Россия
19:12, 25 февраля 2011

Трижды десять равно десять В "послужной список" Рыно и Скачевского внесли новое убийство

24 февраля Мосгорсуд вынес третий по счету приговор националистам Артуру Рыно и Павлу Скачевскому, которые в 2008 году были приговорены к максимальному наказанию для несовершеннолетних - десяти годам лишения свободы. Подсудимых признали виновными еще в одном убийстве на национальной почве. Увеличить максимальное наказание нельзя, поэтому судебный процесс изначально был похож на сугубо бюрократическую процедуру.

Артур Рыно вырос в Екатеринбурге. Отец будущего националиста погиб, когда тому было три года. Мать Рыно, Светлана, работала художником в отделе культуры Екатеринбургской епархии Русской православной церкви, а также преподавала рисование в нескольких школах. Рыно успел поучиться как минимум в трех школах, и везде его характеризовали как тихого и доброго мальчика. Соседи настолько доверяли ему, что часто просили его присмотреть за своими детьми. Самые "страшные" поступки школьника, которые смогли припомнить знакомые, - приход на занятия в черной повязке на голове и перчатках без пальцев, а также бритье налысо незадолго до выпускного.

После окончания 11 классов Рыно решил пойти по стопам матери и стать художником. Учиться он поехал в Москву. Светлана Рыно пробовала сохранить контроль над сыном (который незадолго до этого получил травму головы и стал страдать приступами головной боли). Директор Московского художественного училища прикладного искусства Александр Толкачев рассказал журналистам, что женщина просила разрешить ей поселиться в общежитии вместе со студентами. Конечно же, разрешение получено не было, и Рыно получил возможность "покорить столицу" самостоятельно.

Именно к этому периоду относится единственный резко негативный отзыв о Рыно, который удалось получить журналистам. Преподаватель училища Иосиф Браславский рассказал, что некогда сделал студенту замечание за устройство дыры в балконе, через которую можно было проникать в общежитие после отбоя. Как утверждает преподаватель, в ответ Рыно заявил: "Какое твое дело? Я на твоей могиле еще свечку поставлю".

Вскоре юный екатеринбуржец познакомился со своим ровесником, студентом Университета физкультуры Павлом Скачевским. Тот вырос в Москве в семье спортсменов. Скачевский, как и Рыно, имел безупречную репутацию - знакомые называют его добрым, отзывчивым и серьезным. Юноша окончил школу с золотой медалью.

По данным правоохранительных органов, вскоре после знакомства Рыно и Скачевский пришли к выводу, что в Москве слишком много приезжих с Кавказа и из азиатских стран. В апреле 2006 года подростки начали по ночам ходить по улицам и выискивать людей с "неправильными" чертами лица. Разыскав такого человека, студенты избивали его, а зачастую также наносили ему множество ножевых ранений. Со временем Рыно и Скачевский начали привлекать к своей деятельности других подростков. Впрочем, "организацией банды" это назвать трудно. Студенты просто общались на националистических форумах в интернете и приглашали желающих на "акции". Форумчане встречались в условленном месте, убивали первого попавшегося приезжего и расходились, не успев даже толком познакомиться друг с другом.

В октябре 2007 года Рыно и Скачевского задержали по подозрению в убийстве гендиректора страховой компании Карена Абрамяна и дворника Хайрулло Садыкова. Почти сразу после задержания Рыно признался примерно в сорока убийствах (причем настаивал на том, что совершил их за последние два месяца). Скачевский в то же время отрицал свою вину. Вскоре в поле зрения следователей попал также "старший товарищ" задержанных - Виталий Никитин. Как утверждают в националистических кругах, Никитин начал активно сотрудничать со следствием и указал еще на троих предполагаемых участников преступлений - Светлану Аввакумову, Николая Дагаева и Ивана Китайкина. Также арестованы были Роман Кузин, Денис Лавриненков и Александр Аникин.

В декабре 2008 года был вынесен приговор. Аввакумову и Дагаева суд оправдал. Остальных фигурантов признали виновными в общей сложности в двадцати убийствах и 12 покушениях на убийство. Большинство фигурантов дела были несовершеннолетними, из общей картины выбивались лишь Никитин и Кузин. Рыно и Скачевскому в момент задержания было ровно по 18 лет, а все доказанные преступления они совершили до 18-летия. Это повлияло на сроки наказания - по закону несовершеннолетних нельзя приговаривать к лишению свободы сроком больше чем на десять лет. Именно по десять лет получили Рыно и Скачевский. Китайкину и Аникину дали по девять лет, Лавриненкову - шесть лет. Кузин получил 20 лет колонии, а Никитин отделался 12-ю годами.

Вскоре после вынесения приговора Рыно, Скачевского и Кузина заподозрили еще в трех убийствах. Следователи пришли к выводу, что именно они в октябре 2006 года убили в Мытищах гражданина Армении, в январе 2007 года зарезали у метро "Теплый Стан" дворника из Узбекистана, а в марте 2007 года убили таджика неподалеку от станции метро "Свиблово". В 2010 году по новому делу был вынесен приговор. Кузину дали два дополнительных года колонии. Что же касается Рыно и Скачевского, то они совершили все три убийства, будучи несовершеннолетними. Поэтому судья не имел права увеличить уже полученный националистами максимальный срок - десять лет колонии.

Однако на этом история не завершилась. Правоохранительные органы решили, что Рыно и Скачевский могли убить также 37-летнего Максима Лаврика, который был зарезан на Большой Черкизовской улице в апреле 2007 года. За это убийство уже был приговорен к 14 годам лишения свободы человек по фамилии Руденко. Однако следователи пришли к выводу, что приговор оказался ошибочным. Руденко выпустили из колонии, а Рыно и Скачевский дали признательные показания.

"Мои подзащитные не имели ненависти к убитому, однако действовали из мотивов национальной вражды. Их вражда обуславливается социально-политической ситуацией", - пояснил на одном из заседаний адвокат националистов. При этом журналистам стало известно, что Лаврик не был ни кавказцем, ни азиатом, а просто обладал внешностью, которую его вдова характеризует как "яркую". По словам вдовы, у погибшего была бледная кожа, темные волосы и очень густые брови. Националисты были не первыми, кто обратил на это внимание. Вдова рассказала журналистам, что Лаврика часто останавливали для проверки документов московские милиционеры.

Поскольку в апреле 2007 года ни Рыно, ни Скачевскому еще не исполнилось 18 лет, судебное разбирательство опять же свелось лишь к формальному признанию вины. Если изъясняться совсем точно, то подсудимых приговорили за убийство Лаврика к пяти годам лишения свободы, а затем с учетом ранее вынесенного наказания увеличили этот срок до десяти лет. На практике это означает, что срок наказания снова оставили неизменным - максимальным для несовершеннолетних. Националисты не могли ожидать ничего иного. Как свидетельствуют СМИ, они относились к судебным заседаниям без особого волнения. Рыно возмущался тем, что дело рассматривает судья Олег Гайдар, который показался ему "нерусским". Во время вынесения приговора подсудимые отвлекались и переговаривались между собой.

Вдова Лаврика требует с Рыно и Скачевского миллион рублей в качестве моральной компенсации. Это требование будет рассмотрено в рамках гражданского судопроизводства. Если суд удовлетворит требование вдовы, то миллион прибавится к тем четырем миллионам, которые с Рыно и Скачевского взыскали по итогам рассмотрения первого дела. Сумму компенсации родственникам погибших, в отличие от срока наказания, закон увеличивать не запрещает.

< Назад в рубрику