Мир
12:23, 2 марта 2011

Конец вундеркинда Министр обороны Германии ушел в отставку из-за обвинений в плагиате

Министр обороны ФРГ Карл-Теодор цу Гуттнеберг, самый популярный член правительства, настоящая "суперзвезда", "чудо-мальчик" немецкой политики, 1 марта подал в отставку. Поводом послужили обвинения в плагиате: чуть ли не треть своей кандидатской диссертации, которая была защищена на "отлично", он скопировал из других работ. Цу Гуттенберг отказался от ученой степени, потом был лишен ее официально, но все-таки пытался остаться министром. Не получилось. "Я всегда готов бороться, но достиг предела своих сил", - отметил министр. В правительстве Меркель образовалась зияющая брешь, заделать которую будет не так легко.

Когда цу Гуттенберг говорит, что отставка стала "самым болезненным моментом его жизни", он не лукавит. Казалось, что стремительный взлет молодого, энергичного, амбициозного и уверенного в себе франконского аристократа на вершину немецкого политического Олимпа остановить не может никто и ничто. Пожалуй, он был единственным немецким политиком, о котором можно было сказать, что в будущем он имеет все шансы стать канцлером. И пусть даже его канцлерство так и осталось гипотетическим, объективно он воплощал собой перспективу консерваторов ХДС/ХСС, был своего рода блестящим заделом на будущее, вселял уверенность. С его уходом в правом лагере воцарились неопределенность и пустота.

Цу Гуттенберг объявляет о своей отставке. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Ангела Меркель понимала это, пожалуй, лучше остальных. Канцлер до последнего, несмотря на все возрастающее давление со стороны оппозиции, СМИ, представителей научного сообщества, несмотря на страх потерять симпатии избирателей в год, когда предстоят семь земельных выборов, стойко держалась за своего министра, заявляя, что брала на работу в правительство политика, а не научного консультанта. Известие об отставке стало для нее неожиданным. Меркель получила его, находясь на открытии компьютерной выставки CeBIT в Ганновере. Канцлер прервала осмотр стендов и долгое время говорила по телефону.

Можно сказать, что судьба сыграла с Меркель злую шутку. В борьбе за укрепление своих позиций в ХДС канцлер в привычной для себя манере мягко и методично устраняла с дороги ярких представителей консервативного лагеря, которые могли бы составить ей конкуренцию. С политической сцены в 2010 году сошел премьер Гессена Роланд Кох, крупная фигура в ХДС, который в будущем также мог стать кандидатом в канцлеры. Премьер-министр Нижней Саксонии Кристиан Вульф был избран президентом ФРГ и вышел из ХДС. Амбиции преемников Коха и Вульфа - Фолькера Буффье и Дэвида Макалистера - не выходят за границы Гессена и Нижней Саксонии. Оба премьера на удивление безлики.

И вот у канцлера, на сей раз вопреки ее воле, фактически отняли единственного оставшегося яркого политика, на которого она, должно быть, возлагала определенные надежды - тем более что цу Гуттенберг был из баварской ХСС, а не из ХДС, и внутрипартийной угрозы не представлял. Кто сможет заменить цу Гуттенберга не только на посту министра обороны, но и в консервативном лагере? Пока неясно. Уж точно не премьер Баварии Хорст Зеехофер, который не может прочитать с бумажки число 3014237 и сам по этому поводу смеется. Разумеется, до выборов в бундестаг есть еще три года. Но вот до земельных выборов в Саксонии-Анхальте, Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце, Бремене, Мекленбурге - Передней Померании и Берлине времени уже не осталось.

Карл-Теодор цу Гуттенберг с супругой Штефани. До недавного времени звездная пара немецкой политики.Фото (c)AFP
Lenta.ru

И это при том, что первый раунд "супервыборного" года консерваторы с треском проиграли: в Гамбурге СДПГ получила 48,3 процента голосов. А земельные выборы - это соотношение голосов в бундесрате, федеральном представительстве земель, которое может заблокировать реформы консерваторов, проведенные через бундестаг. Недавнее мучительное противостояние по вопросу о повышении социального пособия Hartz-IV служит тому ярким подтверждением. Но и это еще не все негативные последствия: отставка цу Гуттенберга последовала в самый неудачный момент, когда на кону стоит инициированная им масштабная реформа бундесвера и министерства обороны, предусматривающая сокращение численности вооруженных сил с 240 до 185 тысяч человек и временную приостановку призыва.

Согласно планам принятой правительством реформы, которая, впрочем, еще должна быть одобрена бундестагом и бундесратом, призыв приостанавливается с 1 июля. Последний набор по призыву прошел 3 января, то есть фактически призыв уже остановлен. Однако в прессе появились сообщения, что предложенная цу Гуттенбергом схема заменить призывников добровольцами не работает. По данным Financial Times Deutschland, которая ссылается на доклад министерства обороны, число добровольцев остается намного ниже потребностей вооруженных сил. В апреле бундесвер планирует набрать 3077 новобранцев, при этом пока желание служить изъявили всего 306 человек. Ежегодная потребность в добровольцах достигает 15 тысяч человек.

