Пока мировое сообщество мучительно раздумывает о том, как положить конец кризису в Ливии, жители освобожденной части этой страны справляются со сложностями по мере их поступления. В Бенгази формируются временные органы власти для организации мирной жизни и ополчение для защиты своих завоеваний.
Ливия после революции разделилась на две части: западную, где власть сохранилась в руках Муаммара Каддафи, и восточную, где ситуацию под свой контроль взяла оппозиция. Но такое положение сохранялось недолго: город Сирт, расположенный строго между Бенгази и Триполи, остался в руках режима, хотя некоторые города к западу от него (Мисурата, Эль-Завия) перешли под контроль его оппонентов.
Таким образом, средиземноморское побережье, где проживает большинство ливийцев, превратилось в настоящую чересполосицу: где мятежный город, а где лояльный, разобраться было сложно.
Тем не менее, люди понемногу привыкают жить и в таких условиях. В городах, расположенных на востоке страны, начинают формироваться временные органы власти. Принять участие в их работе фактически может любой желающий, однако большинство там составляют университетские преподаватели, юристы и просто уважаемые люди.
Сейчас, в основном, они заняты налаживанием нормальной жизни, уделяя основное внимание безопасности, образованию и медицине. Благодаря этому в освобожденных от Каддафи городах работает полиция, открылись школы, а медицинские учреждения, несмотря на нехватку специалистов и материалов, работать не прекращали. Сотовая связь, снабжение топливом и продуктами питания также в полном порядке.
В Бенгази - революционной "столице" - политическая жизнь сконцентрировалась в здании местного суда: именно оттуда временная администрация осуществляет свою власть. Пока получается неплохо: иностранные журналисты утверждают, что в городе не опаснее, чем на окраинах многих западных мегаполисов после захода солнца.
Но важно обратить внимание на одну деталь: администрация Бенгази настаивает, что является не переходным правительством в общепринятом понимании этого выражения, а лишь организацией, поддерживающей порядок на освобожденных территориях. Тем самым там подчеркивают, что настоящее правительство появится только в Триполи после изгнания оттуда Каддафи.
Вообще, жители восточной Ливии изо всех сил пытаются не допустить и намека на сепаратизм. Одним из главных их лозунгов является "Триполи - наша столица!" Таким образом, режим лишается возможности обвинить оппонентов в том, что они стремятся к расколу страны.
Однако сейчас фактическое разделение страны не вызывает сомнений. О том, как его преодолеть, думают и Каддафи, и его противники. Пока все сводится к самому очевидному решению проблемы - силовому.
На военных базах вокруг Бенгази полным ходом идет формирование ополчения. Туда приходят как дезертиры, сбежавшие из частей после начала революции, так и простые местные жители, готовые с оружием в руках выбить Каддафи из страны. Навыки обращения с оружием этим добровольцам объясняют офицеры, перешедшие на сторону оппозиции.
Согласно кадрам, передаваемым с места событий, армией эту разношерстную компанию назвать сложно: дисциплина хромает, никакого общего руководства подразделениями нет. Пока ставка делается на хорошее оснащение (в распоряжении повстанцев есть даже танки и системы ПВО), а также боевой дух, который действительно силен. Поэтому шансы на успех у них есть.
Первое испытание боем эти "партизаны" уже прошли: 2 марта войска, сохраняющие верность Каддафи, попытались взять под свой контроль городок Брега, расположенный в 150 километрах к югу от Бенгази.
Ранним утром сторонники режима подъехали к населенному пункту на полусотне джипов и напали на небольшой гарнизон повстанцев. Последние вскоре разбежались, поскольку силы были неравны. Однако об атаке на свои позиции они успели сообщить в Бенгази и близлежащий город Адждабия, где у противников Каддафи были сконцентрированы значительные силы.
Спустя короткое время из Адждабии к месту боя выдвинулась большая колонна хорошо вооруженных повстанцев. По последним сообщениям, после дня боев им удалось выбить противника из населенного пункта. Однако лоялисты сумели окопаться в его окрестностях - в районе технологического университета, нефтеперерабатывающего завода и аэродрома. Очевидцы утверждают, что сражение продолжается, обе стороны применяют крупнокалиберные пулеметы и гранатометы. Кроме того, подконтрольная режиму авиация наносит удары с воздуха по позициям противника.
Однако оппозиция все же постепенно берет верх: по данным "Аль-Джазиры", основные силы нападавших - около 300 спецназовцев, были окружены повстанцами и практически потеряли надежду на спасение.
Тем временем в Бенгази вечером 2 марта состоялось собрание местных народных комитетов управления, которое завершилось формированием Национального совета - органа, который взял на себя не только решение бытовых проблем граждан, но и некоторые политические функции.
Люди, вошедшие в эту структуру, уже заявили, что постараются взять под свое управление формирующиеся вооруженные силы, и призвали международное сообщество установить над Ливией зону, запретную для полетов боевой авиации.
Международное сообщество и само раздумывает над такой возможностью: к берегам взбунтовавшейся страны движется американский авианосец "Энтерпрайз", которому вполне по силам справиться с этой задачей.
Если мир признает легитимность появившегося в Бенгази квазиправительства и прислушается к его просьбам, то это существенно изменит расклад сил. Подконтрольные Каддафи части без поддержки с воздуха будут лишены важнейшего преимущества. В этой ситуации справиться с действительно народной армией им будет очень непросто.