В начале 2011 года самые известные российские сети салонов связи - "Евросеть" и "Связной" - начали корпоративную войну. По версии "Евросети", "Связной" начал демпинговать, продавая телефоны чуть ли не себе в убыток, на что конкурент решил ответить нетривиальным шагом: выселением "Связного" из его салонов.
В середине 2000-х годов салоны связи были одним из самых быстроразвивающихся видов розничного ритейла: "Евросети", "Связные", "Беталинки", "Цифрограды", "Альт Телекомы" в крупных городах появились буквально у каждого метро, а в городах помельче - на всех центральных улицах. После естественного насыщения рынка (когда у каждого россиянина появилось по одному, а то и по два телефона) сети салонов связи стали быстро переориентироваться на смежные услуги.
Сейчас в большинстве салонов можно не только купить телефон или оплатить счет МТС, "Билайна" и "МегаФона", но и, например, осуществить денежный перевод, взять ноутбук напрокат, приобрести игрушки и посуду и многое-многое другое. В общем, салоны застолбили за собой место этаких локальных шопинг-центров технологичной и прочей продукции, где всегда можно найти что-нибудь интересное.
Правда, кризис показал, что открывать розничную сеть - дело для одних прибыльное, а для других весьма убыточное. Упомянутые "Беталинк" и "Цифроград" были признаны банкротами, да и в "Связном" не обошлось без скандалов. "Евросеть" же смогла относительно безболезненно пережить кризис благодаря новому акционеру - в сентябре 2008 года почти половину компании купил "Вымпелком", работающий в России под торговой маркой "Билайн".
Эта сделка вообще стала символом глобальных изменений на рынке сотовой связи: практически все сотовые операторы поняли, что им выгодно иметь собственные салоны, и стали их активно развивать. Ведь покупатель сим-карты в монобрендовом магазине практически наверняка останется верен компании. Кроме того, для сотовых операторов свои собственные салоны - возможность дополнительной рекламы внутри города.
Сейчас наиболее масштабной является сеть монобрендовых магазинов МТС, владеющая приблизительно 3600 точками продаж, но и конкуренты не дремлют. В "МегаФоне" еще в конце 2009 года пообещали увеличить количество собственных магазинов до трех тысяч к началу 2012 года, что должно сделать эту сеть одной из крупнейших в стране.
В "Вымпелкоме" до недавнего времени были удовлетворены сотрудничеством с "Евросетью", однако в 2011 году и этот мобильный оператор решил, что ему нужны монобрендовые салоны. Для их открытия "Вымпелком" нанял всю ту же "Евросеть", которая пообещала сотовому оператору тысячу салонов уже к концу года.
Таким образом, перед "Евросетью" встала задача открывать едва ли не по три салона в день, при том что лучшие площади уже заняты конкурентами. Тут-то и начинается наша история.
28 февраля президент "Евросети" Александр Малис заявил, что в ближайшие два месяца его компания намерена занять до 500 торговых точек, в которых сейчас располагаются салоны связи "Связной". Если это будет сделано, то "Связной" лишится приблизительно пятой части своих салонов и будет вытеснен из тройки крупнейших сетей, в которой, кстати сказать, останется только одна не монобрендовая компания: "Евросеть".
Агрессию по отношению к "Связному" в "Евросети" объясняют в стиле "сам виноват". Так, анонимный источник РИА Новости объяснил, что "Связной" с конца 2010 года начал ценовую войну с конкурентами, что "Евросети" не понравилось, и та решила провести собственную атаку.
Однако ценовая война и битва за торговые точки - вещи принципиально разные. Ведь если от скидок на телефоны выигрывает прежде всего потребитель, то из-за "перекупки" помещений никаких скидок не дождешься: наоборот, стоимость телефонов вырастет из-за того, что вырастут арендные платы. Подорожают не только телефоны: если "Евросеть" задерет цены на аренду, владельцы недвижимости смогут быстро "поймать волну" и повысить ставки и для других арендаторов.
Схему "перекупки" салонов связи описал в номере от 1 марта "Коммерсантъ". По данным источника издания, "Евросеть" предлагает владельцам недвижимости, в которой расположены салоны "Связного", по десять месячных платежей наличными. Сумма получается приличной: по одному-два миллиона рублей за салон.
Правда, в "Евросети" такие траты официально опровергают. В компании отмечают лишь, что пока с арендодателями подписаны документы по поводу 273 салонов, большая часть из которых будет открыта под брендом "Билайн". При этом, по словам Малиса, "Евросети" надо не больше 500 магазинов "Связного", а по словам источника РИА Новости, борьба будет идти "до конца, пока 'Связной' не капитулирует - не уйдет с рынка".
В "Связном", правда, никакой паники не наблюдается. Кроме того, в компании открыто заявили, что считают информацию конкурента "ложью". Так, президент компании Максим Ноготков уже заявил, что пока ни один салон не перешел к "Евросети" - во всяком случае, досрочных разрывов договоров по аренде не было. При этом он не исключил, что где-то договоры истекают сами собой, но подчеркнул, что в любом случае речь не идет о сотнях магазинов.
Не упустили случая в "Связном" и уколоть конкурента. По словам Ноготкова, средние продажи на один салон у компании оказались на 75 процентов выше, чем у "Евросети". Зато "Евросеть" не имеет равных в России по количеству торговых точек. Это означает, что часть из них открыта на перспективу, из-за чего по доходам на один магазин выгоднее смотрятся те компании, у которых меньше салонов.
Борьба между "Евросетью" и "Связным" обещает продлиться еще долго: пока стороны даже не пробуют договориться между собой. "Евросеть" атакует, "Связной" обороняется, а арендодатели открыли кошельки, ожидая сверхприбылей. Любая война - хороший способ нажиться на противостоянии сторон.