Россия
18:33, 24 февраля 2011

Охота на волков В лесах Приэльбрусья разыскивают убийц московских туристов

После того как 18-19 февраля в Кабардино-Балкарии были убиты трое туристов и подорвана канатная дорога, в республике объявили режим контртеррористической операции. В ходе операции 22 февраля в лесу была окружена группа боевиков, однако 24 февраля им удалось вырваться из окружения. Тем временем в СМИ обсуждается появление в КБР "антиваххабитского подполья", якобы объявившего войну радикальным исламистам.

На минувших выходных радикальные исламисты, в прошлом "воевавшие" в основном против сотрудников силовых структур, нанесли удар по важнейшей отрасли экономики Кабардино-Балкарии - туристическому бизнесу. В пятницу, 18 февраля, боевики остановили на дороге микроавтобус, перевозивший из аэропорта Минеральных Вод в горнолыжный поселок Терскол группу москвичей. После недолгой перепалки, в ходе которой боевики и туристы требовали друг у друга документы, исламисты открыли огонь. Туристы Ирина Патрушева, Денис Белоконь и Вячеслав Кара погибли, а Валерий Белоконь и Сергей Ефремов получили ранения. Через несколько часов в Терсколе была подорвана канатная дорога, в пропасть упали 30 вагончиков. Взрыв произошел, когда дорога уже была остановлена на ночь, поэтому никто не пострадал. Наконец, 19 февраля рядом с гостиницей в Терсколе был обнаружен автомобиль с тремя взрывными устройствами. Их удалось обезвредить. Установлено, что машина принадлежала боевику, ликвидированному осенью 2010 года.

Тот факт, что боевики замахнулись на туристов, свидетельствует об их весьма серьезном настрое. По данным СМИ, в КБР исламисты облагают "данью" практически все объекты туристической индустрии, такие как гостиницы и магазины. Поэтому нормальная работа этих объектов выгодна боевикам. Тем не менее, исламисты отказались от меркантильных соображений и осуществили акцию, фактически сорвавшую туристический сезон. Представители туриндустрии сообщили журналистам, что с 19 февраля в регионе были отменены фактически все экскурсии и закрыты многие маршруты. И это неудивительно - даже полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин заявил, что на время проведения контртеррористической операции в КБР нужно ограничить приток туристов.

О ходе контртеррористической операции на данный момент известно много, а вот о ее результатах - мало. 22 февраля участвующие в операции силовики увидели на дороге неподалеку от села Былым нескольких мужчин в маскировочных халатах. Поняв, что их заметили, мужчины начали отходить в лес. Силовики последовали за ними. Вскоре завязалась перестрелка. Боевики успели занять господствующие высоты, кроме того, среди них был снайпер. Поэтому для силовиков бой оказался нелегким - один военнослужащий был убит, шестеро ранены. Есть ли погибшие среди боевиков, неизвестно. Когда они скрылись, на месте их дислокации были найдены только пятна крови. Таким образом, если кто-то из исламистов и был убит, то его труп сообщники забрали с собой.

23 февраля военные провели минометный обстрел местности, а затем приступили к зачистке. Однако в ходе зачистки был обнаружен лишь брошенный лагерь, рассчитанный на проживание восьми человек. В лагере нашли оружие, несколько комплектов милицейской формы и запасы еды. Рядом с лагерем, опять же, обнаружилась кровь. Трупы или следы захоронений найдены не были. 24 февраля было объявлено, что боевикам удалось вырваться из оцепления и участникам контртеррористической операции пришлось расширить район поисков.

В СМИ появлялась противоречивая информация о ликвидированных боевиках - некоторые источники передавали, что их трое, некоторые сообщали о пятерых убитых. Впоследствии ни одна из этих версий не подтвердилась. Остается констатировать, что никакой достоверной информации о потерях исламистов пока нет. Силовые ведомства с уверенностью сообщают лишь одно - участники боя в лесу почти наверняка причастны к убийству московских туристов.

Впрочем, исламисты и не отрицают, что туристов убили именно их кабардино-балкарские соратники. Почти сразу после преступления на одном из исламистских сайтов появилось сообщение об уничтожении "вражеских так называемых туристов". Называлась на сайте и причина нападения - боевики полагают, что на самом деле туристы являлись агентами "спецслужб оккупантов", засланными в КБР для сбора информации о расположении лагерей исламистов. Возможно, боевики пришли к такому выводу, каким-то образом узнав фамилию Ирины Патрушевой. Они могли подумать, что женщина является родственницей бывшего главы ФСБ Николая Патрушева. Хотя на самом деле это маловероятно - позднее СМИ сообщили, что погибшая Патрушева имела лишь одного родственника, 16-летнего сына.

Об имени организатора нападения на туристов, подрыва канатной дороги и минирования автомобиля аналитикам не пришлось долго гадать. Имя нынешнего лидера кабардино-балкарских боевиков давно известно - это Аскер Джаппуев. Известны и многочисленные подробности о его "карьере" и об истории возглавляемого им подполья.