Более того, эксперты из ведомства федерального канцлера выступили с критикой планов цу Гуттенберга, отметив, что ключевые предложения министра "слишком рудиментарны и недостаточно взвешены" для проведения в жизнь задуманной им реформы вооруженных сил. По мнению экспертов, стратегические цели обновленной армии четко не прописаны, а вопросы, связанные с финансированием, нуждаются в доработке. В ведомстве канцлера предложили министру обороны заново сформулировать ключевые пункты предлагаемой реформы. Иными словами, преемнику цу Гуттенберга предстоит нелегкая работа, в том числе связанная с исправлением ошибок своего предшественника. Как все это отразится на судьбе реформы, остается только гадать.

В ходе одного из визитов в Афганистан. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Удержать цу Гуттенберга на его посту не было никакой возможности. Может возникнуть впечатление, что министра обороны просто затравили политики помельче и завистники, но это не так.

Цу Гуттенберг сам вырыл себе могилу и, кроме того, фактически подставил своих партнеров по коалиции. К тому же он элементарно зарвался, чем только ухудшил свое положение, ставшее безнадежным. 17 февраля, когда скандал только разгорался, цу Гуттенберг назвал обвинения в плагиате "чудовищным абсурдом". Затем, когда число выявленных в его диссертации случаев копипейста из других работ стало расти в геометрической прогрессии, он признал, что мог ошибиться, оформляя ссылки на источники, но при этом заверил, что писал диссертацию сам. Вероятно, чтобы предупредить разрастание скандала он временно отказался от ученой степени, но было уже поздно.

По данным сервиса GuttenPlag Wiki, копипейст был обнаружен на 300 из 475 страницах диссертации, при том что страницы оглавления (с 1 по 14) и приложений (с 408 до 475) на плагиат не проверялись. Иными словами, 300 из 394 станиц содержательной части содержат прямое цитирование чужих работ, не обозначенное как цитирование. Как отмечает Spiegel, текст представляет искусную склейку различных кусков при помощи вводных слов и предложений, лишь с незначительными косметическими изменениями. Верить, что соискатель, писавший работу, не знал, что делал, и допустил одиночные досадные ошибки, может только очень наивный человек. А вот автор диссертации действовал довольно цинично. В тексте обнаружили куски из нескольких докладов научной службы бундестага, которая по запросу парламентариев предоставляет им развернутые справки по интересующему вопросу. Иными словами, в бытность депутатом цу Гуттенберг использовал труд сотрудников, заставляя их работать на свою ученую степень.

Впрочем, в СМИ появлялись предположения, что Гуттенберг писал работу не сам, а доверился кому-то из своих подчиненных или сторонних авторов, который, не долго думая, слепил ему диссертацию из подручных средств. В пользу этого предположения говорит хотя бы тот факт, что цу Гуттенберг легко отказался от ученой степени. Если бы министр, как он утверждает, писал текст сам на протяжении семи лет, он бы боролся за свою ученую степень до конца. А так получается по известной пословице: "Как нажито - так и прожито". В любом случае, кто бы ни был автором, налицо очевидная профанация ученой степени, которая в Германии всегда ценилась очень высоко. Приставка Dr. становится составляющей частью имени, ее печатают на всех личных документах и под конец выбивают на могильной плите как знак выдающихся заслуг усопшего.

Как бы ни был успешен цу Гуттенберг-политик, заверения членов правительства в духе "плохой ученый - хороший министр" или просьба министра образования и науки Анетты Шаван дать второй шанс оскандалившемуся кандидату наук никого не убедили. Не помогла даже шумная медиакампания, развернутая в поддержку цу Гуттнеберга таблоидом "Бильд". Университетское и научное сообщество было возмущено и совершенно справедливо увидело в произошедшем угрозу для себя: ведь если можно цу Гуттенбергу, значит можно и всем остальным. Профессор юриспруденции Байройтского университета, где защитился цу Гуттенберг, Оливер Лепсиус (Oliver Lepsius) заявил, что свой второй шанс министр получит, если уйдет в отставку. Ректоры ведущих немецких университетов открыто заявили, что все происходящее подрывает престиж немецкой науки.

28 февраля около 30 тысяч ученых, исследователей и поддержавших их граждан подписали открытое письмо Ангеле Меркель. Они высказали свое категорическое несогласие с позицией канцлера, которая пытается защищать уличенного в плагиате министра, и потребовали его немедленной отставки. От цу Гуттенберга отвернулся даже его научный руководитель, известный правовед Петер Хеберле (Peter Haeberle): "Обнаруженные в диссертации господина цу Гуттенберга недостатки тяжелы и неприемлемы, - отметил Хеберле, несколько лет назад вышедший на пенсию. - Они противоречат всему тому, что я на протяжении всей свой жизни пытался передать своим ученикам".

По большому счету, судьба цу Гуттенберга была предрешена еще в феврале. Поражает другое - с каким упорством правящая коалиция пыталась сохранить ради своих политических целей дискредитировавшего себя министра.

< Назад в рубрику