миллиардов долларов - рекордный показатель за всю историю торговли оружием. В 2009 году объем мирового рынка составил 50,204 миллиарда долларов. Следует также учитывать, что многие страны мира в 2010 году увеличили расходы на покупку военной техники. Так, Россия потратила на гособоронзаказ в прошедшем году 1,159 триллиона рублей (39,9 миллиарда долларов). США на покупку новых вооружений и военной техники, а также на реализацию программ разработки потратили в 2010 году около 400 миллиардов долларов.