Джаппуев, родившийся в 1971 году, возглавил кабардино-балкарских исламистов после гибели двух гораздо более заметных лидеров. До недавних пор местные исламисты подчинялись Мусе Мукожеву 1966 года рождения и Анзору Астемирову 1976 года рождения. Мукожев в 1990 году окончил курсы исламоведения при Духовном управлении мусульман, потом Кабардино-Балкарский исламский институт, а затем прошел стажировку в Иордании. Некоторое время Мукожев находился на легальном положении. Он читал проповеди в одной из мечетей неподалеку от Нальчика, причем завоевал огромную популярность. Послушать его проповеди собиралось до тысячи прихожан, приезжавших из разных населенных пунктов. О Мукожеве слагали легенды, прихожане до сих пор говорят о нем в возвышенных выражениях.

Астемиров тоже получил всестороннее исламское образование - будучи потомком черкесских князей, он окончил медресе Нальчика, а позднее по представлению Духовного управления мусульман стажировался в Саудовской Аравии. Поначалу Астемиров также пытался действовать в правовых рамках, хотя, по данным СМИ, он изначально относился к боевикам гораздо лучше, чем Мукожев. Так или иначе, со временем противоречия между этими двумя мусульманами и Духовным управлением достигли предела, и оба вынуждены были уйти "в леса". Сначала безусловным лидером, сплотившим боевиков, стал Мукожев, а Астемиров довольствовался ролью его заместителя. Однако затем Мукожев предпочел уступить ведущую роль Астемирову. Тот больше понимал в военном деле, а также обладал более гибким характером и смог наладить нормальные отношения с лидером "Имарата Кавказ" Доку Умаровым (который позиционирует себя как "главного исламиста Кавказа").

В мае 2009 года Мукожев был ликвидирован силовиками, и Астемиров стал единоличным лидером кабардино-балкарских исламистов. Однако властвовать ему довелось недолго - в марте 2010 года он также был убит. Именно после этого пост лидера боевиков занял Джаппуев, до этого мало кому известный (а его ближайшим соратником стал некий Казбек Ташуев). Возможно, именно из-за желания "не потерять лицо" на фоне знаменитых предшественников новый лидер сразу же постарался проявить как можно больше активности. Джаппуев стал регулярно выступать с видеообращениями, призывать своих сторонников к боевой готовности, а вот теперь боевики под его руководством "объявили войну" туристам.

Кадр из видеообращения "Черных ястребов"
Lenta.ru

Кстати, по некоторым данным, в ближайшее время Джаппуеву придется попробовать свои силы в борьбе с гораздо более серьезным противником, нежели московские горнолыжники. Недавно в Кабардино-Балкарии появилась группировка под названием "Черные ястребы". СМИ называют их "антиваххабитским подпольем", хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что реальные мотивы "подпольщиков" не сводятся к борьбе с экстремизмом. Из размещенного в интернете видеообращения "ястребов" следует, что их волнуют не только нападения боевиков на мирных жителей КБР, но и то, что Джаппуев подчиняется чеченцу Доку Умарову. "Никогда в истории не было такого, чтобы адыг или балкарец подчинялся каким-то чеченцам", - подчеркивается в обращении. Поэтому трудно разделить радость некоторых аналитиков, которые поспешили заявить, что "честные жители Кабардино-Балкарии ополчились против экстремистов". Вполне возможно, что суть конфликта состоит не в "неприятии насилия", а в банальных этнических разногласиях. Стоит отметить, что группировка "героев народного сопротивления" называется так же, как банда азербайджанских националистов, которая в 2008 году совершала нападения на москвичей.

Однако факт остается фактом - кабардино-балкарские "ястребы" вешают на дома родственников Джаппуева и его соратников листовки с угрозами, а иногда и совершают нападения. В частности, недавно в Нальчике "ястребы" закидали бутылками с зажигательной смесью дом родителей одного из сторонников Джаппуева.

Некоторые источники утверждают, что "Черные ястребы" были созданы не без поддержки силовых структур. Источники указывают на то, что автор вышеупомянутого видеообращения (лицо которого скрывает маска) говорит по-русски без малейшего акцента. Кроме того, мать боевика, дом которой закидали бутылками с "коктейлем Молотова", сказала журналистам, что после нападения не смогла вызвать пожарных. Женщина говорит, что, когда она позвонила в пожарную охрану, ей якобы ответили: "Вас вообще всех выжечь нужно".

Если банда Джаппуева всерьез решила отказаться от негласного правила "не трогать туристический бизнес", а "Черные ястребы" всерьез намерены повоевать за независимость от "каких-то чеченцев" - обстановку в Кабардино-Балкарии в ближайшее время трудно будет назвать спокойной. В таком случае местным правоохранительным органам непросто будет выполнить наказ президента РФ Дмитрия Медведева, который на экстренном совещании Национального антитеррористического комитета 22 февраля заявил: "Нанесение ударов по террористам, уничтожение непримиримых должно быть продолжено. Речь не идет только об акциях возмездия террористам. Их нужно предавать суду, а если они оказывают сопротивление, безжалостно уничтожать".

< Назад в рубрику